Слышат ли мертвые?
Именем Бога Щадящего, Жалеющего
В Историческом Исламе одной из спорной тем служит вопрос, слышат ли умершие праведники или нет? Рассмотрим места в Коране, на которые опираются сторонники тезиса о том, что праведники и после смерти слышат живых.
Не называйте тех, кто погиб на пути Бога, мертвыми. Напротив, они живые, но вы этого не чувствуете. (2:154)
Они считают, раз погибшие на пути Бога живы, то и обращаться к ним можно. Как понимать это место? Ключевым смыслом в данном моменте служит утверждение о том, что мы не чувствуем! Что же мы не чувствуем? Мы не чувствуем, что они живы, т.е. для нас они мертвы. Если не чувствовать, что кто-то жив, как можно обращаться тогда к мертвому?
Почему погибшие на пути Бога считаются живыми? Обратимся к следующему отрывку:
Не считайте тех, которые убиты на пути Бога, мертвыми! Напротив — живые! Они у своего Господа получают удел! Ликуют они оттого, что даровал им Бог от Своего избытка! Радуются они за тех, которые еще не присоединились к ним из оставшихся после них. (3:169-170)
Погибшие на пути Бога уже получают награду за свое дело. Они минуя «барзах» — «перешеек», минуя Суд Бога получают награду, которая дается только в Раю. Нет прецедента в Коране связи между обитателями Рая и жителей ближней жизни. Более того, даже после Дня Долга, когда обитатели Ада обращаются к обитателям Рая с простой просьбой пролить воды, им отказывают:
Обратились присоединенные к огню к присоединенным к саду: «Пролейте на нас воду или то, чем вас наделил Бог!» Они ответят: «Бог запретил, и то, и другое давать закрывшимся…» (7:50)
Утверждается, что просьба праведников быстрее доходит до Бога, т.к. они менее грешны, что их обращение к Богу исполняется, а простого грешника может и не исполниться. Обратимся к следующим фактам из Корана.
Мухаммад считается в историческом Исламе наилучшим творением среди людей, безгрешным и обращение к нему позволяет исполнится мольбе. В Коране же мы обнаруживаем следующий прецедент:
Проси для них прощения или не проси, если ты попросишь прощения семьдесят раз за них, то не простит их Бог! Это за то, что они закрылись от Бога и Его посланника! Бог не наставляет отступников! (9:80)
Перед нами наглядный пример отказа в просьбе вестнику. Могут возразить, что речь идет о противниках Бога и посланника. Но ведь и мотив обращения к вестнику как раз состоит в том, что обращающийся считает себя грешником, что его мольба не примется Богом, а вот посредством Мухаммада примется. Если человек считает себя грешником, откуда он знает, что не считается Богом же — закрывшимся? Если он себя не считает закрывшимся от знамений Бога, то именно к нему обращается Бог следующим образом:
Когда спросят тебя Мои слуги обо Мне, то, поистине, Я близок. Я отвечаю на зов зовущего, когда он взывает! Так пусть они отвечают Мне и верят Мне, может быть, они образумятся! (2:186)
Бог предписывает обращаться к Нему. Если верующий отбрасывает это предписание об обращении именно к Богу, то он становится закрывшимся к этому знамению и тогда даже если бы было обращение Мухаммада за него, оно бы не принялось.
Так же утверждают, оправдывая обращение к вестнику и праведникам, что они близки к Богу. На что Сам Бог говорит следующее:
Поистине, Мы сотворили человека, и Мы знаем, о чем тревожится его личность. Мы ближе к нему, чем шейная артерия. (50:16)
Если Бог ближе всех к нам, если Бог предписывает обращаться именно к Нему, почему должны верующие игнорировать эти факты и делать так, как предписывают им люди?
В Коране однозначно сказано, что мертвые не слышат:
Поистине, ты не заставишь слышать мертвых! Ты не заставишь глухих услышать обращение, когда они отворачиваются! (27:80)
Так, поистине, ты не заставишь слышать мертвых и не заставишь услышать глухих зов, когда они отвернулись! (30:52)
Не равны живой и мертвый. Поистине, Бог дает слышать кому пожелает, но ты не можешь заставить услышать того, кто в могиле! (35:22)
Это закон Бога и утверждение об обратном — оппонирование с Богом и Его законами.
Утверждается, что есть прецедент в Коране о том, что мертвые все таки слышат, на примере истории с Салихом:
Отвернулся он от них, сказав: «О народ мой! Я передал вам послание Господа моего и рекомендовал вам, но не любите вы советников!» (7:79)
Утверждается, что Салих обратился к людям, после их гибели. Так ли это? Давайте рассмотрим контекст:
Спросила из его народа знать, возвеличившаяся над теми, которые считались слабыми, у поверивших из них: «Неужели вы знаете, что Салих послан от Господа своего?» Они ответили: «Поистине, мы верим в то, с чем он послан!» Сказали те, которые возвеличились: «Поистине, мы от того, во что вы поверили, закрыты!» Ранили они верблюдицу, ослушавшись повеления, и сказали: «О Салих! Пошли нам то, чем ты угрожаешь, если ты из посланных!» И постигло их сотрясение, а на утро они лежали в своих жилищах неподвижными! (7:75-78)
Очевидно, что не весь народ нарушил предписание Бога и ранил верблюдицу, а именно знать из народа. Именно знать из народа была наказана, а народ остальной остался жив, но который был на стороне своей знати. Именно к оставшимся в живых и идет обращение Салиха. Иначе, какой смысл отворачиваться от погибших и обращаться к ним же?! Обращаются обычно лицом к кому-либо. Точно так же произошло и с Шуайбом:
Отвернулся он от них и сказал: «О народ мой! Я довел до вас послание моего Господа и рекомендовал вам. Так как мне соболезновать закрывшемуся народу?!» (7:93)
А вот что сообщается в предыдущем отрывке:
Сказала знать из его народа, которая закрылась: «Если вы последуете за Шуайбом, тогда вы окажетесь в убытке!» И постигло их сотрясение, а на утро они лежали в своих жилищах неподвижными! Те, кто посчитал Шуайба лжецом, как будто бы они там и не проживали! Те, кто посчитал лжецом Шуайба, оказались в убытке! (7:90-92)
И в данном случае, была наказана именно знать, а не весь народ. Шуайб отвернувшись от погибшей знати обратился к оставшемуся народу. Таким образом, мы видим наглядный пример ссылки на вырванный из контекста отрывок Корана и утверждение того, о чем Бог не говорил.
Оппоненты так же ссылаются на следующее место, утверждая, что Бог предписал обращаться Мухаммаду к посланникам до него, т.е. к тем, которые уже умерли:
Спроси тех, кого Мы посылали до тебя из Наших посланников, устанавливали ли Мы, помимо Щадящего, божества для служения? (43:45)
Они утверждают, мол здесь прямое доказательство о том, что умершие посланники слышат. Как понимать это? Давайте разберемся, кто такие посланники:
Бог выбирает посланников из управленцев и из людей. Поистине, Бог – Слышащий, Видящий! (22:75)
Как мы видим, посланниками могут быть не только люди, но и управленцы Бога:
Ведь ранее являлись посланники Ибрахиму (Аврааму) с радостной вестью. Он сказал им: «Мир!», – они ответили: «Мир!» И он не замедлил явиться с жареным теленком. После того, как он увидел, что руки их не протягиваются к нему, он усомнился в них и почувствовал опасение. Они сказали: «Не бойся, мы посланы к народу Лута (Лота)» (11:69-70)
Сказали управленцы: «О Лут (Лот)! Мы – посланники Господа твоего! Они не достанут тебя. Так иди со своей семьей после части ночи. Никто не обернется из вас, за исключением твой жены. Поистине, ее постигнет то же, что и их. Обещание это для них исполнится утром! Разве утро не близко?» (11:81)
Перед нами ясные доказательства того, что посланниками могут быть и управленцы, а не люди. А управленцы не умирают в этой жизни. Они присутствуют в этом мире и контачат с посланниками среди людей. Что касается конкретно Мухаммада, то контакт с посланником уже был определен Богом:
Когда взял Бог договор с вестников: «Вот то, что Я даю вам из Предписания и разборчивости. Потом придет к вам посланник, оправдывающий то, что у вас. Вы обязательно поверите ему и будете ему помогать», – то спросил: «Признаете ли вы и принимаете ли на себя Мое обязательство?» Они ответили: «Мы признаем!» Он сказал: «Так засвидетельствуйте, и Я буду с вами среди свидетелей!..» (3:81)
Какой посланник приходил к Мухаммаду при его жизни? Гавриил. Согласно Корана, Гавриил может появляться с посланниками — управленцами, что видно на примере истории с Марией:
Вот сказали управленцы: «О Марьям (Мария)! Поистине, Бог радует тебя своим Словом. Имя ему – мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он значительный в этой жизни, а в Последней он среди приближенных. (3:45)
Здесь обращаются к Марии управленцы-посланники, а вот обращение Гавриила к ней:
Напомни в Предписании о Марьям (Марии). Когда она удалилась от своей семьи в восточное место, то устроила себе перед ними завесу. Так, Мы послали к ней Нашего Духа, и представился он перед ней в образе человека. Она сказала: «Поистине, я ищу защиты от тебя у Щадящего, чтобы ты остерегся!» Он ответил: «Поистине, я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого!» (19:16-19)
Казалось бы, что идет некое противоречие, в одном месте обращаются управленцы, а в другом месте об этом же сообщает Дух. Но это на первый взгляд. Вот довод о том, что Дух и управленцы появляются вместе:
Он ниспосылает управленцев с Духом по Своему повелению тому из слуг, кому пожелает, чтобы они предупреждали, что божество исключительно — Я! Так остерегайтесь Меня! (16:2)
Нисходят управленцы и Дух в ней, с позволения их Господа, со всяким повелением! (97:4)
То, что Дух — Гавриил доказывают следующие отрывки:
Скажи: «Ниспослал его Дух Святой от твоего Господа с истиной, чтобы укрепить тех, которые поверили, Наставлением и радостной вестью для смирившихся!» (16:102)
Сошел с ней Дух верный (26:193)
Таким образом Мы внушили тебе Дух с Нашим повелением! Ты не был сведущ ни в Предписании, ни в вере! Однако Мы установили Предписание Светом! Мы наставляем им кого пожелаем из Наших слуг! Поистине, ты ведь наставляешь на прямой путь, (42:52)
Здесь речь идет о ниспослании Корана, а вот еще одно сообщение:
Спроси: «Кто был противником Джибрилю (Гавриилу)?» Поистине, он ниспослал на твое сердце ее (Словесность – Коран), с позволения Бога, оправдывающая то, что было раньше, Наставлением и радостной вестью для верующих. (2:97)
Мы видим, что Коран был ниспослан Гавриилом, он же Дух.
Вернемся к предписанию Мухаммаду спрашивать у посланников, посылавшихся до него. Если это понимать буквально, то Мухаммад контачил с управленцами — посланниками, которые и до него посылались к людям. Если понимать образно, то это означает обращение к былым Предписаниям.
В итоге: мы убедились, что прецедентов того, чтобы мертвые слышали в Коране нет. Более того, есть прямое указание Бога о том, что они не слышат. Нет прецедента о том, что праведники доносили мольбу до Бога, однако напротив, даже просьба Мухаммада может не приняться Богом, если человек закрылся от Бога. Если же человек верующий, то ему предписывается обращаться на прямую к Богу. Единственным источником, позволяющим обращаться к умершим посланникам и праведникам выступают хадисы, но они не являются откровением Бога и более того, Бог порицает хадисы после Его знамений:
Это – знамения Бога! Мы читаем их тебе в истине! Так в какой рассказ после Бога и Его знамений они поверят? (45:6)