Коран об искушении

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Человеческий опыт показывает, что для проверки прочности и надежности какой-либо вещи необходимо ее испытать. Чем разнообразней виды испытания и режимы применения, тем в итоге, при успешном результате, качественней объект.

Рассматривая нашу жизнь на земле как полигон для усовершенствования человеческой души, становится понятным Божественное испытание через Его искушение.

В Коране часто употребляется термин «фитна», которое имеет несколько значений: «очаровывать, увлекать, соблазнять, совращать, отвращать, сеять смуту, искушать».

Главными инструментами искушения людей, конечно же, являются ослушники во главе с разочарованным (иблисом).

О, дети Адама! Пусть не смутит вас ослушник таким же образом, как он вывел ваших родителей из сада, совлекши с них одеяние осмотрительности, чтобы показать им их злодеяние. Ведь он и его племя видит вас оттуда, откуда вы их не видите. Поистине, Мы сделали ослушников покровителями тех, которые не веруют! (7:27)


Это для того, чтобы сделать, то, что вбрасывает ослушник, испытанием для тех, сердца которых больны и черствы! Поистине, ведь мракобесы — в далеком расколе! (22:53)

Попавшие под влияние искушения люди, сами становятся искусителями для окружающих, ведь каждый из нас имеет определенный круг общения и некоторую степень влияния на них. 

До тебя Мы посылали посланников, исключительно ели пищу и ведь ходили по рынкам. Установили Мы одних из вас для других искушением. Вытерпите ли вы? Ведь Господь твой видит! (25:20)

Поистине, ваш достаток и ваши дети являются искушением. Но у Бога есть великая награда! (64:15)

Поистине, тем, которые искушали верующих мужчин и женщин, а затем не раскаялись, для них — наказание Ада! (85:10)

Человеческая жизнь полна событий. Все они, так или иначе, оцениваются нами положительно или отрицательно. Но не оставляет сомнения, что все, что бы ни происходило, неспроста.

Каждая личность вкусит смерть. Мы испытываем вас, искушая, добром и злом! К Нам вы будете возвращены! (21:35)

«Поистине, я осведомлен, что, может быть, это искушение для вас и пользование до времени!» (21:111)

Когда человека касается вред, он взывает к Нам. Затем, когда Мы предоставляем ему благо от Нас, он говорит: «Поистине, это дано мне по знанию!» Конечно, это — искушение, но большинство их не знает! (39:49)

Они ответили: «Мы видим дурной знак в тебе и в тех, кто с тобой!»

Он ответил: «Ваш знак у Бога! Конечно, вы являетесь народом в искушении!»  (27:47)

Неспроста появлялись посланники Бога, неспроста предоставлялись ими знамения Творца. У всего есть свой смысл.

Когда Мы сказали тебе: «Поистине, твой Господь объемлет людей», то Мы установили показанное тебе видение, исключительно искушением для людей и дерево, проклятое в Словесности (Коране)! Мы устрашаем их, но увеличивает у них, исключительно великий произвол! (17:60)

Окинув взглядом историю, можно увидеть, что наиболее часто посещаемым пророками народом являлся народ Израиля. Соответственно этому иудеи и были искушены Всевышним.

Соломон не был закрывшимся, но ослушники были закрывшимися. Они обучали людей колдовству, тому, что было ниспослано двум управляющим в Вавилоне Харуту и Маруту. Но оба не учили никого, пока оба не говорили: «Поистине мы  соблазняем. Так не будь закрывшимся!». И они учились у них тому, что разлучает мужа с женой. Они вредили этим только с позволения Бога. Учились они тому, что вредило им и не приносило пользы. Ведь те, кто приобрел это, знал, что нет ему доли в последней. Ведь если бы они знали, как плохо то, за что они продали себя. Если бы они поверили и были осмотрительны, то награда от Бога была бы лучше. Если бы они знали! (2:102)

О, посланник! Не печалься из-за тех, которые стремятся закрыться из тех, кто говорят своими устами: «Мы поверили!», но в сердце они не верят.

Среди иудеев есть прислушивающиеся ко лжи. Они — прислушивающиеся к другим людям, не приходившим к тебе. Они меняют местоположение слов и говорят: «Если вам это даровано, то берите его, а если вам не даровано, то оберегайтесь!».

Поистине, кого Бог пожелает смутить, над тем ты не будешь властен пред Богом. Это — те, у которых не хочет Бог очистить сердца. Для них — в ближайшем мире позор, для них — в последней жизни великое наказание! (5:41)

Разбирай между ними по тому, что ниспослал Бог. Не следуй их желаниям и остерегайся их, чтобы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Бог. А если они отвернутся, то знай, что Бог желает поразить за часть их провинностей. Поистине, многие люди являются отступниками! (5:49)

Они посчитали, что не будет искушения и стали слепы и глухи. Затем Бог принял их покаяние, но после многие из них снова стали слепы и глухи. Бог видит то, что они совершают! (5:71)

Наиболее часто упоминаемым в Коране пророком, направленным к народу Израиля, является Моисей. Произошедшие с ними искушения ярко описаны в Предписании Создателя.

Муса (Моисей) выбрал из своего народа семьдесят мужчин для назначенного Нами срока и места.

После того, как их поразило сотрясение, он сказал: «Господи! Если бы Ты пожелал, то погубил бы их прежде. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили глупцы из нас? Поистине, это является всего лишь Твоим искушением, посредством которого Ты вводишь в заблуждение того, кто пожелает и наставляешь того, кто пожелает. Ты — наш Покровитель! Прости же нас и помилуй, ведь Ты — Наилучший из прощающих! (7:155)

Поверило Мусе (Моисею) только потомство из его народа, не смотря на страх перед фараоном и его знатью, что он их ввергнет в смуту. Поистине, фараон возвеличился на земле, ведь он являлся излишествующим! (10:83)

Они ответили: «Мы полагаемся на одного Бога! Господь наш, не устанавливай нас искушением для мракобесов. (10:85)

Когда сестра твоя пришла, то сказала: «Не указать ли вам на того, кто сможет его опекать?». Так, Мы вернули тебя к твоей матери, дабы она была рада и не печалилась. Убил ты личность, но спасли Мы тебя от скорби и испытали. Оставался ты годы среди жителей Мадьяна, а потом ты явился к определенному сроку. (20:40)

Сказал Бог: «Так, поистине, Мы искусили твой народ, после твоего ухода и сбил их Самирий!» (20:85)

Ведь говорил им Харун (Аарон) до этого: «О мой народ! Поистине, вас искушают этим! Ваш Господь — Щадящий! Следуйте за мной и слушайтесь моих повелений!» (20:90)

Ведь Мы испытали до вас народ фараона. К ним явился почтенный посланник. (44:17)

Информация была бы не полной без упоминания событий с другими посланниками к детям Израиля.

Ответил Дауд (Давид): «Он ведь «омрачил тебя», попросив твою овцу к своим. Поистине, многие из партнеров преступают друг против друга, кроме тех, которые поверили и исправились, а их мало!».

Подумал Дауд (Давид), что Мы искушаем его и просил прощения у Господа своего, пав на колени, моля о прощении! (38:24)

Мы подвергли Сулеймана (Соломона) искушению. Мы возложили на его трон тело, после чего он раскаялся. (38:34)

Верующие в Коран люди, являясь наследниками последнего откровения, также подвержены божественному искушению. В свете нынешних событий актуальным является вопрос об отпоре агрессии, что предполагает и вооруженное сопротивление злу.

Убивайте их там, где вы их обнаружите и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Ведь смута сильнее в грехе, чем убийство. Но не сражайтесь с ними у запретного для сражения места земного поклонения, пока они не станут сражаться с вами в нем. Если же они начнут сражаться с вами, то убивайте их. Таким образом, будут наказаны закрывшиеся. А если они прекратят сражаться, то, поистине, Бог Прощающий, Жалеющий!

Сражайтесь с ними, чтобы не было соблазна смуты, а была обязанность перед Богом. Если же они прекратят, то агрессия допускается только против мракобесов! (2:191-193)

Они спрашивают тебя о запретном месяце, о сражении во время него.

Ответь: «Сражение в это время — большой грех, но препятствовать на пути  Бога, закрываться от него и запретного для сражения места земного поклонения, изгонять оттуда его жителей — еще больший грех пред Богом! Смута — более велико в грехе, чем убийство! Они не прекратят сражаться с вами, пока не отвернут вас от вашей обязанности, если смогут. Кто из вас отвернется от обязанности перед Богом и умрет, то он – закрывшийся. У таких все действия в ближней жизни будут бесполезными, а в последней такие будут присоединены к огню и будут там пребывать. (2:217)

Когда вы странствуете по земле, то не будет для вас проступка в том, чтобы вы сокращали молитвенную связь, если опасаетесь искушения от тех, которые закрылись. Поистине, закрытые для вас явные противники! (4:101)

Сражайтесь с ними, чтобы не было смуты, а долг каждого принадлежал Богу. Если они удержатся, то ведь Бог видит то, что они делают! (8:39)  

Потом, поистине, твой Господь к тем, которые выселились после испытания, затем усердствовали и терпели, поистине, твой Господь после этого ведь — Прощающий, Жалеющий! (16:110)

Нет речи о том, что искушение преодолеть легко, да и декларация о вере в Бога не дает гарантии на спокойную жизнь.

Неужели люди считают, что их оставят, из-за того, что они скажут «Мы поверили!» и не подвергнут искушению? Мы ведь подвергли искушению тех, кто был до них. Так, Бог непременно узнает тех, которые говорят правду и непременно узнает лжецов. (29:2-3)

Остерегайтесь искушения, в особенности не правильного поступка мракобесов среди вас. (8:25)

Не устанавливайте обращение к посланнику среди вас, как вы обращаетесь друг к другу. Бог знает тех из вас, которые уходят скрытно. Пусть берегутся те, которые перечат его повелению, что их постигнет искушение или постигнет их мучительное наказание! (24:63)

Среди людей есть те, что говорят: «Мы поверили Богу», а когда обижают их из-за Бога, они к установленному испытанию людей относятся как к наказанию Бога. А если придет помощь от твоего Господа, они непременно скажут: «Поистине, мы были с вами». Неужели Бог не самый знающий о помыслах людей? (29:10)

Наиболее сильным искушением является искушение через семью, к примеру, как с Ноем и Лотом.

Знайте, что ваш достаток и ваши дети являются искушением! Знайте, что у Бога — великая награда! (8:28)

Поэтому, осознавая всю тяжесть испытания, верующие обращаются к Творцу следующим образом:

Господи наш! Не устанавливай нас соблазном для тех, которые закрылись! Прости нас Господи наш! Поистине, Ты — Всемогущий, Мудрый!». (60:5)

Конечно же, не бывают все верующие одинаковыми. Более того, встречаются откровенно слабые, жалкие люди, у которых при искушении вера не выдерживает испытания.

Вы обнаружите, что другие хотят безопасности, и вам, и своему народу.            Всякий раз, когда их возвращают в смуту, они вновь попадают в нее. Если они не отступят от вас, не предложат вам мира и не уберут свои руки, то хватайте их и убивайте, где бы вы их не нашли. Мы предоставили вам против них ясное распоряжение. (4:91)     

Таким образом Мы испытываем одних из них другими, чтобы они говорили: «Неужели это те, кому Бог оказал милость среди нас?». Разве Бог не лучше знает признательных? (6:53)

Если бы они вышли с вами, то увеличили бы лишь беспорядок и спешили бы расстроить вас, задумав смуту для вас. Среди вас есть слушающие их, но Бог знает мракобесов! Они и раньше стремились к смуте, переворачивая пред тобой дела, пока не явилась истина и не проявилось веление Бога, для них отвратительное! Среди них есть и такой, который говорит: «Позволь мне и не смущай меня!». О, они впали в смущение! Воистину, Ад объемлет закрывшихся! (9:47-49)

Или они не видят, что подвергаются искушению каждый год раз или два раза? Потом они не каются и не вспоминают. (9:126)

Если бы к ним проникли со стороны и попросили бы поднять мятеж, то они бы помедлили лишь незначительное время! (33:14)

Они возгласят к ним: «Разве мы не были с вами?».

Ответят те: «Конечно, но вы искушали самих себя, выжидали, сомневались и обольстились мечтаниями, пока не явилось повеление Бога. Вас соблазнил от Бога соблазнитель. (57:14)

Мухаммад, являясь образцом веры для окружающих, подвергался испытаниям, возможно, даже более тяжелыми, чем для обычных людей.

Поистине, они едва не соблазнили тебя от того, что Мы внушили тебе, чтобы ты измыслил на Нас другое и тогда они взяли бы тебя своим другом. (17:73)

Ни в коем случае не заглядывайся на то, что Мы дали воспользоваться красотой ближней жизни парам из них, чтобы их этим искусить. Это — блеск ближней жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее! (20:131)

Печальный опыт верующих после успешного начала приводит к мысли об их главной ошибке: неправильное понимание и исполнение условий Предписания Бога.

Он — тот, кто ниспослал тебе Предписание. В нем есть разборчивые знамения, являющиеся основой Предписания и другие – похожие. А что касается тех, в сердцах которых отклонение, то следуют они за похожими на них, стремясь очаровать и стремясь растолковать это. Не знает толкования этого никто, за исключением Бога! Твердые же в знаниях говорят: «Мы поверили в него, все — от нашего Господа!». Вспоминают, исключительно обладатели разума! (3:7)

Этим отрывком Всевышний регламентирует правильное руководство Его Словом. Безошибочным применением знамений в жизни может быть лишь опора на четкие и ясные установления, не дающие более одного смысла, которые не требуют толкования «ученых», отклоняющихся от них.