Испытание

            Отношение человека к идее, смыслу или какому-либо проекту складывается из его внутреннего ощущения. Он может понимать предлагаемые ему концепты, он может с ними соглашаться, но если в человеке не будет внутренней убежденности, уверенности, доверия, то о полной отдаче не может идти и речи. Если же какое-нибудь мировоззрение не будет характеризоваться беззаветным служением, то оно не сможет достичь своих целей. Поэтому простая констатация факта не является достаточной мерой для реализации концепта. 

Как уже было упомянуто в первой части, термин «вера» отражают следующие арабские слова: «амуна, амина, амана», означающие «быть верным, надежным, безопасным, благополучным, доверять, верить». Когда люди не просто констатируют факт, а именно доверяют и считают веру источником благополучия, то они в любой ситуации верны источнику информации, тогда они без колебаний готовы жертвовать всем, что для них ценно. А жертвы на пути истины априори неизбежны. Ведь противоборствующие идеологии не терпят конкуренции, не мирятся с потерей своих позиций, что и приводит их к агрессии.  

            В экстремальных условиях обнажается истинная сущность человека. Если он в действительности верен ниспосланной информации, как декларировалось, то это явно выражается в его поведении. В выявлении истинного духовного состояния состоит смысл испытания, важным компонентом которого являются военные столкновения. Однако люди остаются людьми, со своими слабостями. Для стимулирования терпения Творец в Словесности и заложил некоторые тезисы:

 

Если вас коснулась рана, то такая же рана коснулась и того народа! Эти дни Мы сменяем чередой среди забывчивых людей, чтобы отметил Зачинатель тех, которые поверили. Поистине, Зачинатель не любит мракобесов! Он взял из вас свидетелей, чтобы выявились те, которые поверили, и сокрушить закрывшихся! (3:140-141) 

 

Любого человека в трудностях могут посещать мысли о смысле терпеть лишения и подвергаться риску. Для поддержки убежденности в правильности выбора Создатель свидетельствует:

 

Те, которые поверили, сражаются на пути Зачинателя, а те, которые закрылись, сражаются на пути произвола. Так сражайтесь с покровителями ослушника, ведь козни ослушника слабы! (4:76) 

 

Более того, поверившим Зачинателю дается непосредственная поддержка управленцев, что придает дополнительную уверенность и внутреннюю силу для отпора сомнению: 

 

Вот внушил Господь твой управленцам: «Поистине, Я с вами! Так укрепите тех, которые поверили! Я брошу в сердца тех, которые закрылись страх. Так бейте их выше шей и бейте их по всем пальцам!». (8:12)

 

В большинстве случаев по итогам сражения, да и вообще войны, выявляются победители и побежденные. Победители пользуются плодами победы и получают компенсацию своим издержкам. Такое положение также распространяется и на поверивших Господу: 

 

Знайте, что пятая часть из того, что вы взяли в качестве добычи, принадлежит Зачинателю, посланнику, близким родственникам, сиротам, бедным и путнику, если вы поверили Зачинателю и тому, что Мы ниспослали Нашему слуге в день различения, в день, когда встретились два сборища! Поистине, Зачинатель над всякой вещью Могущественный! (8:41)

 

Испытание лишениями, смертью, ранениями и недостатком требуют консолидации единомышленников. Отсутствие единения не дает желаемого результата и обнажает истинное внутреннее состояние единоверцев. Этим обусловлены суровые, но справедливо регламентируемые Зачинателем отношения между поверившими: 

 

Поистине, те, которые поверили, выселились, усердствовали своим достатком и собой на пути Зачинателя, и те, которые дали убежище и помогли, являются покровителями друг другу! Над теми, которые поверили, но не выселились, нет никакого покровительства, пока они не выселятся! А если они попросят у вас помощи в исполнении долга, то на вас лежит помощь, но не против народа, с которым у вас есть договор. Зачинатель то, что вы делаете Видящий! (8:72)

 

Естественно, что не могут все до единого быть в строю. Главное – в силу своих возможностей участвовать в деле отстаивания своих позиций. Поэтому посильная помощь никак не умаляется Всевышним: 

 

Те, которые поверили, выселились и усердствовали на пути Зачинателя, и те, которые дали убежище и помогли, они истинно верующие! Для них прощение и почетный удел! Те, которые поверили после, выселились и усердствовали вместе с вами, то они одни из вас. Но обладатели родства более близки друг к другу по Предписанию Зачинателя. Поистине, Зачинатель о всякой вещи Знающий! (8:74-75) 

 

Активная позиция в разных условиях дает преимущество одним поверившим над другими:

 

Те, которые поверили, выселились и усердствовали на пути Зачинателя своим достатком и собой, перед Зачинателем превосходят степенью! Они достигающие успеха! (9:20) 

 

Однако посланник и те, которые поверили вместе с ним, усердствовали своим достатком и собой! Для них благодеяния! Они достигающие успеха! (9:88)  

 

Финальным итогом жизнедеятельности верящих Творцу является Его милость и возможность реализации себя в следующем этапе развития личности – в Раю.