Просьбы
В течение жизни случаются разные ситуации, когда отсутствие опоры приводит к дезориентации и вызывает стремление к поиску помощи. Поставленный в неординарные условия человек в отсутствии видимых решений начинает обращаться за поддержкой к сакральному.
В противовес пантеизму и политеизму, Словесность предписывает искать помощь лишь у Творца. Центральной формой обращения выступает первая глава:
Слава Зачинателю, Господу народов мира, Щадящему, Жалеющему, Владыке Дня Долга! Только Тебе мы служим! Только у Тебя мы просим помощи! Наставь нас на прямой путь! Путь благодеянных Тобой! Не вызвавших недовольство и не сбившихся! (1:1-7)
Обоснованность лидирующего положения этого призыва заключается в следующем отрывке:
Мы ведь дали тебе семь повторяемых и великую Словесность! (15:87)
Анализ Словесности показывает, что лишь две главы состоят из семи частей: первая и сто седьмая. В пользу повторяемости именно первой главы говорит тот факт, что вторая глава начинается следующим образом:
Это Предписание, нет сомнения в нем – Наставление для осмотрительных, (2:2)
Получается, что первая глава выступает в роли предисловия к Словесности.
Для патриотов Творец предоставляет следующий пример обращения за свою страну:
Господи! Сделай эту страну безопасной и надели плодами людей, поверивших Зачинателю и в Последний День! (2:126)
Господи! Сделай этот город безопасным и удержи меня и моих детей от служения идолам! (14:35)
Упоминание вкупе с собой детей выглядит естественно. Будучи обыкновенными людьми, верующим не чуждо стремление к заведению семьи. Это сопровождается просьбой избежать одиночества:
Господи! Не оставляй меня одиноким! Ты – лучший из дающих наследников! (21:89)
Господь наш! Дай нам в наших супругах и потомках отраду глаз! Установи нас предводителями для остерегающихся! (25:74)
Господи! Дай мне исправляющих! (37:100)
Но с появлением семьи могут возникнуть другие ситуации. Проблема отцов и детей заключается в духовном кризисе последующих поколений. Небезразличным к судьбе своих отпрысков родителям Создатель показал форму просьбы за них:
Господь наш! Установи нас обоих смирившимися пред Тобой, а среди наших потомков главенство, смиренное пред Тобой. Покажи нам церемонию и прими покаяние наше. Поистине, Ты – Принимающий покаяние, Жалеющий! (2:128)
Господь мой! Установи меня и мое потомство выходящими на сближающую связь! (14:40)
Однако любой благоприятный сценарий не имеет смысла для потомков, если в итоге они будут несчастны. Понимая это, верующие в День Долга желают успешного итога в обоих мирах:
Господь наш! Дай нам в этой жизни хорошее и в Последней Жизни хорошее и защити нас от мучений в Огне! (2:201)
Основной проблемой отцов и детей служит неблагодарность по отношению к родителям. Человек, не ценящий отца с матерью, непременно столкнется с таким же отношением к себе со стороны уже своих детей.
В Словесности показано обращение искренне верящих Зачинателю с просьбой за своих родителей:
Господи наш! Прости меня, моих родителей и верующих в предстоящий День Расчета! (14:41)
Господи! Пожалей их, так как они воспитывали меня с детства! (17:24)
Господи! Прости меня и моих родителей, тех, кто вошел в мой дом верующим, верующих мужчин и верующих женщин! Увеличь мракобесам лишь погибель! (71:28)
Испытание на прочность предполагает наличие терпения. Кто как не Всевышний может предоставить устойчивость к любым невзгодам?
Господь наш! Пролей на нас терпение, укрепи наши стопы и помоги нам против закрывшегося народа! (2:250)
Господи наш! Пролей на нас терпение и упокой нас смиренными! (7:126)
Разнообразие видов испытания диктует обширный вариант зова. Мольба может охватывать просьбы – от прощения за ошибки до помощи против врагов:
Господь наш! Не взыщи с нас, если мы забыли или ошиблись! Господь наш! Не обременяй нас, как ты обременил тех, которые были до нас! Господь наш! Не обременяй нас тем, чего мы не сможем вынести! Избавь нас! Прости нас! Помилуй нас! Ты Покровитель наш! Так помоги нам против закрывшихся людей! (2:286)
Господи наш! Выведи нас из этого селения, обладатели которого мракобесы! Установи нам от Тебя покровителя и помощника! (4:75)
Господи наш! Не помещай нас с мракобесами! (7:47)
Мы полагаемся на Зачинателя! Господь наш, не делай нас искушением для мракобесов и спаси нас по Твоей милости от закрывшихся людей! (10:85-86)
Господи, не устанавливай меня с мракобесами! (23:94)
Господи, помоги мне против народа испорченного! (29:30)
Просьба о прощении для верующих логична. Человек существо ограниченное, и в ходе его жизнедеятельности всегда присутствует вероятность совершения ошибки:
Господи наш! Не отклоняй наши сердца после того, как Ты наставил нас, и даруй нам от Тебя милость! Поистине, Ты – Дарующий! (3:8)
Господи наш! Мы поверили. Так прости нам наши провинности и защити нас от наказания в Огне! (3:16)
Господи наш! Прости нам наши провинности и излишество в нашем деле, укрепи наши стопы и помоги нам против закрывшихся людей! (3:147)
Господи наш! Мы поверили! Так прости нас и пощади нас! Ведь Ты лучший из щадящих! (23:109)
Господи, прости и пожалей! Ты лучше жалеющих! (23:118)
Господи, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере! Не устанавливай в сердцах наших злобы к тем, которые поверили! Господи наш! Поистине, Ты – Сострадательный, Жалеющий!(59:10)
Господи наш! На Тебя мы положились! К Тебе обратились! К Тебе возвращение! Господи наш! Не устанавливай нас соблазном для тех, которые закрылись! Прости нас, Господи наш! Поистине, Ты – Всемогущий, Мудрый! (60:4-5)
Господь наш! Доведи до конца наш свет и прости нас! Поистине, Ты над всякой вещью мощен! (66:8)
Человек с адекватным рассудком понимает, что нарушения предписаний могут обернуться в День Долга неприятным сюрпризом. Просто причисление себя к покорным Зачинателю не дает гарантии на успех в будущей жизни. Осознание этого и вызывает следующие обращения:
Господи наш! Не создал Ты это понапрасну. Бесконечно далек Ты! Так защити нас от наказания Огня!
Господи наш! Кого Ты введешь в Огонь, того Ты посрамил! Нет у мракобесов помощников!
Господи наш! Мы слышали взывающего, который звал к вере: «Поверьте Господу вашему!» и мы поверили. Господи наш! Так прости нам наши провинности, закрой наши злодеяния и упокой нас с благочестивыми!
Господи наш! Даруй нам то, что Ты обещал через Своих посланников и не посрами нас в День Предстояния, ведь Ты не нарушаешь обещания! (3:191-194)
Господи наш! Отведи от нас наказание Ада! Поистине, наказание его убыток! (25:65)
Не позорь меня в День Воскресения! (26:87)
Господь наш! Ты объемлешь всякую вещь милостью и знанием! Так прости тем, которые обратились с покаянием и последовали Твоему пути! Предохрани их от наказания в пламени!
Господь наш! Введи их в сады Эдема, которые Ты обещал им и тем, кто исправился из их родителей, супругов их и их потомков! Поистине, Ты - Всемогущий, Мудрый!
Предохрани их от злодеяний! Того, кто предохранится от злодеяний, в тот День Ты помилуешь! Это огромный успех!». (40:7-9)
Ведомые надеждой на светлое будущее, верующие обращаются с просьбами о причислении их к когорте свидетелей, которые в День Долга не будут нести ответственности:
Господи наш! Мы поверили в то, что Ты ниспослал! Мы последовали за посланником, так запиши нас вместе со свидетелями! (3:53)
Господи наш! Мы поверили! Так запиши нас вместе со свидетелями! Почему бы нам не поверить Зачинателю и тому, что пришло к нам из истины?! Мы жаждем, чтобы Господь наш ввел нас вместе с исправившимися людьми! (5:83-84)
Провокаторами проступков неустанно выступают ослушники, как из стана разочарованного, так и из стана людей. И от тех, и от других требуется защита:
Господи, я ищу защиты у Тебя от подстрекания ослушников! Я ищу защиты у Тебя, Господи, от их проявления! (23:97-98)
Скажи: «Я прибегаю к Господу рассвета! От зла того, что сотворено! От зла затмевающих сумерек! От зла мыслей в соглашениях! От зла зависти завистников!». (113:1-5)
Скажи: «Я прибегаю к Господу забывчивых людей! Царю забывчивых людей! Зачинателю забывчивых людей! От зла нашептывания скрывающегося, внушающего злые помыслы, из незримых и забывчивых людей!». (114:1-6)
Обращение к Зачинателю вызывают и простые жизненные ситуации. К примеру, транспорт всегда актуален для людей:
С именем Зачинателя ход его и остановка, поистине, ведь Господь мой Прощающий, Жалеющий! (11:41)
Хвала Тому, кто подчинил нам это и то, с чем мы не связаны! Поистине, мы ведь к Господу возвратимся! (43:13-14)
Минимизация ошибок напрямую связана с приобретенными знаниями. Поэтому понятно обращение за знаниями к их источнику – Всевышнему:
Господь мой! Умножь мое знание! (20:114)
Но обладание не всеми знаниями идет на пользу людям. В этой сфере вполне уместна просьба о сохранении себя от такой информации:
Господь мой! Я прибегаю к Тебе, чтобы просить Тебя о том, чего я не знаю! Если Ты не простишь мне и не пощадишь меня, я буду из числа потерпевших убыток! (11:47)
Словесность ориентирован на людей размышляющих. Разум составляет основу деятельности. В связи с этим естественна просьба о разумном порядке:
Господи наш! Дай нам от Тебя милость и приведи в разумный порядок наши дела! (18:10)
Неотъемлемой частью доведения трансцендентных истин служит передача информации. Это сделать при косноязычии весьма сложно. Для успешного донесения предписаний Творца необходим понятный язык, о чем и обращался Моисей к Зачинателю:
Господи! Раскрой мне грудь, облегчи мое дело, развяжи узел на моем языке, чтобы они поняли мои слова. (20:25-28)
Опасность для жизни выявляет нашу слабость. Бессилие перед обстоятельствами вызывает острую необходимость в милости Господа:
Поистине, меня коснулся вред, ведь Ты самый Жалеющий из жалеющих! (21:83)
Одним из требуемых качеств верующих является беспристрастие. Беспристрастие диктует решение любых проблем по истине, о чем верующие и просят:
Господи! Введи меня входом правды и выведи меня выходом правды! Установи мне от Тебя распоряжение в помощь! (17:80)
Господи, разберись по истине! (21:112)
Идеологическая война вызывает разные методы атаки противника. Оппоненты не брезгуют пользоваться ложью против верующих. О защите от этого также существует просьба:
Господи! Помоги мне от того, что они лгут на меня! (23:26)
Господи! Помоги мне от того, что они лгут на меня! (23:39)
Немаловажное значение имеет и место поселения человека. Состояние проживания диктуется условиями обитаемой среды. Просьба о благоприятной среде также присутствует в Словесности:
Господи! Посели меня в благословенном поселении, ведь Ты лучше поселяющих! (23:29)
Контроль своего внутреннего состояния, а не слежка за другими способствует следующим обращениям:
Господи! Даруй мне разборчивость и сохрани меня с исправившимися! Установи мой язык правдой для других! Установи для меня наследство в Саду благоденствия! (26:83-85)
Господи! Внуши мне быть признательным за Твое благодеяние, которым Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, делать исправление, которым Ты будешь доволен, и введи меня в милость Твою с Твоими исправившимися слугами! (27:19)
Господи! Внуши мне быть признательным за Твое благодеяние, которым Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, делать исправление, которым Ты будешь доволен! Сделай улучшающими мое потомство! Поистине, я обратился с покаянием к Тебе! Поистине, я смирившийся! (46:15)
У впитавшего в себя дух Предписания гордыня практически отсутствует. Признание своей нужды не является для верующего зазорным:
Господи! Поистине, я в том, что Ты ниспосылаешь мне из добра, нуждаюсь! (28:24)
Многогранность обращений к Создателю показывает широкий спектр возможных вариантов мольбы. Человек, следующий за Словесностью, не должен становиться заложником принятых однообразных «причитаний», он в каждой ситуации использует свою просьбу.