Коран о завете

Коран о завете

 

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

 

Проявлением реакции нервной системы людей служат чувства, которые отражают широкий спектр интересующих и волнующих их тем. Человек, являясь существом общественным, обозначил определенные чувства как некий ориентир для подражания. Одним из таких общечеловеческих ценностей служит понятие о чувстве ответственности.

История полна фактов обмана, несправедливого распределения благ и т.п. Поэтому очень важна роль Корана в предписании определенных норм хозяйственных отношений:

 

Если вы в путешествии и не найдете писаря, то вручите залог. А если вы доверяете друг другу, то пусть тот, кому было доверено, вернет отданное на хранение (амаанатуху). Пусть он остерегается Бога, Господа своего! Не скрывайте свидетельства, а кто скроет его, то, поистине, у него грешное сердце. Поистине, Бог знает о том, что вы делаете! (2:283)

 

В приведенном отрывке употреблено слово «амаанатуху», которое означает «вещь, данная на хранение».

После развала СССР простые люди в полной мере ощутили на себе все «прелести» рыночной экономики. Как неизбежный продукт «дикого» капитализма, обман и надувательство стали нормой жизни. Доходило до того, что даже близкие родственники перестали доверять друг другу. В такой ситуации как никогда актуальны предписания Господа:

 

Бог, поистине, повелевает вам возвращать отданную на хранение вещь владельцам и разбирать справедливо среди людей, когда вы разбираете. Поистине, Бог делает благодеяние, увещевая вас! Поистине, Бог - Слышащий, Видящий! (4:58) 

 

Честность, порядочность и надежность отмечаются Богом в числе главных качеств верующего:

 

Успешны те, которые сохраняют даваемое на хранение им и обязательства. (23:8)

 

…которые хранят доверенное и соблюдают обязательства. (70:32) 

 

Помимо доверия касательно имущества между людьми, в отношении с Творцом также имеет место взятие обязательства на себя человеком о хранении Божественной вещи:

 

Мы предложили вещь на хранение небесам, земле и горам, но они отказались его понести и побоялись его. А понес его человек, ведь он был мракобесным невеждой! (33:72) 

 

Получается, люди вполне сознательно решились взять на себя ответственность за вверенную нам вещь.

Когда это произошло? Ведь никто не помнит такого события. Обратимся к следующему отрыку:

 

Когда Господь твой взял из спин детей Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: «Не Я ли ваш Господь?», то они ответили: «Конечно, мы свидетельствуем!» Это на тот случай, если они скажут в День Предстояния: «Мы были небрежны к этому» (7:172)

 

Это единственный прецедент встречи людей с Богом до Дня Долга, а значит именно на этой стрече и была предложена вещь на хранение.

Возникает вопрос, а что дано людям на хранение? Рассмотрим места Корана, относящиеся к творению человека:

 

Когда выровняю его и вдохну от Своего Духа, то падите ниц пред ним! (15:29)

 

…затем выровнял его и вдохнул в него от Своего Духа. Он устроил вам слух, зрение и сердце, мало вы признательны! (32:9) 

 

Когда Я его выровняю и вдохну в него от своего Духа, то падите пред ним ниц! (38:72)

 

Не оставляет сомнения то, что предметом, врученным людям, является «дух» от Господа. «Дух» – по-арабски «руухун» Получается, что жизнь создана для человека не как наказание, а как некое условие, при котором существует возможность в зависимости от условия хранения некоей вещи, данной Богом, встать на более высокую степень бытия или, наоборот, попасть в наихудшее состояние.

Естественным образом возникает соблазн узнать подробнее о природе «духа»:

 

Они спрашивают тебя о Духе.

Скажи: «Дух от повеления Господа моего. Дано вам знания, исключительно мало!» (17:85) 

 

В свете изложенного смысл обязанности или долга (диин) перед Всевышним становится более ясным. День Долга означает отчет о данном на хранение «духе» в течение земной жизни.

Как мы его несли? Как мы вели себя по отношению к нему? Не опорочили ли своим грязным поведением статус «духа» в себе? Возможно, так мы будем отвечать за прожитую на земле жизнь.

В любом случае осознание того, что мы несем нечто, что вдохнул в нас Бог, рождает огромную ответственность перед нашим Создателем.