Коран о духе

Коран о духе

 

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

 

Неотъемлемой частью жизни человека является сакрализация им некоторых предметов и идей. Несмотря на то, что это понятие связывают с теологической сферой, имеются прецеденты сакрализации материальных ценностей (социализм, коммунизм и т.п.). В нашем недавнем атеистическом прошлом власти волей-неволей обращались к духовному состоянию человека, связывая его с совестью людей. Сам термин «дух» в советское время часто эксплуатировался, что видно на примере плаката со словами «духом сильны, дружбе верны, дети великой советской страны»

С развалом СССР на постсоветском пространстве с нарастающими темпами стала возрождаться вера в Бога. В своем развитии она реконструировала старые традиционные системы религий. В этой связи повторились былые противоречия, как внутриконфессиональные, так и межрелигиозные.

В истории ислама одним из таких таинственных понятий как раз и является понятие «дух»

Арабское слово «рух» означает на русском «дух». Вычленив из Корана места с этим термином, мы обнаруживаем многоплановую, можно сказать, многоцелевую роль «руха»

Главным постулатом о природе «духа» является невозможность людей в полной мере понять ее:

 

Они спрашивают тебя о Духе.

Скажи: «Дух от повеления Господа моего. Дано вам знания, исключительно мало!» (17:85)  

 

В сферу деятельности «духа» входит его сакральная роль, что прослеживается в «механизме» творения человека:

 

Когда сказал Господь твой управленцам: «Я сотворю человека из высоко очищенной глины, а когда выровняю его и вдохну от Своего Духа, то падите ниц пред ним!» (15:28-29)

 

…затем выровнял его и вдохнул в него от Своего Духа. Он устроил вам слух, зрение и сердце, мало вы признательны! (32:9)

 

Когда сказал Господь управленцам: «Поистине, Я сотворю человека из глины, а когда Я его выровняю и вдохну в него от своего Духа, то падите пред ним ниц!» (38:71-72)  

 

То, что люди содержат некую божественную субстанцию и в связи с этим наделены определенными обязанностями, рассмотрено в статье «Коран о завете»

В принципе, смысл создания «духа» заключается в служении Богу:

 

Он ниспосылает управленцев с Духом со Своим повелением тому из слуг, кому пожелает, чтобы они предупреждали, что божество,  исключительно - Я! Так остерегайтесь Меня! (16:2)

 

Вознесен степенями обладатель пребывания. Возлагает Он Дух со своим повелением тому, кому пожелает из слуг, чтобы тот, предупреждал о дне встречи! (40:15)

 

Восходят управленцы и Дух к Нему в день, величина которого пятьдесят тысяч лет. (70:4)

 

Они не будут обладать там речью. В тот день, когда встанут Дух и управленцы рядами, будет говорить, исключительно тот, кому позволит Щадящий!

Скажет Он здравый смысл! (78:38)

 

Нисходят управленцы и Дух в ней, с позволения их Господа, со всяким повелением! (97:4)  

 

Дух отвечает за «доставку» трансцендентной вести:

 

Скажи: «Ниспослал его Дух Святой от твоего Господа с истиной, чтобы укрепить тех, которые поверили, наставлением и радостной вестью для смирившихся!» (16:102)

 

Сошел с ней Дух верный. (26:193)

 

Таким образом, Мы внушили тебе Дух с Нашим повелением! Ты не был сведущ, ни в Предписании, ни в вере! Однако, Мы установили Предписание светом! Мы наставляем им кого пожелаем из Наших слуг! Поистине, ты ведь наставляешь на прямой путь. (42:52) 

 

А также посредством «духа» Творец поддерживает верующих:

 

Ведь дали Мы Мусе (Моисею) Предписание и направили вслед за ним посланников. Мы привели Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), явные доказательства и поддержали Мы его Духом Святым. Почему всякий раз, когда к вам приходит посланник с тем, что не желают ваши самости, вы превозноситесь так, что одну часть вы считаете лжецами, а другую убиваете? (2:87)

 

Таковы посланники. Одним Мы дали преимущество над другими. Среди них были те, кто говорил с Богом. Часть из них Мы возвысили по статусу. Дали Мы Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), ясные аргументы и поддержали его Святым Духом. Если бы Бог пожелал, то не сражались бы последователи после того, как пришли к ним ясные аргументы. Однако они разошлись во мнениях. Так среди них есть те, кто поверил и те, кто закрылся. Если бы пожелал Бог, то они не сражались бы. Однако, Бог устанавливает то, что желает! (2:253)

 

Вот спросит Бог: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Вспомни благодеяние Мое тебе и твоей родительнице! Я подкрепил тебя Духом Святым. Ты разговаривал с людьми в колыбели и взрослым» (5:110) 

 

Может сложиться впечатление о том, что поддержкой «духа» пользовался лишь Иисус, но следующий отрывок повествует о другом:

 

Ты не обнаружишь людей, верящих Богу и в Последний День, чтобы они любили тех, кого раздражает Бог и Его посланник, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. У таких Бог написал в сердцах веру и укрепил их духом от себя!

Он введет их в сады, с текущими в низовьях реками, для пребывания в них! Бог доволен ими и они довольны Им! Они - партия Бога! О, поистине, партия Бога - они - преуспевшие! (58:22)  

 

Итогом рассматриваемых отрывков стало определение двух видов «духа»:

 

1) Божественная составляющая человека во время создания;

 

2) Дух – Слуга Господа, который:

 

а) выполняет повеления Создателя;

б) доставляет Предписание;

в) поддерживает верующих.

 

Второй вид «духа», в связи со своими обязанностями, предполагает под собой идентификацию. Персонализацию «духа» выявляет следующий отрывок:

 

Спроси: «Кто был противником Джибрилю (Гавриилу)?»

Ведь он ниспослал на твое сердце Словесность (Коран), с позволения Бога, оправдывающего то, что было раньше, наставлением и радостной вестью для верующих. (2:97)

 

Сопоставляя приведенный аят с с. 16:102, с. 26:193 и с. 42:52, приходим к выводу, что «Дух» – «Джибриль (Гавриил)»

Определившись с двумя видами духа, мы подошли к самому таинственному и спорному канону о том, что Иисус – Слово и Дух Всевышнего. Этот постулат зиждется на следующем отрывке в традиционном переводе:

 

О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!» Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!  (Перевод Кулиева 4:171) 

 

Данный перевод определяет три качества Иисуса:

 

1) посланник;

2) Слово Бога;

3) Дух от Господа.

 

Первое утверждение не вызывает никаких сомнений, т.к. не входит в противоречие с другими местами на тему посланников.

Второе утверждение довольно туманно передает смысл этого выражения.

Слово Бога обычно заключено в Предписании, однако называть Иисуса самого Предписанием было бы абсурдно, тем более что ему было оно дано – Евангелие. Что же имеется в виду?

При внимательном исследовании текста можно увидеть, что Слово Бога было обращено к Марии. Рассмотрев это событие на примере других отрывков, мы увидим совершенно иную картину:

 

Напомни в Предписании о Марям (Марии). Когда она удалилась от своей семьи в восточное место, то устроила себе перед ними завесу. Так, Мы послали к ней Нашего Духа и представился он перед ней в соответствии человеку.

Она сказала: «Поистине, я ищу защиты от тебя у Щадящего, чтобы ты остерегся!»     Он ответил: «Поистине, я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого!»

Она спросила: «Откуда может быть у меня мальчик, если меня не касался человек и не была я порочной!»

Он ответил: "Таким образом сказал твой Господь: «Это для Меня легко! Это для того, чтобы Мы установили его знамением для людей и милосердием от Нас!» Это дело было решенным!» (19:16-21)  

 

Данный отрывок описывает факт обращения Творца к Марии через «дух» Конкретно Всевышний послал сообщение Марии, составленное с Его слов. Выражение «Слово Бога» в контексте истории с Иисусом надо понимать как его создание в сопровождении «информации», идущей от Творца.

Третье традиционное утверждение больше всех вступает в противоречие с текстом Корана. Если Иисус является Духом от Господа, то это именно он – Гавриил. Но эта гипотеза ошибочна, т.к. Создатель утверждает, что Иисус в своем творении подобен Адаму:

 

Поистине, Иса (Иисус) пред Богом подобен Адаму. Он создал его из праха, потом сказал ему: «Будь!», и он стал. (3:59)   

 

Как известно, они оба созданы из праха, а в тело после создания Господь вдыхает свой «дух» (15:29, 32:9, 38:72).

 

Усиливают данный довод следующее:

 

Вспомни ту, которая не опорочила свои половые органы. Так, Мы вдохнули в нее от Нашего Духа. Мы установили ее и ее сына знамением для народов! (21:91)

 

И Марьям (Марию), дочь Имрана, которая сберегла свои половые органы!

Так, Мы вдунули в нее от Нашего духа. Они посчитала правдой Слова Господа ее, Его Предписания и была из числа благоговеющих! (66:12) 

 

Невооруженным взглядом видно, что в жизни посланника задействованы оба вида духа Бога. Первый вдохнут в Иисуса во время создания, а посредством второго он был поддержан.

В свете приведенных доказательств предлагается следующий перевод с. 4 а. 171:

 

О обладатели Предписания! Не переходите границы в вашей обязанности и говорите о Боге, исключительно истину! Поистине, помазанник Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), лишь посланник Бога! От Него предоставлено Его слово Марьям (Марии) и Его Дух. Так верьте Богу и Его посланникам. Не говорите - три! Вам будет лучше удержаться. Поистине, Бог - Единственный Бог! Бесконечно далек Он от того, чтобы у Него был ребенок! Ему принадлежит то, что в небесах на земле. Достаточно Бога доверенным! (4:171)

 

Вызывает некоторое замешательство то, что в разных действиях и одномоментных событиях применено одно и то же название предмета. Но если поразмыслить, то можно обнаружить тождественные события в нашей жизни.

В жизни людей стало обыденным понятие тока. Хотя его никто не видел, мы его воспринимаем через разные проявления. В лампочке он дает свет, в двигателе он крутит механизм и т.д. и т.п. Проявления разные, а источник один.

Возможно, что-то наподобие этого и происходит с понятием «дух» Источник один – Творец, а проявления разные.