Одобряемое

Отношения между людьми оцениваются людьми по-разному. Оценка действий во многом связано с культурой и менталитетом народа. Конечно, есть индивидуальные оценки, но в большинстве случаев, отношение к происходящему берет начало в традиции.

Каково отношение к традиции любого народа в Словесности? В Словесности используется слово «ма,рууф», означающее – одобренное: 

 

Пусть будет из вас главенство, призывающее к хорошему, повелевающее одобренное и удерживающее от ненавистного. Такие достигнут успеха. (3:104) 

 

У любого народа существует элита - те, кто управляет народом либо имеет большое влияние на народ. Зачинатель предписывает такой элите повелевать одобренное. Но, чтобы повелевать одобренное, они должны сами руководствоваться «вечными» ценностями: 

 

Они верят Зачинателю, в Последний День, повелевают одобряемое, удерживают от ненавистного и скоры на хорошие дела. Такие из исправившихся. (3:114) 

 

Вот два главных тезиса, откуда берут начало ценности – вера Зачинателю, и вера в Последний День. Эти два столпа, при условии искренности, не позволят управленческому слою людей быть склонными к произволу и тирании. Доверие Зачинателю и вера в Последний День будут естественными ограничителями, а также руководством в принятии решений. Если же они не будут соответствовать данным критериям, то и дела будут соответствующие: 

 

Продажные мужчины и женщины, одни часть других. Они повелевают делать отвратительное, удерживают от одобренного, и они сжимают свои руки. Забыли они Зачинателя, и Зачинатель предал их забвению! Поистине, продажные, они отступники! (9:67) 

 

Почему так важно, чтобы элита соответствовала трансцендентым принципам? Дело в том, что главным регулятором отношений в обществе выступают принятые ими законы.

Помимо законов, в любом народе существуют определенные правила поведения. Эти правила вырабатывались долгое время и одобрены большинством сообщества. В основном, правила касаются таких событий как: дни рождения, свадьбы, разводы и похороны:   

 

Предписано вам, когда к кому-нибудь из вас явится смерть, лучше оставить завещание родителям и близким, с одобрением права для осмотрительных. (2:180) 

 

Как мы видим, помимо самого завещания, есть условие одобрения права. Такое одобрение не прописывается в официальных законах, оно напрямую происходит из традиции: 

 

Те, которые скончаются из вас и оставят завещание своим супругам, пусть их не прогоняют и обеспечивают до года. А если они уйдут, то не будет для них проступка в том, как они сами поступят одобрив. Поистине, Зачинатель – Всемогущий, Мудрый!

Пусть разведенные женщины пользуются одобренным правом для осмотрительных. (2:240-241) 

 

Люди по-разному выработали правило поведения женщины после смерти мужа. Именно традиция народа дает оценку поведению, что также справедливо и при разводе: 

 

Развод допускается дважды. Затем либо удержать с одобрения, либо предоставить свободу по-доброму. (2:229) 

 

Так, когда они достигнут назначенного срока, то либо удержите их с одобрением, либо разлучайтесь с ними с одобрением. (65:2) 

 

Зачинатель, помимо предписанных правил, предоставил право обоюдного одобрения, т.е. люди должны брать на себя ответственность. Такая ответственность должна быть во всем, в частности в семейной жизни:   

 

О те, которые поверили! Не разрешено вам быть наследниками против воли женщин. Не чините препятствия для них, если они хотят унести часть данного вами, исключая того случая, если они последовали за явной чрезмерностью. Живите вместе с одобрения. А если они не желанны вам, то возможно, вам что-то и не желанно, а Зачинатель установил в этом много хорошего. (4:19) 

 

Брак должен быть одобрен, как и его условия. Главным условием брака, согласно Словесности, выступает материальное вознаграждение. Зачинатель не уточняет какое оно должно быть. Это вменено на усмотрение самих людей: 

 

Так вступайте в интимные отношения с ними с позволения их обладателя и давайте их одобренное вознаграждение. Недоступные - не развратные, не берущие приятелей. (4:25) 

 

Прослеживается четкая логика, дается предписание, как основа, а на этой основе люди имеют право разрабатывать определенные правила поведения, а это и есть традиции народа: 

 

Если они (родители) приложат усилия, чтобы ты приобщал Мне то, о чем нет у тебя знаний, не слушайся их, но сопровождай их в этой жизни одобрено. Следуй пути того, кто молит Меня о прощении! Затем к Нам ваше возвращение, и Я возвещу вам о том, что вы делали! (31:15) 

 

Эта же логика учит нас тому, что трансцендентное предписание первично, а традиция вторична, но не отвергается. Как видно из аята, даже если родители будут настаивать на язычестве, верующие не могут нарушать предписание о монотеизме, но в остальном должны относиться к родителям согласно одобренному в народе. В этом смысле, радикально-экстремистская идеология своих адептов противопоставляет своим ближайшим родственникам.

            В любом народе существуют мудрые изречения, которые сохраняются в традиции народа с незапамятных времен. Они могут касаться абсолютно разных ситуаций, но их объединяет одно – мудрые слова одобрены большинством:  

 

Слова одобрения и прощения лучше, чем милостыня, вслед за которой следует обида. Поистине, Зачинатель – не нуждающийся, Мягкий! (2:263) 

 

Не давайте неразумным ваше достояние, которое Зачинатель установил вам для существования. Наделяйте их из достояния и одевайте. Говорите им слова одобрения. (4:5) 

 

Когда присутствуют при разделе доли близкие, сироты и бедняки, то наделяйте их из этого и говорите им слова одобрения. (4:8) 

 

Вывод из вышеизложенных отрывков Словесности следующий – право одобрения и принятия одобренных правил, помимо предписаний Зачинателя, позволительно в любом народе. Зачастую это относится к законам страны и традиции народа. Единственным критерием для них является не противоречие трансцендентным принципам. Если что-то в законе или традиции идет вразрез с предписанием Зачинателя, то этим можно не руководствоваться верующим, но в остальном необходимо следовать законам и традиции.