Сравнительный анализ содержания Корана и Торы

Обычно сравнительный анализ проводится между предметами, относящимися к одной плоскости, но при этом отличающимися между собой. Поэтому и в данной работе акцент ставится на строках из Корана и Торы (Пятикнижия Моисея), которые имеют между собой объективные отличия, расхождения, противоречия, и при этом не отрицается, что некоторые строки могут быть ошибочно поняты таковыми из-за субъективных факторов, и/или из-за отсутствия полноты данных. Как известно, Тора представляет собой более развернутые истории о Божьих вестниках и посланниках, а Коран представляет собой более тезисное изложение этих историй. То есть Тора содержит объективно больше информации о событиях между сотворением и жизнью Иисуса Навина. Но бывает и наоборот, что то или иное сведение из Корана, касающееся обозначенного промежутка времени, отсутствует в Торе. Подобные данные так же были учтены. Результат анализа представляю в виде таблицы. Сведения касаются не только биографии и истории, но и концепции и описания мира. Старался писать коротко, о сути расхождения/противоречия/отличия, но были случаи, когда приходилось более развёрнуто объяснять контекст строк – в таких случаях выделял ключевую информацию определённым цветом. Данные, возможно, будут дополняться и/или корректироваться.

 

 

Коран

Тора

Сказано о 7 небесах, и о таком же количестве слоёв земли.

2:29; 17:44; 23:17; 23:86; 41:12; 65:12; 67:3; 71:15; 78:12.

Небо упоминается во множественном числе. Например, это сразу видно в Быт 1:1, שָמַיִים [шамайм] – небеса, но не сказано о точном количестве небес. А про слои земли не сказано ничего.

Есть информация о джиннах – невидимых существах, о главном шайтане (дьяволе), падшем ангеле – Иблисе.

К примеру, среди персонажей Корана, соответствующих персонажам Торы, шайтан или/и его упоминание фигурируют в историях с: Адамом и его женой, Авраамом (19:41-45), Иаковом (12:5), Иосифом (12:100), Моисеем (28:15; 18:63).

Таких сведений нет. Среди таинственных существ есть только информация об ангелах и Духе.

Слово شَيْطَانٌ [шайтаан] употребляется как в отношении людей, так и в отношении джиннов: 6:112.

И этому определению даётся негативный оттенок. Для примера, можно привести: 2:35,36; 2:102; 2:168; 2:208; 4:38 и другие.

Эквивалент этого слова в иврите – שָׂטָן [сатан], употребляется во всём Пятикнижии лишь два раза – для описания действия ангела, который помешал тому, кто собирался сделать богопротивное дело:

Но Бог разгневался, когда он пошел, и Ангел Господень встал на дороге, чтобы помешать (
לְשָׂטָ֣ן) [льэ-сатан] ему. Валаам ехал на ослице, и с ним были двое его слуг… Ангел Господень спросил его: — За что ты три раза подряд бил ослицу? Я пришел сюда, чтобы помешать (לְשָׂטָ֔ן) [льэ-сатан] тебе, потому что твой путь не угоден Мне. (Числа 22:22,32, Новый русский перевод)

Красной линией проходит вера в воскрешение после смерти, День Предстояния, Божий Суд, Последнюю Жизнь, Рай и Ад.

По всему Корану вера в жизнь после смерти представляется чем-то само собой разумеющимся для верующих всех времён, это видно на примере первого человека – Адама (2:37-39; 7:14,25; 20:123-124), и Божьих посланников, таких как Ной (11:25-26), Авраам, (2:126; 29:16-17), Моисей (28:37,76-77), Иосиф (12:37), и у других. Вера в жизнь после смерти есть у уверовавших колдунов (7:125; 20:72-73, 26:50), у некоего уверовавшего человека из рода фараона во время Моисея (40:28-44). То есть вера Последнюю Жизнь – это аксиома.

Такая концепция не содержится.

Бог приказал ангелам пасть ниц перед Адамом после его сотворения.

2:31; 7:11; 15:29; 17:61; 18:50; 20:116.

Такой информации нет.

Этот пробел восполняется через апокриф «Жизнь Адама и Евы», в котором данная информация имеется.

Адама и Еву искусил Иблис.

2:36; 7:20-22; 20:120-121.


Адама и Еву искусил змей.

Бытие 3:1-6

Это кажущееся противоречие так же решается через апокриф «Жизнь Адама и Евы», в котором упоминается, что именно дьявол, падший ангел, подговорил змея искусить Адама и Еву.

Народ Ноя верил в неких божеств под названиями «Уадд», «Суаа’», «Ягуус», «Яук», «Наср».

71:23.

Такой информации нет.

Жена Ноя была «закрывшейся» (кяфиркой).

66:10.

Такой информации нет.

Это кажущееся противоречие решается через апокриф «О потопе», в котором упоминается, что жена Ноя послушалась наущений дьявола во вред Ною.

Сын Ноя не вошёл в ковчег, и не спасся от потопа.

11:45-47
.

Такой информации нет. Сказано, что у Ноя было три сына, и все они спаслись в ковчеге.

 

Бытие 6:10, 7:13

Авраам перед получением откровения размышлял о Создателе. Он рассматривал как своего господа последовательно следующие объекты: звезду, луну и солнце. А затем пришёл к вере в трансцендентного Бога, и стал спорить со своим отцом и народом по поводу неразумности многобожия, и получил в ответ угрозу убийством. Авраама это не остановило, и он разрушил идолов своего народа, чтобы продемонстрировать неразумность их обожествления. Из-за чего народ бросил его в огонь, но по приказу Бога огонь не стал жечь его.

6:74-83; 21:51-70; 26:69-88; 29:16-25.

Такой информации нет.

Повествование об Аврааме начинается с родословной, и продолжается призывом Бога выйти из земли своего народа.

 

Бытие, 11:27 – начало 12 главы.

Авраам спорил с неким власть имущим, который себя обожествлял.

2:258.

Такой информации нет.

Иосиф рассказывает отцу о сне про солнце, луну и одиннадцать звёзд. Отец даёт ему наказ не говорить об этом своим братьям, а не то они будут строить козни против него, и далее говорит, что Господь выбрал его таким образом, и завершит благодеяние над ним, и родом Иакова, как завершил ранее над Авраамом и Исааком.

12:4-6

Иосиф рассказывает о своём сне про солнце, луну и одиннадцать звёзд своим братьям, и отцу, но «отец упрекнул его: – Что это за сон тебе приснился? Неужто я, твоя мать и твои братья действительно придем и поклонимся тебе до земли?» (Бытие 37:10, НРП)

Братья Иосифа уговорили отца отпустить его с ними якобы поиграть, но на самом деле, чтобы избавиться от него, бросив его в колодец.

12:11-15.

Отец Иосифа по своей иницииативе послал его к братьям, когда они пасли овец, чтобы удостовериться, всё ли у них благополучно. Вследствие чего его братья воспользовались этим, и бросили его в колодец.

Бытие 37:12-24.

Караванщики нашли Иосифа в колодце, и взяли его. Затем продали его в Египте влиятельному человеку.

12:19-21.

 

 

Когда караван мадианитян шёл мимо братьев Иосифа, они продали Иосифа им. А затем мадианитяне продали его в Египте сановнику фараона.

Бытие 37:25-36.

Жена влиятельного египтянина хотела соблазнить Иосифа, когда они находились в одном помещении. Но Иосиф отказался и стал убегать от неё, и они оба в спешке начали бежать в сторону двери (то есть женщина догоняла Иосифа), и она порвала его рубашку сзади. И у двери они оба наткнулись на мужа женщины. В итоге женщина пожаловалась мужу, выставив себя жертвой неудавшегося насилия со стороны Иосифа. А Иосиф в защиту говорил правду: что, напротив, это она пыталась соблазнить его.

12:23-26.

Жена египетского сановника хотела соблазнить Иосифа, и схватила его за верхнюю одежду. Но Иосиф вырвался из её рук и оставил в её руках свою одежду. Женщина позвала прислугу и, показав одежду Иосифа, выставила себя жертвой неудавшегося насилия. Когда пришёл муж, она сказала ему тоже самое.

 

Бытие 39:6-18.

Некий человек из семьи жены влиятельного египтянина предложил посмотреть с какой стороны порвана рубашка Иосифа, чтобы определить виновного. Если спереди, то значит Иосиф виновен, а если сзади, то виновна женщина. И увидев, что рубаха порвана сзади, стало ясно, что Иосиф является жертвой.

12:26-29.

Такой информации нет.

Женщины города стали сплетничать об этой женщине: что она пыталась соблазнить молодого слугу. Вследствие чего она пригласила их к себе и раздала каждой ножи, чтобы показать, что и они бы попытались соблазнить его, будь на её месте. А затем, когда к ним вывели Иосифа, они, восхитившись его красотой, и возжелав его, порезали себе руки. Женщина ставит ему ультиматум, что если он не удовлетворит её желание, то сядет в тюрьму. Иосиф же, обращаясь к Богу, говорит, что при таком выборе ему милее тюрьма, и что если Он не отвратит от него их женских козней, то он может склониться к ним. В итоге неким коллективным решением (гендерно смешанной группы) Иосифа заключают в тюрьму.

12:30-35.

Информации про женщин, и ножей – нет.

По поводу заключения Иосифа в тюрьму, сказано, что заточить его решил сановник, муж женщины, который разгневался на него, после того как его жена обвинила Иосифа в попытке насилия.

 

Бытие 39:19.

                           

Царь Египта расспрашивает женщин об их попытке соблазнить Иосифа.

12:50-53.

Такой информации нет.

После того, как Иосиф толкует сон царя Египта, он сам просит царя сделать его управляющим казной.

12:54-55.

Фараон, царь Египта, по своей инициативе ставит Иосифа вторым человеком после себя.

Бытие 41:37-44.

Когда братья пришли в Египет за продовольствием, Иосиф сказал им, что не будет больше им давать продовольствия, если они не приведут к нему отсутствующего брата (который был ему родным, от одного отца и матери). Иаков с трудом отправляет с ними родного брата Иосифа. При их втором прибытии Иосиф открывается своему брату, но другие братья по отцу ничего не знают. Иосиф совершает хитрость, ложно обвиняя своего брата в краже чаши царя, чтобы он мог удержать его у себя. Братья между слов говорят, что якобы и Иосиф раньше тоже воровал (естественно, не зная, что он стоял перед ним). У Иакова от печали белеют глаза. Братья идут в третий раз в Египет, чтобы взять продовольствие, и разузнать об Иосифе и его брате по наказу отца. Тогда уже Иосиф открывается всем своим братьям, и поручает им всем вернуться, и прийти вместе со своими семьями, со всей роднёй. При приближении братьев к дому, отец начинает чувствовать запах Иосифа, так как у братьев была его рубашка, которую Иосиф дал им. Они накинули его рубашку на лицо Иакова, и тот сразу прозрел. Иосиф возвысил своих родителей на высокое положение, и все (и родители, и братья) пали перед ним ниц, что и было толкованием его сна.

 


12:58-101.

Когда братья пришли за продовольствием в Египет, Иосиф взял в заточение одного из братьев – Симеона, чтобы они привели к нему Вениамина (его родного брата). Иаков беспокоится, так как он потерял Иосифа и Симеона, а теперь боится потерять Вениамина. Он с трудом отправляет Вениамина с братьями в Египет. Они прибывают во второй раз. Иосиф поручает своему подчинённому положить свою серебряную чашу в мешок Вениамина, и выставляет его вором, чтобы оставить его у себя. Братья умоляют Иосифа отпустить с ними Вениамина, уверяя, что его отец этого не переживёт. В итоге Иосиф не может себя сдержать, и плача, открывается всем своим братьям. Затем поручает им возвратиться и прийти в Египет со своими семьями и отцом. В итоге отец (его мать, согласно Торе, умерла при родах Вениямина, Бытие 35:19-19) и братья со своими семьями прибыли в Египет для проживания. И в Торе не раскрывается толкование сна Иосифа.

Бытие, главы со 42 по 45.

Моисея в младенчестве подобрала и решила оставить себе жена фараона.

28:9.

Невозможно отобразить PDF файл. Загрузить.