Отношение к сиротам

            В Словесности прослеживается особое отношение к сиротам. Ценность сирот является одним из важнейших ценностей, включенный в договор между Творцом и людьми:

 

Когда Мы заключили договор с детьми Израиля о том, чтобы служить только Зачинателю, совершать благие дела родителям, близким, сиротам, бедным, говорить забывчивым людям наилучшее, выходить на сближающую связь и давать обеляющий расход, то после вы, за исключением немногих из вас, отвернулись и отстранились. (2:83)

 

В благие дела входит материальное обеспечение сирот, что вполне объяснимо отсутствием у сирот попечителей. Взятие на себя обязательства умерших родителей в качестве попечителей относится к благочестию и служению Зачинателю:

 

Благочестие не в том, чтобы вы поворачивали ваши лица в сторону востока и запада. Но благочестив тот, кто поверил Зачинатель, в Последний День, в управленцев, в Предписание, в вестников, кто раздавал свое имущество, несмотря на любовь к нему, близким, сиротам, беднякам, путникам, просящим, бесправным, выходил на сближающую связь и давал обеляющий расход, кто, давая обязательство, выполняет его, терпелив в беде, во вреде и во время нужды. Это те, которые правдивы, они осмотрительны! (2:177)

 

Служите Зачинателю и не приобщайте Ему никого. Делайте добро родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, близкому родственнику по соседству, постороннему соседу, постороннему сопровождающему, путнику и зависимым от вас. Поистине, Зачинатель не любит тех, кто горделиво хвастлив! (4:36)

 

Вполне естественным вопросом у тех, кто желает совершать благие дела возникает необходимый объем помощи тем же сиротам. Ответ для всех следующий:

 

Они спрашивают тебя о том, что им расходовать?  Ответь: «Что вы расходуете из хорошего, то родителям, близким, сиротам, беднякам, путникам. Что вы совершаете из хорошего, то, поистине, Зачинатель об этом Знающий!». (2:215)

 

Материальная помощь сиротам позволяет выправить их положение, однако, благим делом является еще и общение с ними:

 

Спрашивают они тебя о сиротах. Ответь: «Улучшение их положения – хорошее дело!». Если вы с ними общаетесь, то они ваши братья. Поистине, Зачинатель различает портящих от исправляющих. Если бы Зачинатель пожелал, то Он поставил бы вас в затруднительное положение. Поистине, Зачинатель – Всемогущий, Мудрый! (2:220)

 

Общение с сиротами восполняет им потерю родителей, возможность получать родительское тепло и воспитание. Однако, тепло и воспитание в полном объеме поступает от двух родителей. Отсюда и разрешение на полигамию, оправдываемое только наличием сирот:

 

Отдавайте сиротам их достояние и не меняйте порочное на хорошее! Не поглощайте вашими достояниями их достояния! Поистине, это является великим проступком.

Если вы боитесь, что не будете соразмерны с сиротами, то интимные отношения с приятными для вас женщинами: двумя, тремя, четырьмя. А если вы боитесь, что не будете справедливы, то с одной или зависимой от вас. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости! (4:2-3)

 

Перед нами два утвержденных Зачинателем условия:

 

1)     Для обеспечения сиротам соразмерности можно брат до четырех жен;

2)     Отсутствие справедливости к сиротам отменяет условие для полигамии.

 

Даже для брака ради сирот учитываются чувства и положение сирот. Тут нет места

желанию мужчины или положению женщины, тут учитываются исключительно интересы сирот:

 

            Они спрашивают твоего решения о женщинах. Ответь: «Решение Зачинателя о них в том, что зачитывается вам в Предписании о женщинах, которым вы не даете того, что предписано им, интересуясь интимными отношениями с ними. И о слабых детях, чтобы вы устраивали сиротам соразмерность. Чтобы вы ни сделали хорошего, ведь Зачинатель об этом Знающий!». (4:127)

 

Отсюда и условие материального обеспечения:

 

Заботьтесь о сиротах, пока они не достигнут половозрелости. А если заметите в них сознательность, отдавайте им их достояние. Не поглощайте его расточительно и поспешно, пока они не станут большими. Кто богат, пусть будет добродетелен, а кто беден, пусть потребляет с одобрения. Когда вы отдаете им их достояние, то засвидетельствуйте это для них. Достаточно Зачинателя как ведущего счет! (4:6)

 

К достатку сироты приближайтесь только с наилучшим намерением, пока он не достигнет зрелости! (6:152)

 

Приближайтесь к достоянию сироты исключительно с наилучшим, пока он не достигнет своей зрелости. Исполняйте в полной мере обязательства. Поистине, об обязательствах - спросят! (17:34)

 

Если сирота несовершеннолетняя и не обладает сознательностью, то он находится на обеспечении со стороны опекунов, но при достижении половозрелости и сознательности, сироты имеют право на самостоятельность. Данная логика видна из истории с сиротами, оставшихся без опекунов:

 

Что касается стены, то оно принадлежало двум детям-сиротам в городе. Снизу был их клад. Отец их был исправившимся. Так захотел Господь твой, чтобы они достигли зрелости и вытащили свой клад по милости их Господа! Не совершал я это по своему усмотрению. Это толкование того, чего ты не смог утерпеть!». (18:82)

 

Даже в отсутствии опекунов, вместо родителей, Творец предусмотрел обеспечение сирот только после достижения ими зрелости.

 

 

Передача материальной доли сиротам в полной мере предписывается Зачинателем довольно строго, нарушение чего приводит к санкциям с Его стороны:

 

Когда присутствуют при разделе доли близкие, сироты и бедняки, то наделяйте их из этого и говорите им слова одобрения.

Пусть те, кто оставит после себя слабое потомство, опасаются за них. Так пусть они остерегаются Зачинателя и пусть говорят правильные слова! Поистине, те, кто омрачены поглощением достояния сирот, они ведь поглощают вовнутрь огонь! Их сожгут в Пламени! (4:8-10)

 

            Важность обеспечения сирот включена и в жизнь Мухаммада. Даже одним из пунктов затрат послевоенной контрибуции является обеспечение сирот:

 

Знайте, что пятая часть из того, что вы взяли в качестве добычи, принадлежит Зачинателю, посланнику, близким родственникам, сиротам, бедным и путнику, если вы поверили Зачинателю и тому, что Мы ниспослали Нашему слуге в день различения, в день, когда встретились два сборища! Поистине, Зачинатель над всякой вещью Могущественный! (8:41)

 

Трофеи, что дал Зачинатель своему посланнику от обитателей селений, принадлежат Зачинателю, посланнику, близким, сиротам, бедным и путнику, чтобы не оказалось это распределено между богатыми среди вас. Что дал вам посланник, то берите, а что удержал от вас, от того удержитесь. Остерегайтесь Зачинателя, поистине, Зачинатель суров в наказании! (59:7)

 

            Довольно важным фактором в оценке творцом верующих является отношение к сиротам:

 

Они кормили едой, которую любят, бедняка, сироту и странника,

говоря: «Мы кормим вас из-за направления Зачинателя! Мы не хотим от вас награды и благодарности! (76:8-9)

 

            Верующие понимают, что бескорыстное обеспечение сирот высоко ценится Создателем и служит одним из высших проявлений веры:

 

Что ты знаешь о крутом подъеме? Освободить бесправного, или накормить во время голода близкого сироту, или жалкого бедняка! (90:12-16)

 

Участь тех, которые игнорируют положение сирот и соответственно относятся к ним весьма незавидна:

 

Думал ли ты о том, кто считает ложью Долг? Так это тот, кто отгоняет сироту! И не побуждает накормить нуждающегося! Так горе тем связывающимся, которые небрежны в своих связях! Которые лицемерят, и отказывают в приюте! (107:1-7)