Слуги

 

За любым словесным выражением стоит определенный смысл. В лексиконе верующих прочно укоренились эпитеты «раб Аллаха», «раб Божий». В историческом исламе традиционно слово «раб» является переводом арабского «абд», который также имеет значения «невольник, слуга». В свою очередь «абд» образовано от корня «абада», что означает «служить, поклоняться, преклоняться». Исходя из всех значений, вырисовывается два основных понятия этого слова – слуга и невольник.

Слово «раб» обычно ассоциируется с безволием, отсутствием свободы выбора, ничтожностью. Раб – человек, лишенный прав и являющийся собственностью хозяина.

Слуга тоже ассоциируется с определенной зависимостью, но в сравнении с рабом он добровольно служит. Слуга может надеяться на повышение вознаграждения за хорошую работу, чего нет у раба. Слуга – человек, находящийся на службе у кого-либо. Тот, кто отдает себя служению чему-либо, работает во имя чего-либо.

Обратившись к Словесности, мы обнаружим дополнительно два устойчивых выражения: «рикаабун» и «малякат айман».

«Рикаабун» является множественным числом слова «ракабату», что означает «шея, горлышко, раб». Его корневым значением служит слово «ракаба» и переводится как «следить, наблюдать, контролировать», т.к. речь идет о бесправном человеке.

«Малякат айман» состоит из двух слов: «малякат» – владеть, «айман» – правая рука. Здесь речь идет зависимом человеке.

 

«рикаабун»

 

Благочестие не в том, чтобы вы поворачивали ваши направления в сторону востока и запада. Но благочестив тот, кто поверил Зачинатель, в Последний День, в управленцев, в Предписание, в вестников, кто раздавал свое имущество, несмотря на любовь к нему, близким, сиротам, беднякам, путникам, просящим, бесправным, выходил на сближающую связь и давал обеляющий расход, кто, давая обязательство, выполняет его, терпелив в беде, во вреде и во время нужды. Это те, которые правдивы, они осмотрительны! (2:177)

 

Верующий не может убивать верующего, исключая ошибки! Кто убьет верующего по ошибке, то должен освободить бесправного верующего и вручить его обладателю выкуп, если он не засчитает это милостынею! Если убитый верующий будет из народа, противостоящего вам, то нужно освободить бесправного верующего. Если он из народа, с которым заключен договор, то нужно освободить бесправного верующего и вручить его обладателю выкуп. А кто не найдет выкуп, то – воздержание два месяца последовательно в покаяние пред Зачинателем. Поистине, Зачинатель – Знающий, Мудрый! (4:92)

 

Зачинатель не упрекает вас за пустословие в ваших клятвах, но Он упрекает вас за то, с чем вы связываете клятвы. В искупление этого накормите десять бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или оденьте их, или освободите бесправного. У кого нет возможности, то пусть воздерживается три дня. Это в искупление ваших клятв. Оберегайте ваши клятвы! Так объясняет Зачинатель вам Свои знамения, может быть, вы будете признательны! (5:89)

 

Поистине, милостыни предназначены для бедных, нищих, работающих с милостынями, для соединения их сердец, для бесправных, должников, на путь Зачинателя, для путников! Это предписание от Зачинателя! Зачинатель – Знающий, Мудрый! (9:60)

 

            Те, которые представляют в отношении их женщин, а затем возвращаются к тому, что сказали, должны освободить бесправного, прежде чем они коснутся друг друга. В этом для вас Его увещевание! Зачинатель о том, что вы делаете Осведомленный! (58:3)

 

            Что ты знаешь о крутом подъеме? Освободить бесправного,

или накормить во время голода близкого сироту, или жалкого бедняка! (90:12-16)

 

«малякат айман»

 

            Если вы боитесь, что не будете соразмерны с сиротами, то интимные отношения с приятными для вас женщинами: двумя, тремя, четырьмя. А если вы боитесь, что не будете справедливы, то с одной или зависимой от вас. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости! (4:3)

 

            Служите Зачинателю и не приобщайте Ему никого. Делайте добро родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, близкому родственнику по соседству, постороннему соседу, постороннему сопровождающему, путнику и зависимым от вас. Поистине, Зачинатель не любит тех, кто горделиво хвастлив! (4:36)

 

            Зачинатель дал превосходство одним из вас над другими в уделе. Так что те, у которых есть превосходство, отказывают в своем уделе зависимым от себя, чтобы они не сравнялись с ними. Неужели они отрицают благодеяние Зачинателя? (16:71)

 

Слово «абд» в основном используется в отношении вестников и свободных среди людей:

Мы дали Моисею Предписание и установили его Наставлением для детей Израиля, чтобы они не брали, помимо Него, поручителя, потомству тех, кого Мы носили вместе с Ноем. Поистине, он был признательным слугой! (17:2-3)

            Ребенок ответил: «Я слуга Зачинателя! Он дал мне Предписание и установил меня вестником!». (19:30)  

 

            Даровали Мы Давиду Соломона. Он благодетельный слуга! Поистине, он кающийся! (38:30)  

 

            Поистине, он исключительно слуга, которого Мы облагодетельствовали и установили его примером для детей Израиля. (43:59)

 

            Поистине, после того как встал слуга Зачинателя, воззвав к Нему, они были готовы обступить его. (72:19)            

 

Конечно же, все люди зависят от Зачинателя, но Всевышний предоставил нам свободу выбора. Никогда люди не поставят раба своим наместником, но наш Создатель поставил Адама наместником на земле.

При восприятии слова «абд» как «слуга» понимание смысла становится более качественным:

 

Я сотворил незримых и людей, исключительно, чтобы они Мне служили! (51:56)

 

В данном месте использовано слово «абудуна», корнем которого является «абд». Однако переводить его как «раболепствовали», было бы неправильно. Это слово в основном переводят, как «поклоняться», но это понимание сужает поле деятельности человека до обыкновенной ритуалистики. Значение же слова «служение» отражает широкий спектр действий верующего человека. Ведь ассоциации обывателя с верующим связаны в большей мере с отправлением культа и в меньшей мере с общественной деятельностью, государственной службой, наукой, медициной, правопорядком и т.д. А ведь верующие люди обязаны влиять на общество, устанавливать справедливость и пресекать нечестие:

 

Так Мы установили вас главенствующим центром, чтобы вы свидетельствовали о людях, а посланник будет свидетельствовать о вас. (2:143)

 

            Пусть будет из вас главенство, призывающее к хорошему, повелевающее одобренное и удерживающее от ненавистного. (3:104)