«умматун»

Одним из ключевых понятий в Исламе является термин «умматун» Традиционно под этим термином подразумевается все сообщество мусульман на земле. Конечно, такое понимание является стимулом к единению всех верующих, однако в Словесности это слово употребляется в другом смысле. Сам термин «умматун» образован от корня «уммун» – «основа, (перво)источник, главная часть» То есть «умматун» несет в себе следующие смыслы: «основание, первоисточник, главенство» В зависимости от контекста и смысла Словесности этот термин будет пониматься в одном из приведенных значений.

Изначально, начиная с Адама, люди имели общие представления и ценности, которые со временем претерпели изменения, что и послужило поводом для послания к определенной группе общества вестника Зачинателя:

 

Были забывчивые люди на единой основе. Посылал Зачинатель радующих и предупреждающих вестников. Ниспослал вместе с ними Предписание с истиной, чтобы выносить решение между забывчивыми людьми в том, в чем они разошлись. Притесняя друг друга, расходились в ней только те, которым оно было дано после того, как пришли к ним явные аргументы. Наставил Зачинатель тех, которые поверили той истине, относительно которой они разошлись, с позволения Зачинателя. Поистине, Зачинатель наставляет на прямой путь того, кто желает!  (2:213)

 

Отход от первоначального мировоззрения привел к формированию своеобразной культуры для каждого народа. Выработанная культура несла в себе искаженную идеологию, которую люди считали своей основой:

 

Напротив, они говорят: «Мы обнаружили наших отцов на этой основе! Поистине, мы на их следы наставлены!»

Таким образом, Мы посылали до тебя в селение предостерегающего, о котором говорили избалованные роскошью лишь: «Поистине, мы обнаружили наших отцов на этом пути. Поистине, мы следуем по их следам!» (43:22-23)

 

Любое мировоззрение инициируется интеллектуалами, которые, по сути, являются «жрецами» Естественно, «жрецы» в своих обществах были во главе его»:

 

Это главенство, которое было в прошлом. Ему положено то, что оно приобрело, а вам то, что вы приобрели, и вы не будете отвечать за то, что они делали. (2:134)

 

Именно главенствующая группа общества объясняла людям смысл бытия, разрабатывала правила поведения, в общем, создавала систему управления массами:

 

Не оскорбляй тех, кто призывает кого-либо, помимо Зачинателя, а то они оскорбят Зачинателя по невежеству, преступно. Таким образом Мы приукрасили каждому главенству их деяния! Затем к Господу их возвращение и Он возвестит им о том, что они делали! (6:108)

 

Любому главенству свойственно стремление к увеличению зоны своего влияния, что неизбежно приводит к конфликту интересов с другими главенствами. В такие моменты эти главенства руководствуются только лишь своими интересами:

 

Не будьте подобной той, которая порвала свою пряжу после скрепления нитей. Вы получаете клятвами среди вас доход, чтобы ваше главенство было превыше другого. Поистине, Зачинатель испытывает вас этим! Ведь в День Предстояния Он непременно разъяснит вам то, в чем вы разногласили! (16:92)  

 

В нашем мире нет ничего постоянного, что справедливо и для любой элиты. Одна группа главенствующих сменяется другой:

 

У всякого главенства – свой срок. Когда придет их срок, то они не замедлят ни на час и не ускорят. (7:34)

 

Они спрашивают: «Так, когда это обещание, если вы правдивы?»

Ответь: «Я управляю для самого себя вредом и пользой, исключительно по желанию Зачинателя. У каждого главенства свой период. Когда придет их период, то они не опоздают ни на час и не опередят!» (10:48-49)

 

Не опередит главенство своего периода! Он не опоздает!  (15:5)

 

Ни одно главенство не опередит своего периода и не замедлит. (23:43)

 

С приходом посланников Зачинателя искаженная идеология исправлялась, но с истечением времени вновь принимала неправильные формы. Примером служат обладатели Предписания:

 

Поистине, если бы они основывались на Торе, Евангелие и том, что ниспослано им от их Господа, то они бы питались тем, что сверху их, и тем, что у них под ногами! Среди них есть умеренное главенство, но многие из них совершают злодеяния! (5:66)

 

Главенствующие являются носителями изначальных знаний. Именно они придавали вере нужную форму исходя из своих интересов. Но и среди них находились искренние люди:

 

Поистине, Авраам был главенствующим, покорным перед Зачинателем и склонившимся! Не был он из приобщающих. (16:120)

 

Авраам понимал, что главенствующая часть общества имеет большое влияние среди людей. Боясь несправедливости и искажения истины, Авраам просил Творца о смиренном главенстве для своего народа:

 

Господь наш! Установи нас обоих смирившимися пред Тобой, а среди наших потомков главенство, смиренное пред Тобой. Покажи нам церемонию и прими покаяние наше. Поистине, Ты – Принимающий покаяние, Жалеющий! (2:128)

 

Эта просьба была удовлетворена, ведь из потомков Авраама и из последователей появлялись истинно верящие Господу люди:  

 

Не одинаковы они. Среди обладателей Предписания есть стойкое главенство. Они читают знамения Зачинателя в период ночи и падают ниц. (3:113)

 

Когда сказало главенство из них: «Почему вы увещеваете народ, который Зачинатель погубит или накажет суровым наказанием?», они ответили: «Для оправдания пред вашим Господом, может быть, они остерегутся!» (7:164)

 

Для объективного понимания слова «умматун» показательны приведенные в Словесности истории. Именно этим термином обозначен фараон при Иосифе:

 

Сказал тот из двух, который спасся, вспомнив после главенствующего: «Я сообщу вам толкование этого, поэтому пошлите меня!» (12:45)

 

Так же названы люди у водопоя, которых встретил Моисей:

 

После того, как он подошел к воде в Мадияне, то обнаружил там главенство из забывчивых людей, которые поили. И обнаружил он, помимо них, двух женщин, отогнанных в сторону. Он спросил: «Что случилось?» Они ответили: «Мы не можем поить, пока не уйдут с водопоя пастухи, а наш отец глубокий старик!» (28:23)

 

Неискаженному мировоззрению необходим божественный источник знаний. Такие знания приносили в народ посланники Зачинателя. Где-то эти знания просто запоминались, а где-то фиксировались. Общеизвестно, что при Моисее были зафиксированы трансцендентные законы на двух скрижалях и последующие главенства должны были руководствоваться ими:

 

Среди народа Моисея есть главенство. Оно наставляет истиной и посредством нее творит справедливость. (7:159)

 

Только опора на, неискаженную человеческим вмешательством, истину дает возможность принимать правильные решения и надежду на счастливый итог:

 

Из тех, кого Мы сотворили, есть главенство. Оно наставляет истиной и посредством нее творит справедливость. (7:181)

 

К каждому главенству посланник. Вот когда появился их посланник, между ними все решалось соразмерно, и они не были омрачены. (10:47)

 

Каждый посланник Создателя из людей приносил первичную информацию в свой народ. Необходимость в ней диктовалась распространением заблуждений:

 

Поистине, Мы отправляли в каждое главенство посланника, чтобы они служили Зачинателю и сторонились произвола. Были среди них те, кого Зачинатель наставил, но были и те из них, для которых стало истинным заблуждение. Так путешествуйте по земле и посмотрите, каков был итог считающих ложью! (16:36)

 

До них считали ложью народ Ноя и партии после них. Каждое главенство было заинтересовано в том, чтобы схватить своих посланников и препираться напраслиной, чтобы ею опровергнуть истину. Но поражены были они Мной, и каков был их конец! (40:5)

 

Как мы видим, сопротивление было неистовым, раз люди объявляли трансцендентную информацию ложью. Конечно, Творец мог и не давать известия от Себя. Могло бы быть достаточным одноразовое «уведомление» человечества. Однако, зная нашу слабую суть, подверженность манипуляции и слепому следованию, Всевышний с каждым посланником обеспечивал нас необходимым духовным источником.

 

Мы ниспослали тебе Предписание с истиной, оправдывающим то, что было перед ним из Предписания, и охраняющим. Так разбирай среди них тем, что ниспослал Зачинатель! Не следуй за их страстями вместо явившейся тебе истины! Всем из вас Мы установили нацеленность и план. Если бы пожелал Зачинатель, то установил бы вас на одном основании. Однако, чтобы испытать вас в том, что дано вам, опережайте в хороших делах! К Зачинатель возвращение вас всех, и Он сообщит вам то, в чем вы разногласили!  (5:48)

 

Отличие первоисточника от «жреческих» разработок состоит в том, что ритуалы в них ограничены и не сложны. Одним из таких ритуалов является обряд жертвоприношения:

 

Во всяком главенстве установили Мы церемонию, чтобы они поминали имя Зачинателя над наделенными животными из скота. Поистине, ваш зачинатель - Единственный Зачинатель, так смиритесь перед Ним! Обрадуй повинующихся. (22:34)

 

Во всяком главенстве установили Мы церемонию. Они приносят жертву, так пусть они не оспаривают у тебя это дело! Призывай к Господу твоему, ведь ты на прямом пути! (22:67)

 

Вся практика «постпосланнического» развития показывает, что непременно возникает дополнительный материал, как письменный, так и устный, к ниспосланному источнику. Если бы этот дополнительный материал объявлялся в качестве человеческой разработки, люди бы не так заблуждались. Однако дополнительная информация объявляется как еще один божественный источник, что в корне противоречит истине»:

 

Поистине, эта ваше основание – единственное Основание! Я Господь ваш! Так служите Мне! (21:92)

 

Поистине, это ваше основание – единственное Основание! Я Господь ваш, так остерегайтесь Меня (23:52)

 

Последний посланник среди людей Мухаммад ретранслировал нам речь Зачинателя – Словесность. Он неуклонно следовал повелению Господа и ничего от себя не добавлял:

 

Таким образом послали Мы тебя к главенству, до которого миновали главенства, чтобы ты читал им то, что Мы внушили тебе! Поистине, они закрылись от Щадящего! Скажи: «Он – Господь мой! Зачинатель исключительно Он! На Него я положился, и к Нему мое обращение!» (13:30)

 

Озаренные трансцендентным Светом верящие Зачинателю последователи Мухаммада выступили в роли главной части своего общества, взявшей на себя ответственность за его развитие:

 

Так Мы установили вас центральным главенством, чтобы вы свидетельствовали о забывчивых людях, а посланник свидетельствовал о вас. Мы установили ориентир, на котором ты был только для того, чтобы Нам отличать тех, кто следует за посланником от тех, кто выступает против следования за ним. Ведь это упущение, кроме тех, кого Зачинатель наставил. Поистине, Зачинатель не таков, чтобы погубить вашу веру! Поистине, Зачинатель ведь к забывчивым людям Сострадающий, Жалеющий! (2:143)

 

Вы были лучшим главенством, выведенным пред забывчивыми людьми. Вы повелевали одобряемое, удерживали от ненавистного и верили Зачинателю. Если бы поверили обладатели Предписания, ведь было бы лучше для них. Среди них есть поверившие, но их большая часть отступники. (3:110)

 

Быть «элитой» своего народа призваны те, кто поверил Творцу и Его Предписанию – Словесности:

 

Пусть будет из вас главенство, призывающее к хорошему, повелевающее одобренное и удерживающее от ненавистного. Такие достигнут успеха. (3:104)

 

Верить ниспосланному очень важно, ведь в нем предоставлены все необходимые для нас предупреждения.

 

Поистине, Мы послали тебя с истиной, радующим и предупреждающим. Поистине, ты пришел к главенству исключительно с предупреждением! (35:24)

 

Конечно, многие скептически относятся к предупреждениям Господа, что послужит поводом, к большому огорчению, во время главной части событий у человечества – Дня Долга:

 

Поистине, если Мы отсрочим от них наказание к отсчитанной главной части, они ведь непременно скажут: «Что его удерживает?» О, в тот День оно придет к ним, его не отвратят от них, и окружит их то, над чем они насмехались! (11:8)

 

Все межрелигиозные и внутриконфессиональные распри будут разрешены в День Долга:

 

Так как будет, когда Мы приведем от каждого главенства свидетеля и приведем тебя свидетелем против этих?! (4:41)

 

Извлекли Мы из каждого главенства свидетеля и сказали: «Дайте ваше доказательство!» Так узнали они, что истина принадлежит Зачинателю! Заблудилось от них то, что они измышляли! (28:75) 

 

Свидетельство в день Долга будет отталкиваться именно от первоисточника.

Как было упомянуто, структура общества построена на принципе иерархии. По такому же принципу в День Долга будут призваны люди: в первых рядах выступят главенствующие, ведь именно они взяли на себя ответственность за все свое общество:

 

Ты увидишь каждое главенство коленопреклоненным. Всякое главенство будет призвано к своей книге. В тот День будет воздано вам за то, что вы делали. (45:28)

 

Поэтому очень важно изучать и придерживаться первоисточника, чтобы в День Долга не оказаться среди сбившихся с прямого пути. На пути в огонь главенствующие окажутся также в первых рядах.

 

Сказал Он: «Войдите среди главенствующих, которые прошли до вас из незримых и забывчивых людей в огонь!» Каждый раз входящее главенство проклинало братское, пока они все не настигли друг друга в нем, последние сказали о первых из них: «Господи! Эти сбили нас, так пошли им наказание двойное из огня!» Он ответил: «Каждому двойное, только вы не знаете!» (7:38)

 

В тот День Мы соберем из каждого главенства группу из тех, кто считал ложью Наши знамения! Так они будут распределены. (27:83)

 

Это предупреждение всем «элитам» земли. Чтобы избежать печальной участи, им необходимо руководствоваться кораническими принципами, то есть истинно верящие Богу люди должны быть главной частью своего общества, а для этого им необходимо быть качественно готовыми нести такую ответственность.