Конформизм
Пример тех, которые закрылись, похож на пример с тем, который кричит тому, кто слышит только зов и клич. Глухие, немые, слепые, они ничего не понимают! (2:171)
Мы создали для Ада много незримых и забывчивых людей, у которых сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми не слышат. Они как скоты! Напротив, они более заблудшие! Они небрежные! (7:179)
Конформизм – это сознательная уступчивость человека мнению большинства (признанного авторитета, религиозной традиции и т. п.) во избежание конфликта с ним.
Один из самых глубинных страхов человека – страх быть отвергнутым друзьями, родственниками, обществом или джамаатом. Именно поэтому мы так подвержены влиянию общественного мнения.
Исследования психологов свидетельствуют о том, что средний человек стремится идентифицировать себя как можно с большей группой людей и делает это, игнорируя свой характер и приводя себя в соответствие со стандартами общества (причем, неважно, рациональными или нет). Именно отсюда появляется такое навязчивое желание всеми силами следовать мнению или вкусам большинства. Более того, в том, кто отклоняется от нормы, большинство начинает видеть источник социальной угрозы, и потому оно начинает оказывать на него давление в виде насмешек, оскорблений, социального осуждения или даже прямого отторжения «отклоняющегося» лица.
Конечно, речь в данном случае не идет о том, чтобы нарушать какие-то общепринятые нормы морали, изложенные, например, в «десяти заповедях» или в знамениях Словесности. Это нормы более высокого уровня, определяющие целостность общества и самой цивилизации. Но в нашей обычной будничной жизни давление общественного мнения, как минимум, препятствует реализации нашего внутреннего потенциала.
В чем причина конформизма?
С точки зрения информационного подхода, современный человек не может проверить всю информацию, которая ему поступает, и поэтому полагается на мнение других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать более точным образом реальности (по его мнению, большинство не может ошибаться). С другой стороны, человек поддается групповому давлению потому, что хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, хочет избежать конфликтов, избежать санкций при отклонении от принятой нормы, хочет поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой.
В целом, следование за мнением большинства – явление психологически пагубное: человек, как флюгер, следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, либо человек реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует» в данный момент, в угоду авторитетам большинства.
В научном эксперименте, проведенном группой нейробиологов из России, была исследована зависимость поведения человека от мнения большинства. С помощью магниторезонансного сканера ученые изучали активность мозга. В результате серии опытов исследователи выяснили, что в момент, когда испытуемый конфликтует с мнением большинства, мозг продуцирует сигнал ошибки. Более того, если этот сигнал достаточно сильный, то испытуемый меняет свое мнение в сторону большинства. Результаты экспериментов свидетельствуют о том, что, когда вы отличаетесь от большинства, для нашей нервной системы это – ошибка. Следовательно, достаточно автоматически мы меняем свое мнение в направлении мнения большинства.
То есть согласно нашей нервной системе, отличие от других является ошибкой, это запускает некие защитные процессы и в какой-то момент разум отступает, и мы автоматически пытаемся слиться с толпой, даже если ее поведение иррационально:
ведь сотворен забывчивый человек слабым! (4:28)
Зачинатель предупреждает нас в Словесности, что мнение и положение большинства людей неверно, что большинство, подобно бессловесному скоту, не слышит и не разумеет:
Сказал он: «За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева. Ты не найдешь большинства из них признательными!». (7:16-17)
Или ты считаешь, что большинство слышит или разумеет? Поистине, они исключительно как скоты! Скорее они более сбившиеся с дороги! (25:44)
Ха. Мим. Ниспослание Щадящего, Жалеющего Предписания, знамения которого разъяснены в виде Словесности на арабском языке для знающего народа! Радующее и предупреждающее, но большинство из них отстранились и не слушают! (41:1-4)
Люди же попадают в ловко расставленные сети ослушника, теряя путеводную нить:
Поистине, Зачинатель обладает пользой для забывчивых людей, однако большинство забывчивых людей не признательны! (2:243)
Что предполагают те, кто измышляют на Зачинателя ложь о наказании в День Предстояния? Поистине, Зачинатель ведь обладает предпочтением для забывчивых людей, однако большинство из них не признательны! (10:60)
Поистине, твой Господь обладает избытком для забывчивых людей, но большинство из них не признательны! (27:73)
Зачинатель тот, который установил вам ночь, чтобы вы покоились в ней, и день, чтобы было видно. Поистине, Зачинатель ведь обладает избытком для забывчивых людей, однако большинство забывчивых людей не признательны! (40:61)
Отсутствие признательности Зачинателю приводит к обесцениванию трансцендентных истин в сердцах людей. Без вечных ценностей человек не может идти по прямому пути и, в конце концов, отступает от него:
Разбирай между ними потому, что ниспослал Зачинатель. Не следуй их желаниям и остерегайся их, чтобы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Зачинатель! А если они отвернутся, то знай, что Зачинатель желает поразить за часть их провинностей! Поистине, большинство забывчивых людей являются отступниками! (5:49)
Неужели не наступила пора для тех, которые поверили, чтобы благоговели их сердца при поминании Зачинателя и того, что Он ниспослал из истины?! Не становитесь подобно тем, кому дано Предписание раньше. Затянулся над ними срок, ожесточились их сердца, и многие из них стали отступниками! (57:16)
Мы ведь послали Ноя и Авраама. Мы установили в их потомстве вестничество и Предписание. Среди них есть наставленные, но большинство из них отступники.
Затем Мы послали вслед им Наших посланников! Мы отправили вслед Иисуса, сына Марии. Даровали ему Евангелие и вложили в сердца тех, которые последовали за ним, сострадание и милость, но монашество они выдумали сами. Мы не предписывали им это. Это исключительно стремление к довольству Зачинателя. Но они не соблюли это должным образом. Мы дали тем из них, которые поверили, награду, но большинство из них отступники! (57:26-27)
Отступничество предполагает отклонение от трансцендентных законов, что, в свою очередь, выражается в недоверии к ним. Естественно, если человек не доверяет Слову Зачинателя, то он начинает приводить свои домыслы и предположения:
Если ты послушаешься большинства из тех, кто на земле, то они собьют тебя с дороги Зачинателя! Они следуют исключительно за предположением! Поистине, они лишь выдумывают! (6:116)
Большинство их следует исключительно за предположениями. Ведь в предположении нет никакой пользы для истины. Поистине, Зачинатель о том, что они совершают Знающий! (10:36)
Опираясь на свои измышления, большинство людей не обращает должного внимания на знамения Зачинателя. Для них знамения Зачинателя не имеют особого значения, они попросту ими пренебрегают:
И сегодня Мы спасем твое тело, чтобы ты стал для тех, которые придут после тебя, знамением! Поистине, большинство ведь из забывчивых людей Нашими знамениями пренебрегают! (10:92)
Обещание Зачинателя! Не нарушает Зачинатель своего обещания, но большинство забывчивых людей не знает. Знают они явное в жизни ближней, но к Последней они беспечны! (30:6-7)
Небрежение, духовная слепота и глухота становятся естественными барьерами на пути познания трансцендентных законов:
Или они взяли, помимо Него, других зачинателей? Скажи: «Дайте ваши доказательства! Это Напоминание тех, кто со мной, и тех, кто прежде меня. Но большинство их не знает истины, и они уклоняются!». (21:24)
Послали Мы тебя ко всем забывчивым людям, радующим и предупреждающим, однако большинство забывчивых людей не знает! (34:28)
Скажи: «Поистине, Господь мой расширяет надел, кому пожелает и умеряет, однако большинство забывчивых людей не знает!». (34:36)
Когда касается забывчивого человека вред, он взывает к Нам. Затем, когда Мы предоставляем ему благо от Нас, он говорит: «Поистине, это дано мне по знанию!». Скорее это искушение, но большинство их не знает! (39:49)
Поистине, творение небес и земли более велико, чем творение забывчивых людей, но большинство забывчивых людей не разумеют! (40:57)
Но, как говорится, незнание законов не освобождает от ответственности, только на этот раз оно может осуществиться в будущем наказании:
Неужели ты не думал о том, что перед Зачинателем падают ниц те, кто на небесах и на земле: солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные и многие забывчивые люди, но для большинства станет истиной наказание! Тому, кого унизит Зачинатель, не будет почета! Поистине, Зачинатель совершает то, что желает! (22:18)
Истина беспристрастна. Она называет все своими именами, расставляет все на свои места. Это у большинства людей вызывает отторжение, переходящее в ненависть:
Или они не признали своего посланника и стали его порицать? Или они говорят: «У него помешательство»? Напротив, он явился к ним с истиной, но большинству из них истина ненавистна! (23:69-70)
Ненависть застилает разум и отключает логику. Не осознавая этого, люди начинают отрицать знамения Зачинателя, Его истину:
Они узнают благо Зачинателя, а затем не признают его, ведь большая часть их закрывшиеся! (16:83)
Поистине, Мы подробно изложили людям в этой Словесности всякие примеры, но большинство забывчивых людей желает исключительно закрытости! (17:89)
Поистине, Мы распределили ее между ними, чтобы они помнили, но большинство забывчивых людей отказываются от всего, кроме закрытости! (25:50)
Занимательно, но большинство людей на земле считают себя в той или иной степени верующими в Зачинателя людьми. Однако Зачинатель засвидетельствовал, что большинство окажется в убытке:
Поистине, Мы ниспослали тебе знамения, явными доказательствами, но закрыты для них только отступники. Неужели каждый раз, когда они дают обязательство, часть из них отказывается от него? Но большинство их не верит! (2:99-100)
Алиф. Лям. Мим. Ра. Это знаки Предписания, которые ниспосланы тебе от твоего Господа истина, но большинство забывчивых людей не верит. (13:1)
Более того, вера большинства основана на пан-политеизме:
Большинство их верят в Зачинателя, исключительно приобщая! (12:106)