Словесность

Слово «коран» является русской транскрипцией арабского слова «кур,анун», что означает «чтение, декламация» Оно образовано от корня «кара,а», которое переводится как «читать, прочитывать, изучать, учиться»

В нашем случае, речь идет не о просто некоей устной информации, а о письменно зафиксированной трансцендентной информации, поэтому слово «коран» мы должны понимать более широко. В русском языке есть термин, точно отражающий смысл арабского эквивалента – Словесность.

Словесность – творчество, выраженное в как устном, так и письменном слове, то есть словесное творчество. Исходя из этого, в переводе будет использовано слово «словесность» вместо арабской кальки «коран».

Словесность позиционируется как божественная информация, которая находилась в «ляухуль махфузу» – хранимой скрижали:

 

Поистине, это ведь почтенная Словесность в скрытом Предписании, к которому прикасаются исключительно очищенные, ниспослание от Господа народов мира! (56:77-80)

 

Напротив, это прославленная Словесность в Скрижали Хранимой! (85:21-22)

 

Творец убеждает Мухаммада в том, что получаемое Предписание не какое-нибудь наваждение, а весть от Господа:

 

Поистине, тебе предоставлена Словесность от Мудрого, Знающего! (27:6)

 

Поистине, Мы ниспослали тебе Словесность ниспосланием! (76:23)

 

Немаловажным для понимания сути Предписания служит упоминание языковой принадлежности Словесности:

 

Алиф. Лям. Ра. Это знаки ясного Предписания.

Поистине, Мы ниспослали его в виде арабской Словесности, возможно, вы призадумаетесь!

Мы рассказываем тебе наилучшее повествование посредством того, что внушили тебе эту Словесность. Поистине, ведь до этого ты был одним из беспечных! (12:1-3)

 

Таким образом Мы ниспослали Словесность на арабском языке. Мы в ней пустили в обращение угрозы, может быть, они остерегутся, или она перескажет для них напоминание! (20:113)

 

Мы ведь приводим забывчивым людям в этой Словесности всякие примеры, может быть, они опомнятся!

Словесность на арабском языке, без всякой кривизны, может быть, они остерегутся! (39:27-28)

 

Ха. Мим. Ниспослание Щадящего, Жалеющего Предписание, знамения которого разъяснены в виде Словесности на арабском языке для знающего народа! (41:1-3)

 

Если бы Мы установили ее иностранной Словесностью, то они ведь сказали бы: «Почему не разъяснены ее знамения?! Почему иностранная, а не арабская?!» Скажи: «Для тех, которые поверили, она Наставление и лечение» У тех, которые не верят, в ушах глухота, и она для них неясна. К этим словно обращаются из далекого места. (41:44)

 

Таким образом Мы внушили тебе Словесность на арабском языке, чтобы предупредил ты мать поселений и тех, кто вокруг нее, предупредил о Дне Собрания, в котором нет сомнения! Часть в саду, а часть в пламени! (42:7)

 

Ха. Мим. Клянусь ясным Предписанием! Поистине, Мы установили его Словесностью на арабском языке, может быть, вы уразумеете! (43:2-3)

 

Данные сообщения устанавливают ориентир для правильного восприятия Слова Зачинателя. Раз Предписание дано на арабском языке, то и понимать изложенное в нем необходимо через призму значений слов и событий того времени.

Невежественные люди нуждались, сами того не осознавая, в путеводителе. В связи с чем, Предписание было предоставлено в легкой для восприятия форме:

 

Ведь Мы облегчили Словесность для запоминания, но есть ли запоминающий?! (54:17)

 

…Так читайте то, что легко вам из Словесности…(73:20)

 

Наряду с легкостью, Словесность принесла радостную весть для своих последователей:

 

Поистине, эта Словесность наставляет на то, что наиболее прямо и возвещает верящим, которые исправились, радостную весть о том, что им уготована великая награда! (17:9)

 

Именно для последователей Предписания предусмотрены выгодные условия, которые не распространяются на желающих оставаться во мраке своего невежества:

 

Мы ниспослали в Словесности то, что исцеляет и милость для верующих! А для мракобесов увеличивает, исключительно потерю! (17:82)

 

Словесность призвана напомнить людям об истинном смысле жизни на земле:

 

Та. Ха. Не ниспосылали Мы тебе Словесность, чтобы сделать тебя несчастным, а исключительно как напоминание для тех, кто страшится, ниспосланием от Того, кто сотворил землю и возвышающиеся небеса. (20:1-4)

 

Мы не учили его поэзии и нет необходимости в ней. Поистине, это - исключительно напоминание и ясная Словесность. (36:69)

 

Сод. Клянусь Словесностью, содержащим напоминание! (38:1)

 

Мы лучше знаем, что они говорят. Ты не жесток к ним, но напоминай Словесностью тому, кто боится Моей угрозы! (50:45)

 

Напоминание же содержало предупреждение о возможных последствиях ошибочного мировосприятия:

 

Спроси: «Что является наибольшим свидетельством?»

Ответь: «Зачинатель является свидетелем между мной и вами. Внушил Он мне эту Словесность. Я ведь им предупреждаю вас и тех, до кого он дошел…» (6:19)

 

Йа. Син. Клянусь разборчивой Словесностью! Поистине, ты ведь из посланных, на прямом пути, посланный Всемогущим, Жалеющим, чтобы предупредить людей, отцов которых не предупреждали! Поистине, они беспечны! (36:1-6)

 

Но все бессмысленно для человека, если он не удосужиться задуматься и проанализировать ниспосланные от Создателя предписания:

 

Неужели они не обдумывают Словесность? Ведь, если бы он был не от Зачинателя, то они нашли бы там много противоречий. (4:82)

 

Так нежели они не размышляют над Словесностью? Или на сердцах их затворы? (47:24)

 

Размышление невозможно без внимательного выслушивания предоставленной Господом вести:

 

Когда декламируется Словесность, то прислушивайтесь к нему и умолкайте, может быть, вы будете помилованы! (7:204)

 

Будучи руководством, в Словесности даются гарантии, что любые совершенные соответствующие Предписанию действия будут непременно учтены Зачинателем:

 

Не бывает вашего дела, либо того, что вы читаете из Словесности, либо совершенных ваших действий, чтобы Мы не были свидетелями при вас, когда вы наполнены этим. Не укроется от Господа твоего вес пылинки ни на земле, ни в небе! То, что меньше этого и то, что больше - исключительно в Ясном Предписании. (10:61)

 

Выходи на сближающую связь при склонении солнца к сумраку ночи, и чтение на заре. Поистине, чтение на заре засвидетельствовано! (17:78)

 

Поэтому для примера всем, в первую очередь Мухаммаду, было вменено следовать читаемой информации от Всевышнего:

 

«Поистине, мне велено служить Господу этого города, который Он сделал священным! Ему принадлежит все! Мне велено, чтобы я был среди смирившихся и читал Словесность!» Так, кто наставится, тот, поистине, наставится для себя, а тем, кто заблудился, скажи: «Поистине, я из предупреждающих!» (27:91-92)

 

Наиболее близкими к восприятию коранической вести были обладатели Предписания, ведь святыми Предписаниями у них считались те, которые были ниспосланы Творцом ранее. Но «жрецам» Словесность была не по душе, так как раскрывала многое из того, что они пытались скрыть от простых людей:

 

Поистине, эта Словесность повествует детям Израиля большую часть того, в чем они расходятся! (27:76)

 

Обличение Словесностью недостатков общества вызвало отторжение обладающих ими, выразившееся в попытке увести народ от Словесности:

 

Сказали те, которые закрылись: «Не слушайте эту Словесность и вводите в заблуждение о ней, может быть, вы и одержите верх!» (41:26)

 

Видя бесполезность противодействия Предписанию, не признающие Будущую Жизнь, выразили абсурдное желание заменить эту Словесность:

 

Когда ты читаешь им Наши знамения явными доказательствами, говорят те, кто не ожидает встречи с Нами: «Дай нам другую Словесность, либо замени ее»

Ответь: «Не будет такого, чтобы я заменил ее по собственной инициативе! Поистине, я следую, исключительно за тем, что мне внушено! Поистине, я боюсь, если не буду повиноваться Господу моему, наказания великого дня!»  (10:15)

 

Непримиримость с трансцендентной истиной создало обратный эффект в отношении Предписания:

 

Поистине, Мы предоставили в этой Словесности все, чтобы они опомнились, но увеличивает у них лишь отвращение! (17:41)

 

Скажи: «Если бы собрались люди и незримые, чтобы дать подобное этой Словесности, они бы не дали подобного, даже, если бы одни из них были другим помощниками!»

Поистине, Мы подробно изложили людям в этой Словесности всякие примеры, но большинство людей желает, исключительно закрытости! (17:88-89)

 

Мы предоставили в этой Словесности для людей всякие примеры, но человек в большинстве всего препирается! (18:54)

 

Поистине, Мы привели людям в этой Словесности всякие примеры. Ведь если ты явишься к ним со знамением, непременно скажут те, которые закрылись: «Поистине, вы, являетесь исключительно болтающими вздор!» (30:58)

 

Хотелось бы обратить внимание на упоминание, наряду с людьми, незримых существ. Известно, что это разумные творения, также призванные в этой жизни служить Зачинателю. Естественно то, что и они были объектом увещевания Господа:

 

Когда Мы направили к тебе группу из незримых, чтобы они услышали Словесность, после того, как они прибыли к нему, сказали: «Прислушайтесь!» И после того, как было завершено, они обратились к своему народу с предупреждением.

Они сказали: «О народ наш! Поистине, мы услышали Предписание, ниспосланное после Моисея, оправдывающее то, что было до него. Оно наставляет к истине и прямой дороге!» (46:29-30)

 

Скажи: «Мне внушено, что слушало некоторое количество незримых, так они сказали: «Поистине, слышали мы дивную Словесность!»» (72:1)

 

Будучи простым человеком, Мухаммад нуждался в защите от происков врага, логичным предписанием чего является следующий отрывок:

 

Когда ты декламируешь Словесность, то обращайся за помощью к Зачинателю от проклятого ослушника! (16:98)

 

И защита Всевышнего не заставила себя ждать:

 

Когда ты читал Словесность, Мы делали между тобой и теми, которые не верят в Последнюю Жизнь, скрытую завесу.

Мы установили в их сердцах покровы, чтобы не понимали ее, а в уши их глухоту. Когда ты поминаешь своего Господа в Словесности единственным, они отворачиваются в отвращении. (17:45-46)

 

От внимания вдумчивого читателя не ускользнет тот факт, что в приведенных отрывках сообщается о Словесности в общем. Из данных отрывков ясно, что Предписание было ниспослано Мухаммаду цельным:

 

В пылающий месяц была ниспослана Словесность - Наставление для забывчивых людей. (2:185)

 

Ха. Мим. Клянусь ясным Предписанием! Поистине, Мы являемся предупреждающими! (44:1-3)

 

Перед нами ясная информация о том, что была ниспослана вся Словесность, но не часть. Традиция утверждает, что она была ниспослана на первое небо, а затем постепенно ниспосылалась вестнику в течение 23 лет. Однако сообщение о том, что Предписание предназначено людям для руководства, не дает принять традиционную точку зрения, ведь люди никак не могли руководствоваться Предписанием, находящимся на небе.

Дополнительным доводом в пользу ниспослания Словесности полностью служит следующий отрывок:

 

Клянусь горой, Предписанием, написанном на пергаменте и обнародованном, домом посещаемым. (52:1-3)

 

Недвусмысленно Творец клянется написанным обнародованным Предписанием вкупе с посещаемым домом. Эти признаки дают описание Словесности, так как таких прецедентов, как паломничество к Каабе, у обладателей Предписания нет:

 

Так нет! Поистине, это - Напоминание! Кто пожелает вспомнит его, в свитках почитаемых, возвышенных, очищенных руками писцов почтенных, благих! (80:11-16)

 

Данный отрывок указывает на то, что Словесность была записана еще при жизни Мухаммада в окончательном виде. В этом процессе участвовали писцы, которые запечатлели Предписание так, как его декламировал Мухаммад.

Создатель сразу предоставил форму, стиль, вид и разъяснение Предписания, в силу чего вестнику было дано указание не вмешиваться в процесс формирования Словесности:

 

Превыше всех Зачинатель, Царь истинный! Не торопись со Словесностью до того, как будет тебе повеление внушить его, и говори: «Господь мой! Умножь мое знание!» (20:114)

 

Не шевели своим языком, чтобы ускорить! Поистине, на Нас собрание и декламация этого! А когда Мы декламируем это, то следуй Словесности! Затем, поистине, на Нас ее разъяснение! (75:16-19)

 

Структура Предписания в современном виде соответствует приведенным признакам в Словесности:

 

Мы ведь дали тебе семь повторяемых и великую Словесность! (15:87)

 

Данный отрывок сообщает нам, что Словесность предваряют семь повторяемых частей. Единственной главой, повествующей от имени людей, являющейся образцом для обращения к Зачинателю, служит первая. В ней и приведены семь частей, которые должны повторяться, так как они емко отражают основные чаяния верующих. Вторая же начинается с того, что Творец знакомит с самим Предписанием:

 

Алиф. Лям. Мим. Это Предписание, нет сомнения в нем – Наставление для осмотрительных. (2:1-2)

 

Налицо тот факт, что первая глава выступает в роли предисловия, а основная часть начинается со второй. Это в точности отражает описание структуры Словесности из 15:87.

Логика фиксации Словесности похожа на фиксацию Торы. Зачинатель внушал Моисею повеления, а уже после завершения основных событий, Зачинатель ниспослал Тору на горе. Так же и с Мухаммадом. Сперва произошли все события и по итогам посланнику была ниспослана Словесность в едином формате.

Получив Словесность полностью, вестник должен был увещевать ею людей, что предполагало некий порядок, который опять же был дан Самим Творцом:

 

С истиной Мы его ниспослали и с истиной он снизошел! Послали Мы тебя, исключительно радостным вестником и предупреждающим!

Словесность Мы разделили, чтобы ты читал его людям с не спеша. Мы ниспослали его ниспосланием! (17:105-106)

 

Ниспосланное Предписание для удобства восприятия было разделено на части. Частью Словесности служит «сура», что в переводе с арабского означает «глава»

 

Глава. Мы низвели ее и вменили ее в обязанность! Мы низвели в ней знамения явными доказательствами, может быть, вы опомнитесь!   (24:1)

 

Для облегчения задачи Создатель предложил оппонентам повторить хотя бы часть Предписания:

 

А если вы в сомнении о том, что Мы ниспослали Нашему слуге, то принесите «главу», подобную этой и призовите ваших свидетелей, помимо Зачинателя, если вы правдивы. (2:23)

 

Не могла эта Словесность быть измышленным, помимо Зачинателя! Но она оправдывает то, что было до нее и подробно разъясняет Предписание! В нем нет сомнения, она от Господа миров!

Может быть, они скажут: «Измыслил его он»

Ответь: «Так приведите «главу», подобной этой и призывайте кого вы можете, помимо Зачинателя, если вы правдивы!» (10:37-38)

 

Или они скажут: «Измыслил он ее!»?

Ответь: «Так приведите вымышленных десять глав, подобных этой! Призовите, кого вы можете, помимо Зачинателя, если вы говорите правду!» (11:13)

 

К сожалению, не только среди оппонентов могут встречаться невежественные люди. Среди верующих также достаточно прецедентов несоответствия трансцендентным нормам:

 

О те, которые поверили! Не спрашивайте о тех вещах, если они откроются вам, то ухудшат вас. Если вы спросите о них во время ниспослания Словесности, то они откроются вам. Зачинатель простил вам это, ведь Зачинатель - Прощающий, Выдержанный! (5:101)

 

О чем предупреждаются верующие в данном месте? Их предостерегают от повторения ошибок детей Израиля, которые своими вопросами докучали Моисею:

 

Или вы хотите спросить вашего посланника, как раньше спрашивали Моисея? Кто поменяет веру на закрытость, то тот сбился с ровной дороги. (2:108)

 

В истории с Моисеем, Зачинатель указал на то, что у них в сердцах была болезнь. Такого рода проблема была и у некоторых последователей Мухаммада:

 

Спрашивают те, которые поверили: «Почему не ниспослана «глава»?», а когда ниспосылается разборчивая «глава» и упоминается в ней сражение, ты видишь, как те, в чьих сердцах болезнь, смотрят на тебя взором лишенного чувств от смерти! (47:20)

 

Такое состояние сердца выражается в лицемерии человека:

 

Опасаются продажные, что будет ниспослана против них «глава», которая сообщит им то, что в их сердцах. Скажи: «Насмехайтесь! Поистине, Зачинатель выведет то, чего вы опасаетесь!» (9:64)

 

Когда была низведена «глава», чтобы верили Зачинателю и усердствовали с Его посланником, попросили у тебя дозволения обладающие возможностями из них, сказав: «Оставь нас, мы будем с сидящими!» (9:86)

 

Когда была низведена «глава», то среди них были те, кто говорил: «Кому из вас это добавит веры?» Так, что касается тех, которые поверили, то она увеличила их веру и они радуются! (9:124)

 

Когда была низведена «глава», то посмотрели одни из них на других: «Видит ли вас кто-нибудь?» Потом они отклоняются. Отклонит Зачинатель их сердца за то, что они - люди не понимающие! (9:127)

 

Главная мысль состоит в том, что разделение на главы инициировал Сам Бог. Главы разделяются между собой формулой «именем Зачинателя Щадящего, Жалеющего», и других признаков попросту нет. Вмешательство же людей в дополнительное разделение Предписания порицается:

 

Как Мы ниспослали, несмотря на разделяющих, которые установили Словесность вычлененным! Вот, Господом твоим клянусь, Мы спросим непременно их всех о том, что они делали! (15:90-93)

 

В чем же выразилось человеческое разделение Словесности? Самым наглядным вмешательством людей служит искусственное разделение 8-й главы, ведь следующая глава не начинается с формулы «именем Зачинателя Щадящего, Жалеющего», а ее содержание соответствует единой теме с 8-й – сражение и военные трофеи.

Финалом бытия этого этапа жизни будет подведение итогов деятельности человека, где отправной точкой в оценке Господа будет служить Его руководство:

 

Поистине, тот, кто сделал твоей обязанностью Словесность, вернет тебя к месту возвращению.

Скажи: «Господь мой лучше знает того, кто явился с Наставлением и того, кто в явном заблуждении!» (28:85)

 

Отказ от руководства Зачинателя приводит лишь к заблуждению. Причиной же отказа от предписаний является отрицание Словесности как трансцендентного источника:

 

Сказал посланник: «О Господи! Поистине, мой народ принял эту Словесность за вздор!» (25:30)

 

А итог не признавших Словесность, Словом Зачинателя, весьма неутешительный, и, в конце концов, те, кто отрицали знамения Зачинателя, признают свою ошибку, при этом виня за это других людей:

 

Сказали те, которые закрылись: «Мы не верим в эту Словесность, ни тому, что было перед ней!» Если бы ты видел, как мракобесы будут поставлены пред из Господом. Одни из них обращают слова другим.

Скажут слабые возвеличившимся: «Если бы не вы, мы непременно были бы верующими!» (34:31)

 

Данный финал лишний раз предостерегает от слепого следования за кем-либо без самостоятельного обдумывания и анализа предлагаемой информации.