Украшения

      Продиктованное «глиняным» содержанием, в человеке существует чувство красоты, которое во многом выразилось через создание предметов украшения. С течением времени отношение к ним складывалось по-разному: от запрещения до сакрализации. Для того чтобы объективно разобраться в этом, необходимо обратиться к главному законодательному акту в Исламе – Словесности. В Предписании Зачинателя для раскрытия этой темы использованы слова, корнем которых служит морфема «заана», означающая: «украшать, убирать, представлять в лучшем свете»:

 

      Поистине, Мы установили в небе созвездия. Мы украсили его для наблюдающих! (15:16)

 

      Поистине, Мы украсили ближнее небо росписью светил. (37:6)

 

      Так завершены были семь небес в два дня, и внушено было каждому небу свое дело. Разукрасили Мы ближнее небо светильниками и защитой. Таково распределение Всемогущего, Знающего! (41:12)

 

      Неужели они не смотрели в небо над собой? Как Мы воздвигли и разукрасили его, а в нем нет расщелин? (50:6)

 

      Мы ведь украсили ближнее небо светильниками и установили их проклинающими ослушников. Мы приготовили для них наказание пламени! (67:5)

 

      Рассматриваемый термин применяется Всевышним не только в прямом, но и в образном смысле: Не оскорбляй тех, кто призывает кого-либо, помимо Зачинателя, а то они оскорбят Зачинателя по невежеству, преступно. Таким образом Мы приукрасили каждому главенству их деяния! Затем к Господу их возвращение, и Он возвестит им о том, что они делали! (6:108)

 

      Поистине, тем, которые не верят в Последнюю Жизнь, Мы разукрасили их деяния, и они скитаются слепо! (27:4)

 

      Знайте, что среди вас посланник Зачинателя. Если бы он слушался вас во многих делах, то вы бы страдали. Однако Зачинатель вызвал в вас любовь к вере и украсил ее в ваших сердцах. Сделал для вас ненавистными закрытость, отступничество и неповиновение. Такие благоразумные. (49:7)

 

      Внешний мир воспринимается каждым человеком по-разному. Все зависит от смыслового наполнения им видимой среды. Для тех, у кого эта жизнь является основой его бытия, она представляется им во всей ее обманчивой красе:

 

      Эта жизнь приукрашена для тех, кто закрылся. Они насмехаются над теми, кто поверил. Так, осмотрительные будут выше их в День Предстояния перед Зачинателем. Ведь Зачинатель наделяет кого желает без счета! (2:212)

 

      Для ослепленных этой жизнью людей совершаемые действия, продиктованные влиянием творения, а не Зачинателя, вполне соответствуют их представлениям: Приукрашено для них зло их деяний, но Зачинатель не наставляет закрывшихся людей! (9:37)

 

      Когда касается человека вред, он взывает к Нам на своем боку, либо сидя, либо стоя. Но после того, как Мы устраняем от него вред, он идет так, как будто он и не взывал к Нам из-за коснувшегося его вреда. Таким образом, разукрашено излишествующим то, что они делают! (10:12)

 

      «Неужели Он тот, кто стоит над каждой личностью, с тем, что она приобрела?», спрашивают они. Они установили причастных Зачинателю! Скажи: «Назовите их, или возвестите Ему то, чего Он не знает на земле, или вне сказанного!». Конечно, разукрашена тем, которые закрылись, их хитрость. Отклонены они от пути! А кого сбивает Зачинатель, тому нет наставника! (13:33)

 

      Конечно, вы думали, что посланник и верующие никогда не вернутся к своим семьям! Это было разукрашено в ваших сердцах, и вы предполагали злые думы и были народом пропащим! (48:12)

 

      Как говорится, «свято место пусто не бывает». Эта поговорка точно отражает состояние человека, отвергнувшего руководство, ниспосланное Творцом. Отказавшись от предписания Зачинателя, люди попадают под влияние главного своего врага – разочарованного и его команды: Если бы они смирились, когда еще не явилась к ним Наша сила! Однако ожесточились их сердца, ведь приукрасил их деяния ослушник! (6:43)

 

      Клянусь Зачинателем, Мы посылали к руководителям и до тебя, но ослушник разукрасил им их деяния. Так он будет их покровителем в тот день, и им наказание мучительное! (16:63)

 

      Мы определили для них напарников, которые разукрасили им то, что перед ними и что позади. Оправдалось над ними слово о пришедших до них из незримых и людей. Поистине, они оказались в убытке! (41:25)

 

       Создатель в Предписании предупреждает верующих об истинных ценностях некоторых вещей, которые неоправданно завышены человеком, что зачастую приводит его к разочарованию: Приукрашена для людей любовь к желаниям: к женщинам, детям, накопленным богатствам из золота и серебра, пасущимся лошадям, скоту и посевам. Это пользование ближайшей жизни, а у Зачинателя хорошее пристанище! (3:14)

 

       В приведенном отрывке четко сказано, что приукрашены именно человеческие страсти, а не сами перечисленные «объекты» – женщины, дети, богатство и т.д. Безотчетно отдаваясь чувству, проявляемому к кому-либо или чему-либо, люди ступают на зыбкую почву. Отдельным термином, употребляемым для описания украшений как материальных предметов, служит слово «зиинатун». Оно применяется как в общем, так и в конкретном значении:

 

       Кто существует с желанием жизни ближней и ее украшений, Мы полностью удовлетворим их дела в ней, они в ней не будут приуменьшены! (11:15)

 

       Сам терпи с теми, которые взывают к их Господу утром и вечером, стремясь к Его образу! Не используй на них свое назначение, желая украшений ближней жизни! Не слушайся того, сердце которого Мы сделали беспечным к поминанию о Нас! Того, кто последовал за своей страстью, а дело его оказалось неумеренным! (18:28)

 

      Знайте, что жизнь ближайшая забава, игра, украшение, похвальба среди вас во множестве достатка и детей подобно примеру дождя, растение от которого восхищает закрывшихся. Затем оно увядает, и ты видишь его пожелтевшим. Потом становится оно соломой. В Последней Жизни суровое наказание (57:20)

 

      Наша жизнь насыщена разного рода украшениями. Верующий человек отдает себе отчет в том, что все это создано неспроста: Поистине, Мы установили то, что на земле, украшением для нее, чтобы испытать, чьи деяния окажутся лучше! (18:7)

 

      Для успешного преодоления испытания Господь стимулирует верующих не отдаваться с головой земным красотам, ведь их ожидают безгранично более красивые вещи и было бы утопией размениваться по мелочам: То, что вам даровано, это достояние и украшение ближней жизни, а то, что у Зачинателя лучше и длительнее! Так неужели вы не образумитесь? (28:60)

 

      Будучи созданными из земли, люди наделены определенными чувствами, которые реагируют на окружающий «блеск». Жены Мухаммада не были исключением, поэтому им был предоставлен выбор: О вестник, скажи твоим супругам: «Если вы желаете ближней жизни и ее украшений, то приходите, я дам вам воспользоваться, предоставив вам красивую свободу». (33:28)

 

      А что конкретно является украшением этой жизни? Сотворил Он лошадей, мулов и ослов, чтобы вы на них ездили, и для украшения. Творит Он то, чего вы не знаете! (16:8)

 

      Достояние и дети украшение ближней жизни, а улучшенное существование лучшая награда у твоего Господа и лучшее ожидание! (18:46)

 

       Приведенные знамения Всевышнего повествуют об основных украшениях нашего бытия: достаток и потомство. Словесность упоминает и о конкретных украшениях, сделанных человеческими руками: Так, вышел он к своему народу в украшениях. Сказали те, которые желают ближайшей жизни: «О, если бы у нас было то же, чем обладает Корей! Поистине, он обладатель великой доли!». (28:79)

 

      Моисей сказал: «Господь наш! Поистине, Ты дал фараону и его знати украшение и достаток в ближней жизни, Господь наш, чтобы они сбились с Твоего пути! Господь наш! Уничтожь их достаток и ожесточи их сердца, чтобы они не поверили, пока не увидят мучительное наказание!». (10:88)

 

       Он ответил: «Обещанный вам срок – день украшений, что соберут люди утром». (20:59)

 

       Они ответили: «Не нарушили мы договора с тобой по своей воле. Нас заставили принести ноши из украшений народа, мы и сбросились!». (20:87)

 

       Зачинатель обращается к верующим и объясняет им, что украшения предназначены персонально для них. Интересным моментом служит то, что наличие украшений у верующих поощряется и в местах земного преклонения: О дети Адама! Украшайте себя у всякого места земного преклонения. Ешьте и пейте, но не излишествуйте. Поистине, Он не любит излишествующих! Спроси: «Кто запретил украшения Зачинателя, которые Он вывел для Своих слуг, и приятный надел?!». Скажи: «Это только для тех, которые поверили искренне в ближней жизни в день предстояния!». Таким образом Мы подробно разъясняем знамения для знающих людей! (7:31- 32)

 

       То, что украшения предназначены верующим, логично, ведь они не ставят их во главу угла, смысл их жизни не в этом. Однако украшения помогают для позиционирования себя с положительной стороны, для влияния на окружающих, для притягивания к вере, а не отторжения от нее. Наличие украшений у верующего естественно и приемлемо. Единственным условием Творца для верующих женщин является сокрытие тех украшений, которые находятся вне одежды: Скажи женщинам верующим, чтобы они потупляли свои взоры и берегли свои половые органы. Пусть они показывают лишь те свои украшения, что видны на них. Пусть накрывают покрывалами разрезы своих платьев. Пусть они показывают свои украшения лишь своим мужьям, либо отцам, либо отцам своих мужей, либо сыновьям, либо сыновьям своих мужей, либо своим братьям, либо детям своих братьев, либо детям своих сестер, либо своим женщинам, либо зависимым от них, либо мужчинам, принадлежащим к не обладающим желаниями, либо детям, которые не проявляли интереса к половым органам женщин. Пусть не бьют своими ногами, чтобы узнавали, что они скрывают из своих украшений. Кайтесь все пред Зачинателем, о верующие! Может быть, вы окажетесь успешными! (24:31)

 

       По данному поводу существуют разные мнения. Некоторые считают, что к украшениям относятся части тела женщины: волосы, уши, лицо. Но нигде в Словесности части тела не отождествлялись с украшениями. Контекст же отрывка обращается к скрытым, т.е. находящимся под одеждой украшениям. Об этом повествует завершение цитаты:

 

       Пусть не бьют своими ногами, чтобы узнавали, что они скрывают из своих украшений. Судя по всему, скрывались те украшения, которые расположены на ногах под платьем. Окончательно проясняющим эту тему служит следующее: Правило для женщин, которые не надеются на интимные отношения, нет на них проступка в том, что снимут одежду, не наряжаясь в украшения. Поистине, воздерживаться для них будет лучше. Зачинатель – Слышащий, Знающий! (24:60)

 

       В приведенном месте Предписания Зачинатель конкретно определил значение и место скрытым украшениям. То есть украшениями являются изделия, сделанные людьми, и скрывать необходимо лишь те, которые расположены под одеждой. А те, что находятся снаружи: кольца, серьги, браслеты, заколки, банты и т.п. вещи не входят в разряд скрываемых.