Иудеи
Религиозная полемика в среде мусульман довольно часто переходит в обсуждение иудаизма, ведь большинство упомянутых вестников в Словесности ассоциируются именно с этой религией. Проанализируем эту тему, рассмотрев информацию о иудеях:
Сказали иудеи: «Нет у христиан ничего!» и сказали христиане: «Нет у иудеев ничего!», хотя они читают Предписание. Так говорят те, которые не знают. Слова их похожи. Затем Зачинатель разберется между ними в День Предстояния в том, в чем они разошлись. (2:113)
Данный отрывок наглядно показывает религиозно-идеологическую борьбу между двумя «библейскими» направлениями. Это вполне объяснимо, ведь представители возникшего позже течения приложили усилия по нивелированию некоторых принятых ранее религиозных норм, таких как обрезание, запретная пища и т.д. Борьба «за души» людей привела к обособлению их в два института религий – иудаизм и христианство, несмотря на единую платформу формирования – Тору.
С течением времени человечеству был ниспослана Словесности, объявляющий об истинности того, что было ниспослано ранее. А так как ниспосланное ранее было подвергнуто искажению, а значит истинность была представлена по-разному, последняя божественная весть была встречена с неприятием:
Не будут тобой довольны ни иудеи, ни христиане, пока ты не последуешь их общине. Скажи: «Поистине, наставление Зачинателя и есть Наставление» Поистине, если ты последуешь их страстям после того, как знание пришло к тебе, нет тебе от Зачинателя ни покровителя, ни помощника! (2:120)
Неприятие последней вести Творца обосновано мнением иудеев и христиан о своем исключительном статусе перед Создателем:
Иудеи и христиане сказали: «Мы дети Зачинатель и Его возлюбленные!» Спроси: «Так почему Он причиняет вам мучения за ваши провинности? Напротив, вы из тех, кто сотворен вещающим человеком. Он прощает, кого пожелает и причиняет мучения, кому пожелает! Зачинателю принадлежит власть над небесами, землей и над тем, что между ними. К Нему исход!» (5:18)
Подобные замечания наносят удар по идее исключительности иудеев и христиан, а значит и по привлекательности их религиозной системы. Тем более основы их идеологий шатались при указании на фундаментальные отклонения от истины:
Сказали иудеи: «Судья – сын Зачинателя». Сказали христиане: «Помазанник – сын Зачинателя» Это – их слова в их устах, они подражают словам тех, которые закрылись ранее! Поразит их Зачинатель, где бы они ни наговаривали! (9:30)
Дополнительным «раздражителем» для обеих религиозных доктрин выступало то, что последняя божественная весть ссылается на общего идейного основателя для всех – Авраама:
Авраам не был ни иудеем, ни христианином, а был он склоняющимся и смиряющимся, и не был из приобщающих! (3:67)
Следствием негативного отношения к последнему Предписанию Создателя стал следующий наказ верующим:
О вы, которые поверили! Не берите иудеев и христиан покровителями! Они покровители друг другу. Кто из вас берет их себе покровителем, тот и сам из них! Поистине, Зачинатель не наставляет мракобесов! (5:51)
При этом Творец обращает внимание верующих на то, что не все одинаковы:
Ведь ты непременно обнаружишь наиболее сильно противостоящих забывчивых людей к верующим - иудеев и тех, которые приобщает! Ведь ты непременно обнаружишь наиболее близких по любви к верующим, тех, которые говорят: «Мы христиане!» Это потому, что среди них есть настоятели и монахи. Они не превозносятся. (5:82)
Ненависть иудеев была очевидной по их оскорблениям не только Мухаммада, но и Всевышнего:
Сказали иудеи: «Рука Зачинателя связана!» Их руки связаны. Прокляты они за то, что говорили. Напротив, руки у Него распростерты! Расходует Он как желает. Ведь непременно у многих из них ниспосланное тебе от твоего Господа увеличивает произвол и закрытость! Мы поселили между ними противостояние и ненависть до Дня Предстояния! Как только они зажгут огонь для войны, тушит его Зачинатель. Устремляются они портить на земле, но Зачинатель не любит портящих! (5:64)
Перед нами представлены причины противоречий между последователями Словесности и иудеями. Эти причины не являются фундаментальными, скорее, они вызваны борьбой за первенство в доктринальном пространстве. Лишь искусственно созданные человеческие барьеры мешают равным отношениям между мусульманами и иудеями.