Был ли Мухаммад неграмотным?

            Отличительной чертой Мухаммада, описываемой традицией, является его неграмотность. Об этом подробно рассказано в преданиях-хадисах с опорой на некоторые места Словесности. Причину и смысл такого утверждения необходимо искать в истории отношений посланника с оппонентами.

            Как известно, христиане и иудеи обвиняли Мухаммада в плагиате, т.е. в элементарном переносе библейских сказаний в новый, формат Словесности. Судя по всему, для того чтобы опровергнуть подобное утверждение, ранним мусульманам пришлось выдвинуть тезис о безграмотности вестника. Конечно же, подобное утверждение не ставило окончательную точку в полемике, но снимало остроту вопроса и заводило в тупик дальнейшую эксплуатацию этой темы. Христиане и иудеи оставались при своем, мусульмане при своем.
            Однако, при критическом рассмотрении этой темы, мы обнаруживаем пласт информации, свидетельствующей о том, что Мухаммад был грамотным и образованным человеком. 
            Из биографии, описанной Ибн Хишамом, а также многими другими исламскими историками, мы узнаем, что он был честным и успешным торговцем. Именно этим он и приглянулся своей будущей жене - Хадидже. Но предположить, что торговец не умеет считать, было бы неразумно. О том, что у него во время торговли был личный писарь не упоминается ни в одном источнике. Да и отчет Хадидже он давал сам. Поэтому утверждать о том, что Мухаммад не знал цифр, нет основания. 
            Историческим фактом является то, что в те времена семитские племена арабов и евреев пользовались сложной системой нумерации и счета. Каждой букве арабского алфавита соответствовало определенное число. Эта практика существовала и во времена Халифата. Таким образом, человек, знакомый со счетом и цифрами, не мог не знать буквы алфавита.
            После внимательного изучения текста, применяя метод толкования Словесности самим Словесностью, мы приходим к однозначному мнению – посланник был грамотным, умел читать и писать!
            Традиционалистами приводится несколько отрывков в качестве доказательства неграмотности посланника. Основное доказательство людей, убежденных в неграмотности, строится на следующем:  



            Ты не читал прежде Предписание и не писал его своей правой рукой, ведь в противном случае любители напраслины засомневались бы. (29:48)



            Сторонники теории неграмотности Мухаммада толкуют это место как довод в пользу того, что вестник не читал и не писал вообще. Однако, контекстное прочтение ясно показывает, что речь здесь идет именно о предыдущих Предписаниях, которые Мухаммад не читал и не переписывал. Имеется в виду тот факт, что Мухаммад, до начала откровения, не имел отношения ни к иудейской, ни к христианской религиозной традиции, откуда он мог почерпнуть источники новой религии.

            Отрицающие знамения Словесности удостоенные Предписания обвиняли Мухаммада в плагиате прежних Предписаний - Торы и Евангелия, утверждая, что он прочитал, переписал и взял их за основу. Они отказывались принимать его посланничество и обвиняли его в самозванности. Зачинатель вступил в полемику с ними:



            Спорьте с удостоенными Предписания только наилучшим образом, исключая мракобесов из них! Скажите: «Мы поверили тому, что ниспослано нам и что ниспослано вам. Наш зачинатель и ваш зачинатель Единственный! Мы пред Ним смирились!».

Таким образом Мы ниспослали тебе Предписание. А те, которым Мы дали Предписание, верят ему. Среди этих есть тот, который верит ему! Однако, отрекаются от Наших знамений исключительно закрывшиеся!

Ты не читал прежде Предписание и не писал его своей правой рукой, ведь в противном случае любители напраслины засомневались бы. Но это ясные знамения в помыслах тех, которым дано знание! Отрекаются от Наших знамений исключительно мракобесы!

Они спрашивают: «Почему ему не ниспосланы знамения от его Господа?». Ответь: «Поистине, знамения у Зачинателя! Поистине, я явно предупреждающий!».

Неужели им недостаточно того, что Мы ниспослали тебе Предписание, которое им читается? Поистине, в этом Милость и Напоминание для верующего народа! (29:46-51)



            Таким образом, внимательное контекстное прочтение всех связанных тематически мест дает нам ясное и недвусмысленное понимание смыслов. Подведем итог: отрывок, который традиционалисты приводят в качестве доказательства неграмотности посланника, имеет другой смысл, а именно повествует о «неискушенности» вестника в религиозных традициях предыдущих Предписаний. Отсутствие связи Мухаммада с библейской традицией подтверждается в следующем отрывке:

 

 

            Таким образом Мы внушили тебе Дух с Нашим повелением! Ты не был сведущ ни в Предписании, ни в вере! Однако Мы установили Предписание Светом! Мы наставляем им кого пожелаем из Наших слуг! Поистине, ты ведь наставляешь на прямой путь. (42:52)



            Проще говоря, Мухаммад был человеком, не имеющим отношения к традиции иудеев и христиан. Арабы того времени были язычниками, не имеющими письменной религиозной традиции в виде книг. Мухаммад был из арабов и расценивался обладателями Предписания в качестве такого «неграмотного», «без письменного» человека.                                 Термин, используемый в Словесности «умийюн», который означает:

 

 

1)     материнский;                                                                                               

2)     невежественный, неискушенный;  

 

                                                                                    

  Первое значение не подходит по смыслу, а из второе значения к этому термину ближе значение - неискушенный, т.к. смысл невежества в Словесности передает термин «джахиля».                                                                                                        Чтобы люди это понимали, Зачинатель повелел посланнику сказать следующее:



            Скажи: «О забывчивые люди! Я посланник Зачинателя, которому принадлежит власть над небесами и землей, к вам всем. Зачинатель исключительно Он! Он оживляет и умертвляет!». Так верьте Зачинателю и Его посланнику, вестнику, неискушенному, который верит Зачинателю и Его Словам. Следуйте за ним, может быть, вы наставитесь! (7:158)


 
            То, что в Словесности этот термин использован именно в значении религиозной «неграмотности», «без письменности», отсутствия связи с письменной традицией иудеев и христиан показывает также следующий отрывок: 



            Среди них есть неискушенные. Они не знают Предписания, а только мечтают и предполагают. (2:78)



            В этом месте прямо говорится, что люди, не знающие Предписания и следующие за своими предположениями - неискушенные. Нигде в Словесности этот термин не применяется в ином значении:

 
           
            Среди удостоенных Предписания есть такие, что, если ты доверишь им накопленное, они вернут тебе, но среди них есть и такие, что, если доверишь им монету, то они не вернут ее тебе, если ты не будешь все время стоять над ними. Это потому, что они говорят: «Нет у нас возможности из-за неискушенности!». Зная, они говорят на Зачинателя ложь! (3:75)



            Запиши за нами в этой ближайшей жизни благое деяние и в Будущей. Поистине, мы наставлены к Тебе!». Ответил Он: «Наказанием Моим Я поражаю того, кого желаю, а милость Моя объемлет всякую вещь!». Поэтому Я запишу ее тем, которые осмотрительны, дают обеляющий расход и верят в Наши знамения, следуют за посланником, вестником, неискушенным, запись о котором они находят у себя в Торе и Евангелии, повелевающим им одобренное и удерживающим их от неодобряемого, разрешающим им здравое и запрещающим им порочное, снимающим с них тягость и оковы, которые были на них. А те, которые поверили в него, поддерживали его, помогали ему и последовали за Светом, который ниспослан с ним, они преуспевшие! (7:156-157)

 

 

            Он послал к неискушенным посланника из них. Он читает им Его знамения, обеляет их, обучает их Предписанию и Разборчивости, поистине, ведь раньше они были в явном заблуждении. (62:2)  

 


            Прямым доказательством того, что посланник был грамотным служит следующий отрывок:



            Сказали те, которые закрылись: «Это исключительно его измышленный наговор, а помог ему в этом другой народ!». Они проявили мрачную фальшь.

Сказали они: «Легенды первых! Он переписал их, ведь диктуются они ему утром и вечером!». (25:4-5) 



            Если Мухаммад был неграмотным, то его никто бы не обвинял в том, что он ПЕРЕПИСЫВАЛ то, что ему ДИКТОВАЛОСЬ. В таком случае, Зачинатель просто бы указал на неграмотность вестника и невозможность неграмотному человеку писать что-либо. 
            Однако в следующем месте Зачинатель этого не сделал, но подтвердил трансцендентность Словесности:



            Ответь: «Ниспослал ее Тот, который знает тайну небес и земли. Поистине, Он – Прощающий, Жалеющий!». (25:6)



            Да и не могли быть обращены неграмотному человеку следующие отрывки:



            Нун. Клянусь пером и тем, что пишут! Ты, по благодеянию Господа твоего, не одержимый! (68:1-2)

 

 

            Читай именем Господа твоего, который сотворил! Сотворил забывчивого человека из сгустка! Читай! Твой Господь самый почитаемый! Который научил письму! Он научил забывчивого человека тому, чего он не знал! Так нет! Поистине, забывчивый человек ведь выходит за предел (96:1-5)



            Любой разумный человек увидит какое колоссальное значение Зачинатель придает функциям грамотности: чтению и письму. Дважды звучит приказ «Читай!», упоминается перо, которым Зачинатель учит людей тому, чего они не знают, более того, Зачинатель клянется письменными принадлежностями.                                                                          Напрашивается вопрос: как Мухаммад, даже если мы допустим, что он был неграмотным до начала откровения, мог не подчиниться приказу своего Господа и не выучить 28 букв арабского алфавита? Как посланник Создателя всех миров мог ослушаться приказа своего Господина?                                                                                            

             Надо понимать, что Мухаммад был торговцем и умел считать, причем умел очень хорошо считать, так как был успешным торговцем. А это значит, что и записывать числа он тоже умел. Так вот, в то время арабы и вообще все семиты пользовались арабскими БУКВАМИ для записи чисел. Нынешние «арабские» цифры были заимствованы мусульманами у индийцев только в конце 8-го века, то есть спустя почти два века после смерти Мухаммада.   До перехода к индийским знакам, для обозначения чисел использовались буквы, а их числовое значение соответствовало их порядку в алфавите. Поэтому Мухаммад-торговец был обязан знать арабский алфавит и научиться читать для него, было делом нетрудным, учитывая, что он получил приказ от Зачинателя!
            Для разумного человека, с уважением относящегося к личности последнего посланника и размышляющего над смыслами последнего откровения, становится ясно, что за мифом о неграмотности посланника скрывается намерение принизить интеллектуальные возможности Мухаммада, неуважение к его памяти и роли в истории.  
            Последователи сотен тысяч, зачастую противоречивых, хадисов, следуя выдуманным историям о неграмотном посланнике намеренно игнорируют сведения, содержащиеся в тех же хадисах, прямо указывающие на способность Мухаммада читать и писать. 
            Например, история, переданная Ибн Исхаком, самим ранним комментатором «Сиры» - истории вестника, о том, что посланник лично написал ответ на письмо лжевестника Мусайлимы. Или хадис от Бухари о предсмертном желании посланника, которое он хотел написать самостоятельно, на что Умар б.Аль-Хаттаб ответил «нам достаточно Словесности». 
            Миф о неграмотности Мухаммада не имеет обоснования в Словесности и является искажением. Мухаммад был верным служителем Зачинателя, послушным, умел читать и писать и являлся грамотным человеком.  
            Согласно Словесности, истинно верующими могут быть только размышляющие люди. Истина открывается только разумным и открыто мыслящим людям. 
            В историческом исламе существует множество мифов, неузнаваемо искажающих истину. Все эти мифы опираются на человеческие источники. Однако, основной причиной почему этим мифам удается влиять на сознание мусульман является нежелание самих мусульман размышлять о своей вере. Слепое следование за традицией строго осуждается в Словесности и приравнивается к закрытости от Его знамений:



            Когда им было сказано: «Следуйте за тем, что ниспослал Зачинатель», то они отвечают: «Напротив, мы следуем тому, на чем застали наших отцов!». Невзирая на то, что их отцы не понимали ничего и не были наставлены?! Пример тех, которые закрылись, похож на пример с тем, который кричит тому, кто слышит только зов и клич. Глухие, немые, слепые, они ничего не понимают! (2:170-171)



            Только более чем через 200 лет после переселения, мусульмане начали пользоваться цифровыми привезенных их Индии, ошибочно называемых арабскими. Индийскую систему записи широко популяризировал арабский ученый ал-Хорезми, автор знаменитой работы «Китаб ал-джабр уаль-мукабала», от названия которой произошёл термин «алгебра». Он же ввел понятие «ноль», так же заимствованное у индийцев. Кстати, по-арабски «ноль» звучит «сыфр», отсюда и берет название русское слово «цифра».