Умирал ли Иисус после распятия

Именем Бога Щадящего, Жалеющего  

Традиционно в христианстве бытует мнение, что Мессия Иисус был убит после  распятия и был воскрешён. А среди мусульман традиционно принято, что он не был  распят, а был вознесён на небо, а распят был его двойник. Для того, чтобы разобрать этот  вопрос обратимся к основам — Евангелии и Корану. Говоря о том, что Иисус должен был  быть убит, христиане основываются на следующие пророчества из Евангелия (здесь и  далее использован Синодальный перевод): 

С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно  идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и  книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. (Евангелие от Матфея 16:21) 

И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть  отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в  третий день воскреснуть. (Евангелие от Марка 8:31)  

… сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть  отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в  третий день воскреснуть. (Евангелие от Луки 9:22)  

сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков  грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. (Евангелие от Луки 24:7) Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.  (Евангелие от Иоанна 20:9)  

А так же на другие аналогичные отрывки (Мф 17:9, 22-23; Мар 9:9, 31; Лк 18:31- 33, 24:6,7, 24:46)  

Были ли пророчества об «убиении» и «воскрешении» образными выражениями или  имели буквальный смысл? Для объективности рассмотрим все отрывки из Евангелия по  этой теме.  

Восстановим хронологию ключевых событий. После распятия, иудеи попросили  перебить голени распятых и снять их тела с креста:  

Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с  Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него  голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и  вода. (Евангелие от Иоанна 19:32-34) 

Тут в глаза бросается то, что Иисуса не «добили до конца», перебив ему голени,  как остальным приговоренным, т.к. «увидели» его умершим, но вместо этого проткнули  бок копьем. При распятии голени ломали для того, чтобы ускорить процесс смерти –  чтобы приговоренный не смог опираться ногами на дощечке и повис, умирая от удушья. И  во-вторых – то, что после прокалывания его тела у него «тотчас истекла кровь и вода»,  ведь кровь сразу истекает у того человека, у которого есть внутреннее давление, то есть у  живого.  

После всей этой ужасающей процедуры Иосиф из Аримафеи снял Иисуса с орудия  казни, и вместе с Никодимом совершили погребальные обряды, которые положены у  иудеев:  

После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от  Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и 

снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу  ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли тело  Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.  (Евангелие от Иоанна 19:38-40) 

Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли  умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его,  обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и  привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели,  где Его полагали. (Евангелие от Марка 15:44-47) 

Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не  участвовавший в совете и в деле их, из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший  также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил  плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был  положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и  женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб и как полагалось тело  Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в  покое по заповеди. (Евангелие от Луки 23:50-56) 

Интересно то, что в Ев. от Марка 15:44 отдельно указано, что Пилат удивился  услышланному – тому, что Иисус уже умер. Отсюда видно его скептическое отношение к  вести о пришедшей смерти за такое короткое время после распятия. Ведь Пилат, будучи  человеком выносящим смертные казни, из жизненного опыта знал, что за столь короткое  время после распятия обычно не умирают. После трех дней женщины-свидетельницы распятия пришли помазать Иисуса:  

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия  купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели,  приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам  камень от двери гроба? (Евангелие от Марка 16:1-3) 

Возникает такой вопрос: зачем эти верующие женщины пошли помазать Иисуса,  если он был убит? Ведь в иудейской традиции нет обряда помазания трупа после его  погребения. Тем более он был уже помазан и другие положенные погребальные иудейские  процедуры были совершены, и они это видели. Их целью должно было быть помазание  живого Иисуса, ведь эти женщины были свидетельницам распятия (Ев. от Марка 15:40),  и из увиденного могли сделать вывод, что он выжил. Далее, как мы знаем, Иисус в гробу  отсутствовал и было следующее:  

          А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! Что ты плачешь? Говорит им: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: «Жена! Что ты плачешь? Кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Иисус говорит ей: «Мария!». Она, обратившись, говорит Ему: «Раввуни!». Что значит: «Учитель!». Иисус говорит ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему»». (Евангелие от Иоанна 20:11-17)

 

Как видим, Иисус сказал: «Я еще не восшел к Отцу Моему» – эта фраза очень  похожа на идиому на иврите, которая означает «я ещё не умер» (сравните с Быт  15:15, 1Мак 2:69, Дан 14:1, а так же с Быт 25:8, Втор 32:50 и др). Есть основания  полагать, что Иисус имел ввиду именно это, учитывая в качестве погрешности донесения  информации то, что первоисточник написан не на родном языке Иисуса. До этой фразы  Иисус сказал: «не прикасайся ко Мне», это говорит о том, что он боялся объятий Марии  Магдалины, т.к. они могли вызвать боль в его ранах. О ранах как раз-таки говорится в  следующих отрывках. Иисус является ученикам:  

Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда  приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им:  если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от  гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять  были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты,  стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и  посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим,  но верующим. (Евангелие от Иоанна 20:24-27) 

Как видим, Иисус показывает свои раны и предлагает Фоме их потрогать.  Возникает резонный вопрос: как могли быть раны у воскрешенного человека. Ведь  воскресение – это процесс оживления и, соответственно, восстановления умершего тела.  К примеру, такое восстановление было видно из истории воскресения Лазаря: 

Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему:  Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал  ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак, отняли камень  от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче!  благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня;  но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.  Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший,  обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было  платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. (Евангелие от Иоанна 11:39- 44) 

Как видим, из Лазаря исходил трупный запах – «смердело», то есть его труп гнил.  Но затем он воскрес, то есть все процессы гниения пошли в обратную сторону, и он  полностью восстановился. Кстати, что примечательно, Евангелие не повествует о трупном  запахе возле гробницы Иисуса, когда пришли верующие женщины.  

Отдельно приведу слова Иисуса о сравнении своего знамения со знамением Ионы:  

Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы  нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и  прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы  пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын  Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Евангелие от Матфея 12:38- 40) 

Хотелось бы отметить то, что Иона не умирал во чреве кита, а был в крайне плохом  состоянии. И именно с этим знамением сравнивает своё Иисус. Причем это знамение  особенно подчеркивается – «знамение не дастся ему, КРОМЕ знамения Ионы пророка». 

Учитывая то, что: 

1) Иисусу не перебили голени, как остальным 2 приговоренным 

1) У Иисуса пошли «кровь и вода» после пронизывания его копьем  

2) Пилат удивился, когда услышал, что Иисус «уже умер» 

3) Мария Магдолина, Мария Иаковлева и Саломия пошли помазывать Иисуса после его  погребения  

4) Иисус сказал: «не восшел к Отцу Моему» 

5) После пришествия в сознание у Иисуса оставались раны  

6) Иисус сравнивал своё знамение со знамением Ионы  

Делается такой вывод, что Иисус не умер после распятия, а был без сознания в крайне  тяжелом состоянии (возможно в коматозном), это состояние исполнители казни и  недоброжелатели спутали со смертью. А пророческие слова о его «убиении» и  «воскресении» являются образными.  

При таком понимании идет полное соответствие с Кораном, приведу перевод С. Б.  Рысжанова:  

За их закрытость и за сказанную на Марию огромную клевету, за их слова: «Мы ведь убили помазанника Иисуса, сына Марии, посланника Зачинателя!». А ведь они его не убили, не казнили его распяв, однако, для них это уподобилось. Поистине, у тех, которые разногласят об этом, в сомнении о произошедшем, нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. Они не убили его, достоверно убедившись в этом. Напротив, Зачинатель возвысил его к Себе, ведь Зачинатель – Всемогущий, Мудрый! (4:156-158) 

Могут быть возражения, что под выражением «…они его не убили, не казнили  его распяв …» буквально по-арабски написано «не распяли и не убили», предвосхищая  их хотелось бы пояснить, что под отрицанием распятия понимается отрицание самой  казни со смертельным исходом. Ведь распятие – это казнь, т.е. предполагается смерть, а если не было смерти, то значит не было и самой казни (в нашем случае – распятия). 

Фраза «для них это уподобилось» недвусмысленно сообщает нам, что для  злоумышленников состояние Иисуса было похоже на смерть, о чем и говорилось выше.  Дальнейшая фраза «… Они не убили его, достоверно убедившись в этом» так же  соответствует вышеприведенному выводу, ведь согласно Евангелию, никто из  противников достоверно не констатировал смерть.  

Может возникнуть такой вопрос: есть ли в Библии прецедент того, что, казалось  бы, имеющие прямой смысл пророческие слова явились образными? Такой прецедент  есть:  

Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня,  великого и страшного. (Малахия 4:5) 

Данное пророчество иудеи понимают в прямом смысле, то есть считают, что Илия  буквально придет во второй раз к детям Израиля. Но Иисус дал понять, что оно имеет  образный смысл:  

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и  употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.  И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши  слышать, да слышит! (Евангелие от Матфея 11:12-15) 

И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит  прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и  устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. (Евангелие от Матфея  17:10-12) 

И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти  прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё;  и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть  уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как  написано о нем. (Евангелие от Марка 9:11-13) 

Как видим Иисус сам использовал образные слова и указывал на таковой смысл  пророчества, говоря об Иоанне Крестителе, что он и «есть Илия, которому должно  прийти».  

Для осмысления этой темы и написания данной статьи помогли по воле Бога  аналитические работы: С. Б. Рысжанова, Ахмада Дидата, Гулама Ахмада.

Невозможно отобразить PDF файл. Загрузить.