"шахид"
Совместная жизнедеятельность людей позволила выработать один из важнейших инструментов воздействия – свидетельство. Человеческая натура имеет свойство доверять любой информации, которая подтверждается из разных источников. Как и в древности, современная юриспруденция, судебная система и другие сферы жизни не могут функционировать в оптимальном режиме без института подтверждения. Подобное понятие свойственно не только формальным отношениям, но и активно применяется в религиях.
Рассматривая Ислам, мы сталкиваемся с таким понятием, как «шахада» и «шахид». Первое слово относится к свидетельству веры, а второе традиционно связывается в основном с погибшими в военных действиях.
Корень слова «шахида» переводится как «быть, присутствовать, быть свидетелем, то, что явно» С этим понятием сталкивались вестники с древних времен:
Он ответил: «Напротив, Господь ваш – Господь небес и земли, тот, который их создал, а я из числа свидетельствующих об этом! (21:56)
Авраам выступил как противник приобщения, что вызвало негативную реакцию со стороны общества. Оппоненты Авраама, чтобы уличить его в преступлении (порча каменных идолов), решили выставить его на обозрение народа для выявления свидетелей:
Они сказали: «Мы слышали юношу, который поминал их, которого зовут Авраамом» Они сказали: «Так приведите его пред глаза людей, может быть, они засвидетельствуют!» (21:60-61)
Если быть буквалистом, свидетельствующие против Авраама считаются «шахидами» К чему такое сравнение? К тому, что понятие «шахид» не однозначно, и стереотипы применять к этому явлению не стоит. Необходимо понимать, что это лишь арабская калька, за которой стоит некий смысл, проясняющийся только при определенных обстоятельствах.
Исторические примеры Словесности предоставляют возможность рассмотреть некоторые стороны применения понятия «свидетельства»:
Или вы были свидетелями, когда к Якову пришла смерть? Когда он сказал детям своим: «Кому вы будете служить после меня?», они ответили: «Мы будем служить твоему Зачинателю, Зачинателю отцов твоих: Авраама, Исмаила, Исаака. Пред Единственным Зачинателем мы смиряемся!» (2:133)
Таким образом, в вере личные или народные домыслы не могут быть достаточным основанием для истинности. Проводниками истины всегда выступали посланники, приносившие Предписание Зачинателя людям:
Поистине, Мы ниспослали Тору, в которой Наставление и Свет! Разбирают по ней смирившиеся вестники для тех, которые стали иудеями, а раввины и ученые мужи разбирают по тому, что им дано на хранение из Предписания Зачинателя. Они этому свидетели. Так не бойтесь забывчивых людей, а бойтесь Меня! Не приобретайте Моими знамениями небольшие ценности! Кто не разбирает по тому, что низвел Зачинатель, то это закрывшиеся! (5:44)
Предписание само по себе универсально, ведь оно выступает, помимо всего прочего, в качестве договора между Творцом и верующими:
Когда Мы заключили договор с вами, что вы не будете проливать вашей крови, и не будете изгонять друг друга из ваших жилищ, то после вы признали и засвидетельствовали это. (2:84)
Договор со Всевышним, соблюдение которого не всеми получалось, неизбежно подвергался испытанию:
Когда Иисус почувствовал в них закрытость, то спросил: «Кто мои помощники пред Зачинателем?» Ответили последователи: «Мы помощники пред Зачинателем! Мы поверили Зачинателю! Так засвидетельствуй, что мы смиряющиеся! (3:52)
Когда внушил Я последователям Иисуса, чтобы они поверили Мне и Моему посланнику, они ответили: «Мы поверили! Засвидетельствуй, что мы смирились!»
Когда сказали последователи Иисуса: «О Иисус, сын Марии! Спроси Господа, чтобы Он низвел с неба трапезу!», то Иисус ответил: «Остерегайтесь Зачинателя, если вы верующие!»
Они сказали: «Мы хотим отведать ее, и успокоятся наши сердца. Будем мы знать, что ты сказал нам правду, а мы будем о ней свидетелями!» (5:111-113)
Открытые оппоненты единственности закрывались, в оправдание своего непринятия, своими зачинателями:
Поистине, мы говорим только, что тебя поразил один из наших зачинателей злом!» Сказал он: «Я призываю в свидетели Зачинателя! Засвидетельствуйте, что я непричастен к тому, что вы приобщаете! Так хитрите против меня все, а потом не давайте отсрочки мне! (11:54-55)
Зачастую противостояние с посланниками доходило до решимости убить вестника Зачинателя:
Они сказали: «Поклянитесь Зачинателем друг другу, мы ведь непременно нападем ночью на него и его семью! Потом мы непременно скажем его покровителю: «Мы не присутствовали при гибели его семьи. Поистине, мы ведь правдивы!»» (27:49)
Вестники Зачинателя – такие же люди, как и мы, поэтому испытанию они подвергались так же, как и все. Иосиф был испытан на предмет целомудрия:
Ответил он: «Она соблазняла меня!» Засвидетельствовал свидетель из ее семьи: «Если его рубашка порвана спереди, то она сказала правду, а он – из лжецов.
А если рубашка его порвана сзади, то она солгала, а он – из правдивых». (12:26-27)
Младший брат Иосифа был испытан ложным обвинением и свидетельством родных братьев:
А вы вернитесь к вашему отцу и скажите ему: «О отец наш! Поистине, сын твой украл! Мы свидетельствуем только о том, что знаем! Мы не храним скрытого! (12:81)
Хотелось бы напомнить, что корень «шахида» означает «присутствовать»:
Мы присутствовали при разбирательстве Давида и Соломона, когда они решали по поводу продуктов земледелия, которые выщипал скот народа. (21:78)
Она сказала: «Дайте мне решение в моем деле. Я не могу прекратить дело, пока вы не присутствуете при мне!» (27:32)
Ты не был со стороны запада, когда Мы решили для Моисея дело. Ты не присутствовал при этом. (28:44)
Знамения же, содержащиеся в Словесности, ясны и понятны любому человеку и являются продолжением в цепи миссий, завершил которую Мухаммад:
Так кто на явном доказательстве от своего Господа?! Читает его свидетель от Него! До него Предписание Моисея было руководством и милостью. Такие веруют в него. Обещанным местом тех, кто закрывается от него из разных партий, является огонь! Так не будь в сомнении о нем! Поистине, это – истина от твоего Господа, однако большинство забывчивых людей не верит! (11:17)
О, вестник, Мы послали тебя свидетелем, радующим и предупреждающим. (33:45)
Поистине, Мы послали тебя свидетелем, радующим и предупреждающим. (48:8)
Поистине, Мы послали к вам посланника, свидетельствующего против вас, как Мы посылали к фараону посланника. (73:15)
Поэтому сопротивление обладателей Предписания вызывает недоумение и упрек:
Скажи: «О обладатели Предписания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам служить исключительно Зачинателю и не приобщать Ему никого, не брать одним из нас других господами, помимо Зачинателя!» А если они отвернутся, то скажи: «Засвидетельствуйте, что мы смирившиеся!» (3:64)
О обладатели Предписания! Почему вы закрываетесь от знамений Зачинатель, раз вы их свидетели? (3:70)
Скажи: «О обладатели Предписания! Почему вы отклоняете от дороги Зачинателя тех, кто поверил, стремясь его искривить, свидетельствуя? Поистине, Зачинатель не пренебрегает тем, что вы делаете!» (3:99)
Полемика вестника с оппонентами выражалась не просто в обмене мнениями, а в требовании ясных доказательств из надежных источников. В вере таким источником может быть только Слово Зачинателя, в противовес словам Его творений:
«Два верблюда и две коровы» Спроси: «Он запретил двух самцов или двух самок? А также что касается того, что в утробах двух самок? Или вы были свидетелями, когда это завещал Зачинатель? Так кто темнее того, кто измыслил на Зачинателя ложь, чтобы сбить забывчивых людей без знания?! Поистине, Зачинатель не наставляет мракобесов!» (6:144)
Скажи: «Давайте сюда ваших свидетелей, которые свидетельствуют, что Зачинатель это запретил!» А если они засвидетельствуют, то ты не свидетельствуй с ними. Не следуй страстям тех, которые считают ложью Наши знамения, которые не верят в Последнюю Жизнь и которые устраивают Господу равных! (6:150)
Как видно, свидетелями можно быть и в отрицательном смысле.
Тем, кто уверовал в Словесность и принял Мухаммада, были даны определенные предписания, чтобы они могли засвидетельствовать положения истины:
Возвести забывчивым людям о переубеждении. Они придут к тебе пешком и на всяких поджарых отовсюду, чтобы свидетельствовать о пользе для них и поминать имя Зачинателя в определенные дни над наделенными животными из скота. Так ешьте их и накормите несчастного бедняка! (22:27-28)
Бытует мнение о том, что невозможно доказать либо опровергнуть существование Зачинателя. Исходя же из этимологии корня «шахида», получается, что как минимум верующие должны быть свидетелями существования Господа. Однако мы в этой жизни с Ним не встречались явно. Тогда как мы можем свидетельствовать о Нем? Согласно Словесности, мы все-таки встречались с Господом, но до нашего появления в нынешнем состоянии:
Когда Господь твой взял из спин детей Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: «Не Я ли ваш Господь?», то они ответили: «Конечно, мы свидетельствуем!» Это на тот случай, если они скажут в День Предстояния: «Мы были небрежны к этому» (7:172)
В связи с чем, верующие в Словесность с уверенностью свидетельствуют о Всевышнем, о Его предписаниях, о заложенном Им смысле жизни:
Так Мы установили вас центральным главенством, чтобы вы свидетельствовали о забывчивых людях, а посланник свидетельствовал о вас. Мы установили ориентир, на котором ты был только для того, чтобы Нам отличать тех, кто следует за посланником от тех, кто выступает против следования за ним. Ведь это упущение, кроме тех, кого Зачинатель наставил. Поистине, Зачинатель не таков, чтобы погубить вашу веру! Поистине, Зачинатель ведь к забывчивым людям Сострадающий, Жалеющий! (2:143)
Вера Зачинателю, отсутствие сомнения в Его Предписании позволяет верующим обращаться напрямую к Творцу:
Господи наш! Мы поверили в то, что Ты ниспослал! Мы последовали за посланником, так запиши нас вместе со свидетелями!» (3:53)
Когда они слышат то, что ниспослано посланнику, то ты видишь, как глаза их переполняются слезами от истины, которую они узнали. Они говорят: «Господи наш! Мы поверили! Так запиши нас вместе со свидетелями! (5:83)
Искренне верующие в Предписания, ниспосланные ранее, как мы видим, с воодушевлением приняли Словесность.
«Коран» с арабского означает «Словесность» Само название Предписания определяет действие – чтение:
Выходи на сближающую связь при склонении солнца к сумраку ночи, и чтение на заре. Поистине, чтение на заре засвидетельствовано. (17:78)
Но сводится все не к простому чтению, а к исполнению возлагаемых обязанностей:
Если вас коснулась рана, то такая же рана коснулась и того народа! Эти дни Мы сменяем чередой среди забывчивых людей, чтобы отметил Зачинатель тех, которые поверили. Поистине, Зачинатель не любит мракобесов! (3:140)
Усердствуйте пред Зачинателем истинным усердием! Он избрал вас и не устанавливал для вас в обязанности никакого затруднения, как и в общине отца вашего Авраама. Он называл вас смиренными раньше и в этот раз, чтобы посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях! Так выходите на сближающую связь, давайте обеляющий расход и держитесь за Зачинателя! Он ваш Покровитель! Он благодетельный Покровитель и благодетельный Помощник! (22:78)
То есть свидетельство предполагает некие действия, которые должны соотноситься с предписаниями. Воспитавшие же себя соответственно ниспосланному могут надеяться на прекрасный итог:
Тем, которые не фальсифицируют свидетельство, а когда проходят мимо болтовни, проходят с достоинством. (25:72)
которые прямы в своих свидетельствах. (70:33)
Не все принимают истину от Зачинателя. У большинства людей превалирует ориентир на свои традиции и людские мировоззрения. В своих мнениях многие опираются на бездоказательные аргументы:
Или Мы сотворили управленцев женщинами, а они присутствовали? (37:150)
Установили они управленцев, слуг Щадящего, женщинами. Неужели они были свидетелями их творения? Запишется их свидетельство, и будут они спрошены! (43:19)
В полемике же очень важно иметь основательные аргументы. Сомневающихся в Словесность предостаточно, но подтвердить свое сомнение до сих пор ни у кого не получилось:
А если вы в сомнении о том, что Мы ниспослали Нашему слуге, то принесите «главу», подобную этой и призовите ваших свидетелей, помимо Зачинателя, если вы правдивы. (2:23)
Более того, отказ от принятия явных доказательств не дает шансов человеку найти трансцендентный Свет:
Как Зачинатель будет наставлять закрывшийся народ после того, как они поверили и засвидетельствовали, что посланник истина?! Пришли к ним явные доказательства. Поистине, Зачинатель не наставляет мракобесов! (3:86)
Спроси: «Подумали ли вы, если это от Зачинателя, а вы закрылись от этого, хотя свидетель от детей Израиля засвидетельствовал о подобном ему и поверил, а вы возгордились?» Поистине, Зачинатель не наставляет мракобесов! (46:10)
Состояние закрытости от знамений Зачинателя, пантеистическое мировоззрение не позволяет «наполнить жизнью» место связи с Творцом:
Не бывало, чтобы приобщающие восстанавливали места земного преклонения пред Зачинателем, свидетельствуя о своей закрытости! У таких окончатся неудачей их деяния, и будут они оставаться в огне! (9:17)
Главным приоритетом борьбы человеческого разума является мировоззренческое поле. Именно на этом поле куется победа той или иной группы интересов. На этом поприще оппоненты стараются опровергнуть идеологическую основу друг друга. В связи с чем противники Ислама главной целью дискредитации сделали Словесность. Однако для истинно верующих главным доказательством трансцендентности Словесности является свидетельство Самого Творца:
Однако Зачинатель свидетельствует о том, что ниспосланное тебе Он ниспослал по Своему знанию, и управленцы свидетельствуют. Достаточно Зачинателя Свидетеля! (4:166)
Дискредитацией же Предписания занимаются двуличные существа, старающиеся разными путями сбить людей с истины:
Среди забывчивых людей есть такие, чьи слова в ближней жизни тебя восхищают, и они свидетельствует Зачинателем о том, что у них в сердце, но они непримиримые противники. (2:204)
Те, которые устроили место земного преклонения перед Зачинателем во вред, для закрытости, для разделения среди верующих, и как подготовку для тех, кто воевал с Зачинателем и Его посланником раньше, будут непременно клясться: «Мы желали исключительно хорошего!», о них Зачинатель свидетельствует, что поистине они лжецы! (9:107)
Неужели ты не думал о продажных, как они говорят своим закрывшимся братьям из обладателей Предписания: «Ведь если вы будете изгнаны, то мы непременно выйдем вместе с вами и никогда никому не подчинимся из-за вас. Если с вами будут сражаться, мы непременно поможем вам» Зачинатель свидетельствует, что они лжецы! (59:11)
Когда являются к тебе продажные, они говорят: «Мы свидетельствуем, поистине, ведь ты посланник Зачинателя!» Поистине, Зачинатель знает, ведь ты Его посланник. Поистине, Зачинатель свидетельствует, продажные - лжецы! (63:1)
Свидетельство Зачинателя с самого начала было цементирующим фактором в жизни верующих. Именно свидетельство Господа позволяло принимать очередного посланника от Него. К сожалению, «жреческие» элементы сопротивлялись распространению истины, пытаясь не выпускать сознание последователей из выстроенной религиозной системы:
Или вы утверждаете, что Авраам, Исмаил, Исаак, Яков и последующие поколения были иудеями или христианами? Спроси: «Вы лучше знаете или Зачинатель?» А кто мрачнее того, кто скрыл у себя свидетельство от Зачинателя? Ведь Зачинатель ничего не упускает из ваших действий. (2:140)
Для истинно верующих свидетельство их Господа является наивысшим свидетельством:
Свидетельствует Зачинатель, что Зачинатель исключительно Он! И управленцы, и обладающие знанием, которые стойки в соразмерности, свидетельствуют! Зачинатель исключительно Он – Всемогущий, Мудрый! (3:18)
Когда взял Зачинатель договор с вестников: «Вот то, что Я даю вам из Предписания и разборчивости. Потом придет к вам посланник, оправдывающий то, что у вас. Вы обязательно поверите ему и будете ему помогать», то спросил: «Признаете ли вы и принимаете ли на себя Мое обязательство?» Они ответили: «Мы признаем!» Он сказал: «Так засвидетельствуйте, и Я буду с вами среди свидетелей! (3:81)
Спроси: «Что является наибольшим свидетельством?» Ответь: «Зачинатель является Свидетелем между мной и вами. Внушил Он мне эту Словесность, чтобы я посредством нее предупредил вас и тех, до кого она дошла. Неужели вы свидетельствуете, что наряду с Зачинателем есть другие зачинатели?» Скажи: «Я не свидетельствую!» Скажи: «Поистине, Он – Зачинатель Единственный! Я не причастен к тому, что вы приобщаете!» (6:19)
Некоторые люди, либо группа «интеллектуалов», берут на себя ответственность объяснить смысл бытия и жизни, отличающейся от сообщения зачинателя. Чтобы не попасться в ловушку «красоты» людских доводов, верующим необходимо доверять только свидетельству Творца:
Я не брал их в свидетели творения небес и земли! И творения их самих! Не устраивал Я сбивающих помощниками! (18:51)
Свидетельствуя о том, что ниспосланное Предписание – от Него, Создатель дал нам понять, что озвученные в нем предписания служат нам руководством к действию в различных жизненных ситуациях:
В пылающий месяц была ниспослана Словесность - Наставление для забывчивых людей. В Наставлении есть ясные доказательства и различение. Тот, кто из вас будет свидетелем этого месяца, пусть воздерживается в нем. А кто болен или находится в путешествии, то пусть воздерживается в другие несколько дней. Зачинатель хочет для вас облегчения, но не хочет для вас затруднения для того, чтобы вы завершили некоторое и возвеличили Зачинателя за то, что Он наставил вас! Может быть, вы будете признательны! (2:185)
Засвидетельствуйте это двумя свидетелями из ваших мужчин. А если не окажется двух мужчин, то одним мужчиной и двумя женщинами из тех, которыми вы довольны как свидетелями. (2:282)
Заботьтесь о сиротах, пока они не достигнут половозрелости. А если заметите в них сознательность, отдавайте им их достояние. Не поглощайте его расточительно и поспешно, пока они не станут большими. Кто богат, пусть будет добродетелен, а кто беден, пусть потребляет с одобрения. Когда вы отдаете им их достояние, то засвидетельствуйте это для них. Достаточно Зачинателя как ведущего счет! (4:6)
О вы, которые поверили! Свидетельством между вами, когда приходит к кому-нибудь из вас смерть, в момент завещания должны быть двое обладающих справедливостью из вас или двое других не из вас. Когда вы странствуете по земле и вас постигнет несчастье смерти, то задержите их после сближающей связи. Если вы сомневаетесь, то пусть они поклянутся Зачинателем: «Мы не продадим его ни за какую цену, даже если это будут близкие, и не скроем свидетельства Зачинателя. Поистине, ведь тогда мы станем грешниками!»
Но если вы натолкнетесь на то, что они оба заслужили обвинения в грехе, то пусть заступят на их место двое других, более достойных по праву первых двух. Пусть они поклянутся Зачинателем: «Поистине, свидетельство наше вернее свидетельства тех двоих, и мы не преступим. Поистине, тогда мы станем мракобесами!»
Это ближе к свидетельству на этом основании или к тому, что они будут бояться, что их клятвы не будут приняты после их клятв. Остерегайтесь Зачинателя и слушайте, ведь Зачинатель не наставляет отступников! (5:106-108)
Так, когда они достигнут назначенного срока, то либо удержите их с одобрением, либо разлучайтесь с ними с одобрением. Засвидетельствуйте двумя справедливыми среди вас и установите свидетельство пред Зачинателем. Этим увещевается тот, кто верит Зачинателю и в Последний День. (65:2)
Несомненно, что основой свидетельства является справедливость, которая усиливается активной гражданской позицией:
... Не скрывайте свидетельства, а кто скроет его, то, поистине, у него грешное сердце. Поистине, Зачинатель о том, что вы делаете Знающий! (2:283)
Достичь предписываемого состояния невозможно без воспитания в себе качеств справедливости и соразмерности:
О вы, которые поверили! Будьте стойки в соразмерности, свидетелями пред Зачинателем, даже если и против самих себя, или родителей, или близких, будь то богатый или бедный, а Зачинатель близок к обоим! Так не следуйте страсти, чтобы не нарушить справедливости! Если вы скривите или уклонитесь, то Зачинатель о том, что вы делаете Осведомленный! (4:135)
О вы, которые поверили! Будьте стойкими пред Зачинателем, соразмерными свидетелями! Не становитесь преступниками из-за ненависти к народу, чтобы не нарушить справедливость! Будьте справедливы, это ближе к осмотрительности! Остерегайтесь Зачинателя! Поистине, Зачинатель о том, что вы делаете Осведомленный! (5:8)
Это очень важно в ситуациях с совершенным преступлением. Эмоции и предпочтения не должны заменять справедливость:
Те, которые обвиняют своих супруг, а свидетелем являются исключительно сами, каждый из них должен засвидетельствовать четырьмя свидетельствами Зачинателем, что он правдив, а пятое о проклятии Зачинателя на него, если он лжец! И отклоняется от нее наказание, если она засвидетельствует четырьмя свидетельствами Зачинателем, что он лжец, а пятое о том, что она вызовет недовольство Зачинателя ею, если он правдив! (24:6-9)
Почему они на это не явили четырех свидетелей? Так они и не пришли со свидетелями, и такие пред Зачинателем являются лжецами! (24:13)
Лишь наличие свидетелей позволяет принимать соответствующие санкции по отношению к преступникам:
Против тех из ваших женщин, которые последуют за чрезмерностью, пусть засвидетельствуют четверо из вас. Если будет дано ими свидетельство, то держите их в домах, пока не упокоит их смерть или Зачинатель установит для них путь. (4:15)
Блудницу и блудника стегайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним при исполнении обязанности перед зачинателем, если вы верите Зачинателю и в Последний День! Пусть присутствует при их наказании группа верующих. (24:2)
Отличием между искренне уверовавшими и другими людьми состоит в уверенности, что Зачинатель ни на мгновение не упускает из виду абсолютно все:
Он тот, который сотворил небеса и землю в истине! В то время, когда Он говорит: «Будь», оно сбывается. Слово Его истина! Ему принадлежит власть в то время, когда подуют в трубу! Знающий тайное и засвидетельствованное! Он – Мудрый, Осведомленный! (6:73)
Они будут оправдываться перед вами, когда вы вернетесь к ним. Скажи: «Не оправдывайтесь, мы не поверим вам! Уже известил нам Зачинатель сведения о вас! Увидит Зачинатель ваше дело и посланник Его! Потом вы будете возвращены к Знающему тайное и засвидетельствованное! Он сообщит вам, что вы делали!» (9:94)
Скажи: «Действуйте и увидят ваши дела Зачинатель, посланник Его и верующие! Будете вы возвращены к Знающему тайное и засвидетельствованное! Он сообщит вам то, что вы делали» (9:105)
Всезнание Зачинателя будет основным качеством суда над людьми:
Поистине, в этом знамение для тех, кто боится наказания Последней Жизни! Это День, для которого будут собраны забывчивые люди! Это День засвидетельствованный! (11:103)
Те, кто соответствовал критериям Творца, будут в очень выгодном положении:
Те, которые слушаются Зачинателя и посланника, окажутся вместе с вестниками, правдивыми, свидетелями и исправившимися, которых облагодетельствовал Зачинатель. Какие же прекрасные это спутники! (4:69)
Озарится земля светом ее Господа, и положена будет книга. Явятся вестники и свидетели! Решено будет между ними по истине, и не будут они омрачены! (39:69)
Поистине, Мы ведь поможем Нашим посланникам и тем, которые поверили, в ближней жизни и в тот День, когда предстанут свидетели! (40:51)
Те, которые поверили Зачинателю и Его посланникам - праведники, свидетели при их Господе. Для них награда и Свет! Те, которые закрылись и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями пламени! (57:19)
Свидетельство против людей в День Долга может обернуться негативными последствиями:
И разошлись партии среди них. Так горе тем, которые закрылись, от свидетельства Великого Дня! (19:37)
Интересным фактом будет то, что свидетельствовать будут даже органы людей:
В тот День, как будут свидетельствовать против них их языки, их руки и их ноги о том, что они делали. (24:24)
В тот день, наложим Мы печать на их уста. Будут говорить Нам их руки и будут свидетельствовать их ноги о том, что они приобрели! (36:65)
В тот День будут собраны противники Зачинателя к огню, и их распределят,
и свидетельствовать будут против них слух, зрение и кожа о том, что они делали.
Спросят они у своих кож: «Почему вы свидетельствуете против нас?» Они ответят: «Наделил нас даром речи Зачинатель, который наделил даром речи всякую вещь!» Он сотворил вас в первый раз, и к Нему вы вернетесь.
Вы не будете скрытыми от свидетельства против вас вашего слуха, зрения и кожи! Однако вы думали, что Зачинатель не знает многого из того, что вы делаете. (41:20-22)
В День Долга вся доказательная база о преступной деятельности заставит ответчика полностью признать свою вину:
«О общество незримых и людей! Неужели к вам не приходили посланники из вас, повествуя вам о Моих знамениях и предупреждая о вашей встрече в этот день?»
Они ответят: «Мы свидетельствуем против себя!» Обольстила их жизнь ближняя и они засвидетельствовали против себя о том, что они были закрывшимися! (6:130)
Так кто темнее того, кто измыслил на Зачинателя ложь или считал ложью Его знамения? Этих постигала их доля из Предписания пока не пришли к ним Наши посланцы, чтобы их упокоить, и они спросили: «Так, где те, кого вы призывали помимо Зачинателя?» Они ответили: «Покинули нас!» Они засвидетельствовали против самих себя, что они были закрытыми! (7:37)
Бытует традиционное мнение, что кто-либо может заступиться перед Зачинателем за кого-либо. Это внушает надежду грешникам на оправдательный приговор. Однако истинное положение будет следующим:
Нет власти у тех, кого они призываете помимо Него, заступиться, за исключением тех, кто свидетельствует об истине, ведь они знают! (43:86)
В каком плане может происходить заступничество? Только путем свидетельства:
Кто мрачнее того, кто измышляет на Зачинателя ложь? Таких представят перед их Господом! Скажут свидетели: «Это те, которые возводили ложь на своего Господа! О, проклятие Зачинателя над мракобесами!» (11:18)
Если человек при жизни совершал благое и руководствовался предписаниями Всевышнего, то и свидетельство об этом может быть основой для вхождения в Рай. Для того чтобы в День Долга свидетели заступились, необходимо совершать действия, достойные свидетельства для оправдания и награды Творца.
Анализ темы свидетельства позволяет критически отнестись к традиционному пониманию термина «шахид», который примитивно понимается большинством как верующий, погибший в бою. Более того, реакционные элементы манипулируют верующими при помощи этого слова, внушая им, что самоподрыв среди гражданских лиц или объектов – акт «шахида»
В Словесности мы не обнаружим подобного поведения либо предписания. «Шахид» – свидетель – емкое понятие, связанное с жизненной позицией, но никак не с уничтожением людей.