Подробное разъяснение и объяснение

Подробное разъяснение и объяснение

 

Мы ниспослали тебе Предписание исключительно для того, чтобы ты объяснил им то, в чем они разногласят – Наставление и милость для верующих людей. (16:64)

 

Общепринятым убеждением мусульманской традиции является утверждение о необходимости разъяснения Словесности учеными людьми и их эксклюзивном праве на это. Об этом написано множество книг, развиты целые научные направления. В них приводятся многочисленные примеры из Словесности, которые, якобы, могут быть поняты только посредством пояснения ученых. Изучив такие комментарии, человека начинает считать, что Словесность ниспослана узкому кругу посвященных и для того, чтобы приобщится к этому кругу, надо изучить десятки и сотни древних трудов раннеисламских «богословов»

Обратившись же к самому Предписанию, мы обнаружим совершенно другое утверждение. Зачинатель в Словесности использовал слово «фассоля», что означает «делить на части, подробно излагать, детализировать» Вот как оно используется в отношении Словесности:

 

Таким образом Мы подробно разъясняем знамения, чтобы стал ясным путь преступников! (6:55)

 

Это – прямой путь Господа твоего! Мы подробно разъяснили знамения для запоминающих людей! (6:126)

 

Ведь приходили Мы к ним с Предписанием и подробно разъяснили – со знанием, с наставлением и милостью для людей, которые верят. (7:52)

 

Не могла эта Словесность быть измышленным никем, помимо Зачинателя! Но она оправдывает то, что было до нее, и подробно разъясняет Предписание! В ней нет сомнения, она – от Господа миров! (10:37)

 

Алиф. Лам. Ра. Предписание. Его знаки закреплены, затем подробно разъяснены Мудрым, Осведомленным! (11:1)

 

Предписание, знамения которого подробно разъяснены в виде Словесности на арабском языке для людей, которые знают! (41:3)

 

К сожалению, всем уверовавшим в Зачинателя людям систематически внушают, что они не смогут понять Словесность без так называемых знатоков. В результате большинство отвыкает самостоятельно использовать свой разум для размышлений, анализа и понимания сути вопроса. Ведь традиционно считается, что без особой религиозной подготовки людям не дано понять слово Зачинателя. Однако наш Создатель лучше знает способности нашего разума и соответственно ему излагает Свои наставления:

 

Что с вами, вы не кушаете то, над чем упомянуто имя Зачинателя? Поистине, уже было подробно разъяснено вам, что запрещено, за исключением случая, когда вы вынуждены! Поистине, в большинстве своем они сбились по страсти, по невежеству! Поистине, Господь твой лучше знает преступивших! (6:119)

 

Спроси: «Кто запретил украшения Зачинателя, которые Он вывел для Своих слуг, и приятный надел?!»

Скажи: «Это только для тех, которые поверили искренне в ближней жизни в День Предстояния!» Таким образом Мы подробно разъясняем знамения для знающих людей! (7:32)

 

Поистине, пример жизни ближней похож на воду, которую Мы низвели с неба. Смешиваются с ней растения земли, которыми питаются люди и животные. Когда земля расцветает и разукрашивается, обитатели ее предполагают, что они властны над ней. А когда приходит к ней Наше повеление ночью или днем, то Мы делаем ее сжатой, как будто бы и не была она вчера богатой. Таким образом Мы подробно разъясняем знамения для людей, которые размышляют! (10:24)

 

Поистине, в повествовании о них есть поучение для обладающих разумом! Это не было вымышленным рассказом! Однако это – оправдание того, что было перед этим, подробное разъяснение всякой вещи, Наставление и милость для людей, которые поверили! (12:111)

 

Привел Он вам пример из вас самих. Есть ли среди ваших невольников, причастных к тому, чем Мы наделили вас? Так равны ли вы в этом? Опасаетесь ли вы их, как опасаетесь друг друга? Таким образом Мы подробно разъясняем знамения для людей разумеющих. (30:28)

 

Предписание Зачинателя универсально. Оно разъясняет не только простые истины, но и научные данные, которые, кстати, также доступны человеческому разуму, что подтверждают открытия 20-го века:

 

Он установил для вас звезды, чтобы вы направлялись во время тьмы на суше и в море. Так Мы подробно разъяснили знамения для понимающих людей!

Он – тот, кто воздвиг вас из Единой Личности! Устроил местопребывание и место хранения! Мы подробно разъяснили знамения для понимающих людей! (6:97-98)

 

Он – тот, кто установил солнце светящим, а луну сияющей! Он определил им положение, чтобы вы знали число годов и исчисление! Сотворил это Зачинатель исключительно в истине! Он подробно разъясняет знамения для знающих людей! (10:5)

 

Зачинатель тот, кто вознес небеса без видимых опор, затем устроил их для пребывания. Подчинил солнце и луну. Все предназначено до определенного срока. Он управляет делом. Он подробно разъясняет знамения, может быть, вы поверите во встречу с вашим Господом! (13:2)

 

Установили Мы ночь и день двумя знамениями. Стираем Мы знамение ночи и устанавливаем знамение дня дающим видеть, чтобы вы стремились к избытку вашего Господа, чтобы знали число годов и счета. Мы подробно разъяснили всякую вещь подробным разъяснением! (17:12)

 

Подробные разъяснения содержали и предыдущие Предписания:

 

Затем Мы дали Моисею полное Предписание для того, кто делал добро, подробным разъяснением для всякой вещи, Наставление и милость! Может быть, они во встречу с их Господом поверят! (6:154)

 

Мы предписали для него в скрижалях в отношении всякой вещи увещевание и подробное разъяснение по отношению ко всякой вещи: «Так возьмись за это с усилием и повелевай твоему народу, чтобы они держались за лучшее в этом!» (7:145)

 

Наряду с вышеприведенным словом Зачинатель применяет в Словесности слова «байина, байинун», означающее «разъяснять, показывать, ясный, явный, очевидный», и «байинатун», означающее «явное доказательство, показание» Исходя из этих значений, вполне корректно перевести однокоренные слова в смысле «объяснение» Этими терминами Всевышний четко дал понять, кто должен разъяснять Его Слово:

 

Таким образом Зачинатель объясняет Свои знамения людям, может быть, они будут осмотрительны! (2:187)

 

Так объясняет Зачинатель вам Свои знамения, может быть, вы будете признательны! (5:89)

 

В тот День Мы пошлем от каждого главенства свидетеля из них против них и приведем тебя как свидетеля против этих. Ниспослали Мы тебе Предписание с объяснением для всякой вещи, наставлением, милосердием и радостной вестью для смирившихся! (16:89)

 

Таким образом Мы ниспослали ее объясняющими знамениями! Поистине, Зачинатель наставляет тех, кто желает! (22:16)

 

Поистине, Мы низвели знамения объясненными! Зачинатель наставляет того, кто желает на прямой путь! (24:46)

 

Таким образом объясняет вам Зачинатель знамения! Зачинатель – Знающий, Мудрый! (24:58)

 

Затем, поистине, на Нас ее объяснение! (75:19)

 

Зачинатель ниспослал Предписание людям для того, чтобы они поняли Его и следовали Его установлениям. Ведь если Слово Зачинателя не будет понятно человеку, то и требовать тогда с него будет нечего. Однако Словесность понятен для всех думающих людей:

 

А если вы ошиблись после того, как вам даны были объяснения, то знайте, что Зачинатель – Всемогущий, Мудрый! (2:209)

 

Он объясняет людям Свои знамения, может быть, они опомнятся! (2:221)

 

Таковы ограничения Зачинателя! Он объясняет их для людей знающих! (2:230)

 

Таким образом объясняет Зачинатель вам Свои знамения, может быть, вы поймете. (2:242)

 

Таким образом объясняет Зачинатель вам Свои знамения, может быть, вы задумаетесь! (2:266)

 

Это – объяснение людям, Наставление и увещевание для осмотрительных! (3:138)

 

Объясняет вам Зачинатель, чтобы вы не заблудились. Зачинатель о всякой вещи знающ! (4:176)

 

Во все времена, так же, как и сегодня, существовали люди, отрицающие истину. Но все их доводы для Зачинателя неубедительны. И как бы ни оправдывался человек, он порицается Создателем:

 

Как Зачинатель будет наставлять людей, которые закрылись после того, как они поверили и засвидетельствовали, что посланник – истина?! Пришли к ним объяснения. Поистине, Зачинатель не наставляет мракобесов! (3:86)

 

Потом посылали Мы после него посланников к их народу. Они приходили к ним с объяснениями, но они не поверили в то, что ранее считали ложными. Таким образом Мы запечатываем сердца преступающих! (10:74)

 

Когда читаются им Наши знамения объясненными, ты узнаешь на лицах тех, которые закрылись, непризнание. Они готовы напасть на тех, кто читает им Наши знамения. Скажи: «Так возвестить ли вам о худшем из этого для вас? Огонь! Обещал его Бог тем, кто закрылся! Плохое это возвращение!» (22:72)

 

Когда им читаются Наши знамения объясненными, нет у них аргументов, кроме того, что они говорят: «Приведите наших отцов, если вы правдивы!» (45:25)

 

Те, которых раздражает Зачинатель и Его посланник, будут подавлены, как были подавлены те, кто был до них. Мы ниспослали знамения объясненными! Для закрывшихся – унизительное наказание! (58:5) 

 

Что же касается людей, ранее получивших Предписание Зачинателя, то им также нет оправдания в непринятии истины:

 

Хотели бы многие из обладателей Предписания, из зависти, отвернуть вас от вашей веры к закрытости после того, как истина была объяснена для них. Так воздержитесь и простите, пока не придет Зачинатель со Своим повелением. Поистине, Зачинатель над каждой вещью всесилен! (2:109)

 

Поистине, тех, которые скрывают из ниспосланных Нами объяснений и Наставление после того, как Мы объяснили их людям в Предписании, проклянет Зачинатель и проклянут проклинающие. (2:159)

 

О обладатели Предписания! К вам пришел Наш посланник, чтобы объяснить многое из того, что вы скрываете в Предписании, проходя мимо многого. Пришел к вам от Зачинателя Свет – Ясное Предписание! (5:15)

 

Помазанник, сын Марии, исключительно посланник. Прошли уже до него посланники, а мать его праведница. Оба они ели пищу. Посмотри, как объясняем Мы им знамения, но потом они отвращаются! (5:75)

 

Конечно, представитель любого направления в Исламе, опираясь на повеление Зачинателя слушаться вестника, будет настаивать на исполнении его приказов. С этим тезисом никто не спорит. Но камень преткновения как раз и стоит в том, как мы должны его слушаться? Какие повеления вестника необходимо исполнять? Есть мнение, что опираться необходимо на предания о самом вестнике. Но текст Словесности доносит нам нечто другое:      

 

Спрашивают они тебя о веществе, покрывающем разум, и игре на деньги.  Ответь: «В них обоих есть большой грех и польза для людей, но греха в них обоих больше, чем пользы!» Спрашивают они тебя о том, что им расходовать. Ответь: «Остаток» Таким образом, объясняет вам зачинатель свои знамения, может быть, вы поразмыслите (2:219)

 

Ниспослали Мы тебе Напоминание, чтобы ты объяснил людям, что им ниспослано, может быть, они подумают! (16:44)

 

Он тот, кто ниспослал Своему слуге знамения объясненными, чтобы вывести вас из мрака к свету! Поистине, ведь Бог к вам Сострадательный, Жалеющий! (57:9)

 

Зачинатель ниспослал вам напоминание с посланником, который читает вам знамения Зачинателя объясненными, чтобы вывести тех, которые поверили и исправились, из мрака к Свету. Кто верит Зачинателю и исправляется, того Он введет в сады с текущими в низовьях реками для постоянного пребывания в них! Зачинатель дал ему наилучший удел! (65:10-11)

 

Из приведенных отрывков становится ясно, что послушание вестнику ограничивается следованием Предписанию, которое он нам передал. Как отмечает Зачинатель в Словесности, все вестники приходили с одной и той же миссией. И требование к людям никогда не менялось:

 

Мы отправляли посланников исключительно с языком их народа, чтобы они объясняли им. Так Зачинатель сбивает с пути того, кто желает, и наставляет того, кто желает. Он – Всемогущий, Мудрый! (14:4)

 

Неужели не дошла до вас весть о тех, кто был раньше вас, о народе Ноя, народе Ад, народе Самуд и тех, которые были после них?! Знает о них только Зачинатель! К ним являлись посланники с объяснениями, а они прикрыли руками уста свои и говорили: «Поистине, мы закрыты от того, с чем вы посланы! Поистине, мы ведь в сомнении из-за того, что вы призываете к сомнительному!» (14:9)

 

Они ответили: «Мы не отдадим тебе предпочтения перед тем, что явилось нам из объяснений, и тому, кто создал нас! Так решай то, что ты решаешь! Поистине, ты решаешь в этой ближней жизни» (20:72)

 

Поистине, Мы ниспослали вам знамения объясненными и пример о тех, кто миновал до вас, как увещание для осмотрительных. (24:34)

 

Можем ли мы после этого утверждать, что Зачинатель недостаточно разъяснил Предписание? Имеем ли мы право говорить о недостаточности Словесности как трансцендентного руководства?