Кого из сыновей пытался принести Авраам в жертву?
Основным доводом исторического традиционного ислама в пользу того, что
несостоявшейся жертвой Авраама был Исмаил, является следующий отрывок:
Сказал он: «Поистине, я ухожу к своему Взрастителю! Он меня наставит!
Взраститель! Посвяти меня среди исправившихся!». И Мы обрадовали (башшарнааху) его выдержанным мальчиком. После того, как достиг он с ним места, к которому стремился, он сказал: «О сын мой! Поистине, я видел во сне, что закалываю тебя, что ты думаешь об этом видении?». Ответил он: «О отец мой! Соверши то, что тебе велено, и ты обнаружишь меня, если пожелал Зачинатель, одним из терпеливых!». (37:99-102)
Отсылка идет к тому, что после просьбы Авраама о потомстве, упоминается, что Зачинатель обрадовал его мальчиком. И делается вывод, что здесь имеется ввиду о первом ребенке Авраама – Исмаиле. Но, дело в том, что в Словесности бывают резкие переходы при описании событий. Данный случай относится к такому переходу. Как уже было указано, в 37:101 при упоминании мальчика используется слово «башшара», это же слово используется и в другом месте, когда уже упоминается конкретное имя – Исаак:
Мы обрадовали (башшарнааху) его Исааком, вестником из исправившихся (37:112)
Стоявшая жена рассмеялась, ведь Мы обрадовали (башшарнаахаа) ее вестью об Исааке, а после Исаака о Якове. (11:71)
Согласно Словесности и Торе, Зачинатель через управленцев радует Авраама только о рождении сына Исаака. Касательно Исмаила такой информации нигде нет. Отсюда вывод, что в 37:101 говорится об Исааке. Примечательно, что в аналогичном отрывке, где тоже говорится об уходе Авраама из дома, упоминается сразу имя Исаака и Якуба, а имя Исмаила пропускается:
После того, как он удалился от них и того, чему они служили, помимо Зачинателя, Мы подарили ему Исаака и Иакова. Каждого Мы установили вестником. (19:49)