Напоминание

Память служит необходимым качеством для людей. Формируется память на основе приобретенного опыта. Люди пользуются памятью в ассоциациях, т.е. запоминают все происходящее во времени и пространстве, выстраивая схемы и связи. Это свойство помогает нам анализировать поступающие сообщения и делать для себя определенные выводы.

Предписание Зачинателя рассчитано на эту функцию памяти, чтобы мы могли при необходимости воспользоваться полученной информацией. В Словесности используются слова, корнем которых выступает термин «закара», означающий «упоминать, называть, приводить, рассказывать, помнить, вспоминать»

Творец ассоциирует руководство с Напоминанием:

 

Он сказал: «Отправьтесь отсюда все. Одни из вас другим противники! А после того, как придет к вам от Меня Наставление, то тот, кто последует Моему Наставлению, не собьется и не будет несчастным! А кто отстранится от Моего Напоминания, то, поистине, у того будет трудное существование! Мы соберем его в День Предстояния слепым!» (20:123-124)

 

Это конкретное обещание, реализация которого происходило посредством посланников, прослеживающееся на протяжении всей истории:

 

Или для вас удивительно, что пришло Напоминание от Господа вашего на мужчину среди вас, чтобы предупредить вас и чтобы вы остереглись, может быть, вы будете пощажены?! (7:63)

 

Прочитай им весть о Ное. Вот сказал он своему народу: «О народ мой! Если тяжело для вас мое пребывание и напоминание о знамениях Зачинателя, то на Зачинателя я полагаюсь. Так объедините ваше дело и ваших соучастников, а потом пусть ваше дело вас не тревожит. Затем примите решение обо мне и не давайте мне отсрочки» (10:71)

 

Справедливости ради необходимо заметить, что стиль рассказа особенный. Термин «напоминание» выступает в качестве синонима понятий «Предписание» и «Наставление», которые, в свою очередь, сами являются синонимами друг друга:

 

Мы дали Моисею и Аарону Различение, Просвещение и Напоминание для осмотрительных, которые страшатся Господа их втайне и опасаются наступления Часа! (21:48-49)

 

Поистине, Мы дали Моисею Наставление. Мы оставили в наследство детям Израиля Предписание, Наставление и Напоминание для обладающих разумом. (40:53-54)

 

Напоминание людям давалось в некоторых случаях в устной форме, т.к. относилось конкретно к одному народу и по определенному поводу:

 

Или для вас удивительно, что пришло Напоминание от Господа вашего на мужчину среди вас, чтобы он вас предупредил? Помните, как Он установил вас преемниками после народа Ноя и увеличил для вас сотворенное пространство. Помните благодеяние Зачинателя, может быть, вы будете успешны! (7:69)

 

Ложью сочли предупреждение народ Самуд. Они сказали: «Неужели за одним из наших людей мы последуем? Мы ведь тогда окажемся в заблуждении и безумии! Неужели вменено ему Напоминание среди нас? Напротив, он злейший лгун!» (54:23-25)

 

Если же напоминание необходимо было сохранить для последующих поколений, то оно фиксировалось письменно:

 

Поистине, Мы ведь предписали в Писании, после Напоминания, что землю наследуют Мои исправившиеся слуги! (21:105)

 

Однако наследникам напоминания зачастую было свойственно отворачиваться от него, что приводило к неутешительным последствиям:

 

После того, как они забыли то, о чем им напомнили, Мы открыли врата ко всяким вещам, чтобы во время радости данному им схватить их внезапно! (6:44)

 

После того, как они забыли про то, о чем им напоминали, Мы спасли тех, которые удерживались от зла, и поразили тех, которые были мракобесами, злым наказанием за то, что они были отступниками. (7:165)

 

Подобное отношение к напоминанию Зачинателя встречается среди людей до сих пор:

 

Если бы истина последовала за их страстями, ведь испортились бы небеса, земля и те, кто на них! Но Мы привели им Напоминание, но они от Напоминания отстранились! (23:71)

 

Приходило к ним новое Напоминание от Щадящего, только они от него отвернулись. (26:5)

 

И то, что они уклоняются от Напоминания, подобно убегающим в испуге ослам, убегающим от принуждения! (74:49-50)

 

Безответственное отношение к напоминанию Создателя не дает духовному состоянию озариться Светом Господа и оставляет человека во мраке:

 

Так кто мрачнее тех, кому напомнили знамения его Господа, а он отвернулся от них и забыл то, что сделали его руки раньше. Мы установили на сердца их завесу, чтобы они не поняли это, а в уши их глухоту! Если ты их призовешь к Наставлению, то они никогда не наставятся! (18:57)

 

Кто темнее того, кому напомнили про знамения его Господа, а он затем отстранился от них? Поистине, Мы, по отношению к преступникам, мстительны! (32:22)

 

Следствием этого становится то, что советчиком людей оказывается ослушник:

 

Кто слеп к Напоминанию Щадящего, к тому Мы направим ослушника, и он будет привязан к нему! (43:36)

 

В большинстве же случаев люди поднимали на смех посланников с напоминанием, сопровождая их деятельность иронией и сарказмом:

 

Приход к ним рассказанного Напоминания Господа исключал их внимание. Они забавлялись. (21:2)

 

Так вы подняли их на смех, пока у вас не забыли Мое Напоминание! Вы были насмешниками! (23:110)

 

Насмешки над посланниками сопровождались определенными доводами, которые черпались из традиции и устоявшегося мировоззрения той среды обитания. В противовес же, обращаясь к памяти, Творец требует привести в качестве настоящего довода именно Предписание:

 

Что с вами? Как вы рассуждаете? Неужели вы не опомнитесь? Или у вас есть очевидное распоряжение? Так дайте ваше Предписание, если вы правдивы! (37:154-157)

 

Но, как показала практика, большинство не внимает истине, что и приводит к их гибели:

 

Мы погубили те селения, которые предупреждали Моим Напоминанием! Не были Мы мракобесами! (26:208-209)

 

Миссией Мухаммада было распространение ниспосланного напоминания среди всех людей:

 

Оставь тех, кто принимает их обязанность как игру и увлечение! Прельстила их ближняя жизнь! Напомни этим, что личность обречена на итог того, что приобрела. Нет для нее, помимо Зачинателя, ни покровителя, ни защитника! Если даже уравновесит все равноценным, не примется от нее! Это те, которые обречены на итог того, что приобрели! Для них там питье из кипятка и мучительное наказание за то, что они были закрывшимися! (6:70)

 

Скажи: «Я не прошу у вас за это вознаграждения! Поистине, это — исключительно Напоминание для народов мира!» (6:90)

 

Предписание ниспослано тебе, так пусть не будет затруднения в груди из-за того, чтобы предупреждать их и напоминать верующим! Следуйте тому, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте вместо Него за покровителями, мало вы вспоминаете! (7:2-3)

 

Ты не просишь у них за это награды! Поистине, это – исключительно Напоминание для народов мира! (12:104)

 

Ниспосланным напоминанием Мухаммаду была Словесность, в котором рассказывалось о предыдущих посланниках:

 

Все это рассказываем Мы тебе из вестей про посланников, чтобы укрепить твой ум, и в этом явилась к тебе истина, увещание и Напоминание для верующих. (11:120)

 

Они спрашивают об обладателе двух рогов. Скажи: «Я прочитаю вам о нем напоминание» (18:83)

 

Напоминание милости твоего Господа слуге Его – Захарии. (19:2)

 

Напомни в Предписании о Марии. Когда она удалилась от своей семьи в восточное место. (19:16)

 

Напомни в Предписании об Аврааме. Поистине, он был правдивым вестником. (19:41)

 

Напомни в Предписании об Исмаиле. Поистине, он был правдивым в обещании и посланным вестником. (19:54)

 

Напомни в Предписании об Ездре. Поистине, он был правдивым вестником. (19:56)

 

Таким образом рассказываем Мы тебе весть о предшествующем. Мы даровали тебе от Нас Напоминание! (20:99)

 

Терпи то, что они говорят, и упомяни слугу Нашего Давида, обладавшего поддержкой. Поистине, он был кающимся! (38:17)

 

Вспомни слуг Наших: Авраама, Исаака, Якова, обладателей поддержки и проницательности. Поистине, Мы проявили лояльность к ним искренним Напоминанием об обители! Поистине, они ведь наилучшие избранные Наши слуги!

Вспомни Исмаила, Елисея, Иезекиля все из наилучших! Это Напоминание! Поистине, ведь для осмотрительных - прекрасное пристанище (38:45-49)

 

Упомяни про брата народа Ад, когда он предупредил свой народ на песчаном холме. Прошли уже предупреждения и до него, и после него: «О, служите исключительно Зачинателю! Я боюсь для вас наказания Великого Дня!» (46:21)

 

Окружение Мухаммада было разным, и многие из них обладали знаниями былых Предписаний. В полемике было санкционировано обращение к предыдущим источникам, дабы показать преемственность нового напоминания:

 

Мы до тебя посылали исключительно мужчин с ясными знамениями и с Писанием, которым Мы внушали! Спросите обладателей Напоминания, если вы не знаете! Ниспослали Мы тебе Напоминание, чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано, может быть, они подумают! (16:43-44)

 

До тебя Мы посылали исключительно мужчин, которым внушали. Так спросите обладателей Напоминания, если вы не знаете! (21:7)

 

Как видно из контекста, речь идет именно об опоре на предыдущие Предписания, но никак не на нынешних «ученых»-исламистов.

Распространение напоминания Создателя, как обычно, столкнулось с сопротивлением общества, перешедшим в оскорбление посланника:

 

Сказали они: «О ты, кому ниспослано Напоминание! Ты ведь сумасшедший!» (15:6)

 

Поистине, те, которые закрылись, готовы опрокинуть тебя взорами после того, как услышат Напоминание. Говорят они: «Поистине, он ведь одержимый!» Это исключительно Напоминание для народов мира! (68:51-52)

 

Однако Сам Творец констатирует об обратном:

 

Так напоминай! И ты, по благодеянию твоего Господа, не пророк, и не одержимый! (52:29)

 

Отказ принять напоминание Господа диктуется пантеистическим мировоззрением:

 

Когда ты поминаешь своего Господа в Словесности единственным, они отворачиваются в отвращении. (17:46)

 

Спроси: «Кто сбережет вас ночью и днем от Щадящего?» Скорее они отстранятся от Напоминания своего Господа! (21:42)

 

Несмотря на оскорбительные речи, опору на человеческие доводы и всевозможные оправдания, Мухаммад не проявлял к оппонентам реакционности, а лишь переключался на тех, кто воспринимал Напоминание:

 

Не ниспосылали Мы тебе Словесность, чтобы сделать тебя несчастным, а исключительно как Напоминание для тех, кто страшится! Ниспосланием от Того, кто сотворил землю и возвышающиеся небеса, (20:2-4)

 

Неужели им недостаточно того, что Мы ниспослали тебе Предписание, которое им читается? Поистине, в этом – милость и Напоминание для верующих людей! (29:51)

 

Ты предупреждаешь того, кто следует за Напоминанием и боится Жалеющего втайне. Так обрадуй его прощением и почетной наградой! (36:11)

 

Так крепко держись того, что тебе внушено! Поистине, ты на прямом пути! Поистине, это ведь Напоминание тебе и твоему народу! Вы будете спрошены! (43:43-44)

 

Мы лучше знаем, что они говорят. Ты не жесток к ним, но напоминай Словесностью тому, кто боится Моей угрозы! (50:45)

 

Так отстранись от тех, кто отвернулся от Нашего Напоминания, и желает исключительно ближней жизни. (53:29)

 

Смысла пропагандировать тем, кто не прислушивается к напоминанию Творца, нет никакого. Если руководство человека не интересует, то он тем самым наказывает сам себя:

 

Неужели ему среди нас ниспослано Напоминание?» Они скорее сомневаются в Моем Напоминании! Но они еще не вкусили Моего наказания! (38:8)

 

Горе тем, чьи сердца черствы к Напоминанию Зачинателя! Они пребывают в очевидном заблуждении! Зачинатель ниспослал наилучший рассказ со схожими, повторяющимися предписаниями. Содрогается кожа у тех, кто страшится своего Господа! Затем их кожа и сердца смягчаются при поминании Зачинателя! Это – Наставление Зачинателя! Он наставляет им того, кто желает! Для того, кого Зачинатель сбивает, нет наставника! (39:22-23)

 

О, если бы они устояли на пути, Мы напоили бы их обильной водой, чтобы этим их испытать! Кто отстраняется от Напоминания Господа своего, Он введет того в поднимающееся наказание! (72:16-17)

 

Так как вы убережетесь, если останетесь закрывшимися? В тот День дети станут седыми! Небо расколется тогда, и обещание Его свершится! Поистине, это – Напоминание! Так, кто пожелает, пусть возьмет путь к Господу своему! (73:17-19)

 

Напоминание Господа в нашем мире имеет наивысший статус для верующего, т.к. только посредством него имеется возможность достигнуть успеха в будущей жизни:

 

Читай то, что внушено тебе из Предписания, и выходи на сближающую связь. Поистине, сближающая связь удерживает от чрезмерности и неодобряемого, но ведь Напоминание Зачинателя более велико! Зачинатель знает то, что вы совершаете! (29:45)

 

Этим и объяснятся главная миссия Мухаммада – распространение напоминания:

 

Напоминай, ведь напоминание помогает верующим! (51:55)

 

Приготовил им Зачинатель суровое наказание. Так остерегайтесь Зачинателя, о обладающие умом, которые поверили! Зачинатель ниспослал вам Напоминание с посланником, который читает вам знамения Зачинателя разъясненными, чтобы вывести тех, которые поверили и исправились, из мрака к Свету. Кто верит Зачинателю и исправляется, того Он введет в сады с текущими в низовьях реками! Они останутся постоянно в них! Зачинатель дал ему наилучший удел! (65:10-11)  

 

Так напоминай, поистине, ты – напоминающий! (88:21)

 

Воспринявшие напоминание Зачинателя становятся верующими, мысли которых обращены к Создателю, ведь поминание Всевышнего обеспечивает некую обратную связь:

 

Так поминайте Меня, и Я помяну вас! Будьте признательными Мне и не закрывайтесь! (2:152)

 

Поминание Зачинателя предусматривается в следующих ситуациях:

 

1)в период переубеждения:

 

Не будет для вас беды, если вы устремитесь к превосходству от вашего Господа. А когда вы пространно расскажете о том, что узнали, то поминайте Зачинателя во время священного обряда. Поминайте Его, так как, вы были наставлены. Поистине, до этого вы были заблудшими. (2:198)

 

А когда вы закончите церемонии, то поминайте Зачинателя таким же образом, как вы поминаете своих отцов или еще сильнее. Среди забывчивых людей есть такие, которые говорят: «Господь наш! Дай нам в этой жизни!», а в Последней Жизни им нет доли. (2:200)

 

Поминайте Зачинателя в отсчитанную декаду дней. А кто ускорит в два дня, то не будет греха. Кто замедлит, также не будет греха. Это для тех, кто осмотрителен. Остерегайтесь Зачинателя и знайте, что Он соберет вас! (2:203)

 

2) в сближающей связи:

 

Оберегайте сближающие связи и среднюю сближающую связь. Стойте перед Зачинателем покорно.

Если вы опасаетесь, то на ходу или сидя на чем-нибудь верхом. А когда вы окажетесь в безопасности, то поминайте Зачинателя так, как Он научил вас тому, чего вы не знали. (2:239)

 

Когда вы завершите сближающую связь, то поминайте Зачинателя стоя, сидя и на своих боках. Когда вы будете спокойны, то выходите на сближающую связь. Поистине, сближающая связь для верующих предписана в определенное время. (4:103)

 

О те, которые поверили! Когда вас позовут на сближающую связь в день собрания, то устремляйтесь к Напоминанию Зачинателя и оставьте сделки. Это лучше для вас, если вы знаете! Когда окончена будет сближающая связь, то расходитесь по земле и стремитесь к избытку Зачинателя. Поминайте Зачинателя много, может быть, вы достигнете успеха! (62:9-10)

 

Напоминание Зачинателя является стержнем духовной жизни верующего, направляющей силой и регулятором действий:

 

 которые, когда им напомнишь о знамениях Господа, не впадают в глухоту и слепоту (25:73)

 

Поистине, верят в Наши знамения те, которые при напоминании о них падают ниц и восхваляют славой их Господа! Они не являются высокомерными! (32:15)

 

Поистине, в этом ведь напоминание тому, у кого есть сердце или получил слух, и он свидетель! (50:37)

 

Неужели не наступила пора для тех, которые поверили, чтобы благоговели их сердца при поминании Зачинателя и того, что Он ниспослал из истины?! Не становитесь подобно тем, кому дано Предписание раньше. Затянулся над ними срок, ожесточились их сердца, и многие из них стали отступниками! (57:16)

 

Совет ограничить увлечение интересами этой жизни обусловлен как раз тем, что это может отвлечь от напоминания:

 

О те, которые поверили! Пусть ваш достаток и ваши дети не отвлекают вас от поминания Зачинателя! Те, которые это совершают, они в убытке! (63:9)

 

И именно для уведения от напоминания «ибилис и ко» провоцирует и соблазняет людей на увлечения, способствующие покрытию разума, ведь память неотрывно связана с нашей мозговой деятельностью:

 

Поистине, ослушник желает заронить среди вас вражду и ненависть закрывающими разум веществами и игрой на деньги, а также отклонить вас от поминания Зачинателя и сближающей связи! Удержитесь ли вы? (5:91)

 

День Долга – итог жизнедеятельности человечества, где решающую роль играет руководство напоминанием Творца:

 

Представим Ад в тот День перед закрывшимися прямо! Тем, на глазах которых были покровы от Моего Напоминания и не могли они слушать. (18:100-101)

 

Ответят они: «Хвала Тебе! Не престало нам брать, помимо Тебя, покровителей! Однако Ты дал наслаждаться им и их отцам, пока они не забыли Напоминание и не стали народом пропащим!» (25:18)

 

«О горе мне! Если бы я не брал такого-то другом! Ведь он сбил меня от Напоминания после того, как оно явилось мне!» Поистине, ослушник человека покидает! (25:28-29)

 

На сегодняшний день главным источником напоминания для верующих служит Словесность. Однако существует один нюанс, который выражается в разделении понятий «Предписание» и «напоминание» Некоторые считают, что Господь обещал сохранить не само Предписание, а лишь напоминание, исходя из следующего:

 

Поистине, Мы ниспослали Напоминание! Мы ведь его охраняем! (15:9)

 

Для того, чтобы не навязывать свое личное субъективное человеческое мнение, обратимся к другим сообщениям на эту тему:

 

Поистине, Мы ниспослали вам Предписание, в нем – Напоминание вам, так неужели вы не поразмыслите? (21:10)

 

Это – Напоминание благословенное, которое Мы ниспослали! Неужели вам это ненавистно? (21:50)

 

Поистине, Он видит тех, которые закрылись от Напоминания после того, как оно явилось им! Поистине, это ведь могущественное Предписание! (41:41)

 

Хотелось бы заметить, что напоминание было ниспослано «технически», что соответствует качеству появления Предписания. Невозможно сохранить некую информацию, минуя искажения, до Дня Долга без ее письменной фиксации, тем более что она предназначена для всех живущих на земле людей:

 

Поистине, это – Напоминание для народов мира! (38:87)

 

Так нет! Поистине, это – Напоминание! И, кто пожелает, вспомнит это!

Они вспоминают исключительно то, что желает Зачинатель! Он обладает предостережением и обладает прощением! (74:54-56)

 

Так нет! Поистине, это – Напоминание! Кто пожелает, вспомнит его, в свитках почитаемых, возвышенных, очищенных руками писцов почтенных, благих! (80:11-16)

 

Поистине, это – исключительно Напоминание для народов мира! Для тех, кто из вас желает встать прямо! Вы желаете исключительно того, чего желает Зачинатель, Господь народов мира! (81:27-28)

 

Словесность включает в себя и письменную фиксацию:

 

Мы не учили его поэзии, и нет необходимости в ней. Поистине, это – исключительно Напоминание и ясная Словесность. (36:69)

 

Сод. Клянусь Словесностью, обладающей Напоминанием! (38:1)

 

Клянусь ясным Предписанием! Поистине, Мы установили его Словесностью на арабском языке, может быть, вы уразумеете! Поистине, она находится в основном Предписании при Нас, в возвеличенном, мудром! Неужели Мы обойдем вас Напоминанием, чтобы вы стали людьми, вышедшими за пределы?! (43:2-5)

 

Ведь Мы облегчили Словесность для напоминания, но есть ли запоминающий?! (54:17, 22, 32, 40)

 

Таким образом, термин «напоминание» является одним из синонимов в ряду таких слов, как Словесность, Предписание, Разборчивость, Различение, Наставление, прямой путь:

 

Это Мы читаем тебе знамения и разборчивое Напоминание. (3:58)