Молитва согласно Словесности (Корана)

В историческом традиционном исламе де-факто идет устойчивое недоверие Словам Бога. Говоря о превосходстве Корана, в то же время внушается верующим, что без дополнительного источника Коран неполноценен. Одной из таких тем, которая считается недостаточно описанной в Коране, является тема молитвы. 

На арабском языке молитва звучит как «солят». Корнем этого слова является «сылятун», а также «уасоля», что означает «связь», «связываться». Исходя из этого, слово «солят» означает «молитвенная связь с Богом» или просто - молитва.

Молитва является предписанием Бога:

 

Скажи слугам Моим, которые поверили, пусть они выходят на молитвенную связь… (14:31)

 

Молитву необходимо совершать в благоговении:

 

которые в своих молитвенных связях благоговейны. (23:2)

 

в молитве необходимо быть терпеливым:

 

Вели своей семье выходить на молитвенную связь и будь терпелив в ней. (20:132)

 

Молиться нужно, остерегаясь Бога:

 

чтобы выходили на молитвенную связь и остерегались Его! (6:72)   

 

Перед тем как встать на молитву необходимо совершить омовение:

 

О те, которые поверили! Когда вы выходите на молитвенную связь, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и ваши ноги до щиколоток. (5:6)

 

Все остальное, не описанное в аяте, является добровольным дополнением людей, но не предписанием Бога – мытье по три раза шеи, ушей, ноздрей. Заметим, что предписания мыть ноги нет, предписывается лишь протирание головы и ног. Это относится и к установлению традиции о том, что после полового контакта, не омывшись полностью молиться нельзя. Вот что по этому поводу сказано в Коране:

 

Если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. А если вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели (интимную) близость с женщинами, но не нашли воды, то направьтесь к чистой поверхности и оботрите ею ваши лица и руки. Бог не желает создавать для вас трудности, но желает очистить вас и довести до конца Свое благодеяние по отношению к вам, быть может, вы будете признательны! (5:6)

 

Совершенно очевидно, что состояние путешественника, больного и сходившего по нужде человека одинаково с состоянием после интимных отношений, однако, в традиции нет предписания непременно омываться с ног до головы после туалета или после путешествия. Суть в том, чтобы люди очистили само осквернение, а это ограниченное место. Данное утверждение усиливает следующий аят:

 

О те, которые поверили! Не выходите на молитвенную связь с опьяненным разумом, пока не станете понимать то, что произносите, и в состоянии полового осквернения, пока не омоетесь, за исключением путешествия! А если вы больны или путник либо кто-либо из вас пришел из уборной или (в интиме) прикасались к женщинам, но не нашли воды, то направьтесь к чистой поверхности и оботрите ваши лица и руки. Поистине, Бог – Извиняющий, Прощающий! (4:43)

 

С одной стороны, присутствует предписание омыться после полового контакта, что интерпретируется как полное омовение тела, однако, продолжение аята вновь нам показывает, что состояние больного, путника и сходившего по нужде человека приравнено к половому осквернению, а значит и омовение должно соответствовать всем категориям -  частичное омовение оскверненного места.

Вышеприведенный отрывок обращает внимание на еще одно предписание – не молиться, если человек не понимает то, что говорит. Состояние опьянения может быть не только от алкогольных напитков, но и от лекарств, и от химикатов, а также человек может быть в состоянии опьянения в гневе или при сильном желании сна. Но суть запрета объяснена: непонимание произносимых слов. А если человек не опьянен, но все же не понимает слов, можно ли ему молиться? Очевидно, что нет, ведь предписание однозначно нарушается. Что в таком случае делать? Верующий должен молиться на понятном ему языке. Вот что об этом сказано в Коране:

 

Мы отправляли посланников исключительно с языком их народа, чтобы они разъясняли им. (14:4)

 

Посланники доносили истину Бога, а она одна и понятна на любом языке. Более того, все живые существа молятся Богу:

 

Неужели ты не видишь, что Бога хвалят те, кто на небесах и на земле, птицы, летящие рядами? Всякий знает свою молитвенную связь и восхваление! Бог знает о том, что они совершают! (24:41)

 

Было бы нелепо предполагать, что животные и птицы молятся на арабском языке. У всех есть свой язык, и они понимают то, что произносят. Данный факт поднимает еще один смысл – молиться необходимо вслух. Об этом есть прямое предписание Бога:

 

…Не совершай свою молитвенную связь громко и не совершай ее скрыто, а стремись к пути между этим! (17:110)

 

Большинство мусульман днем молятся про себя, считая, что это якобы практика посланника. Если это считать правдой, то перед нами будет прецедент того, что Мухаммад не последовал предписанию Бога, что конечно же не правда. Посланник неукоснительно следовал Слову Бога, а значит и молился вслух.

Возникает вопрос: а каково должно быть содержание молитвы? Это уже на усмотрение самих верующих:

 

Так читайте, что из него (Корана) легко вам и выходите на молитвенную связь. (73:20)

 

Молитва должна быть живой, а не однообразной. Люди разные и каждым воспринимаются легко разные части или темы в Коране. Можно рассмотреть прецеденты обращений в Коране и использовать их, либо обращаться своими словами. Ведь у всех индивидуальные чаяния.

Какие действия предусмотрены в молитве? В молитве можно обращаться к Богу с просьбами стоя, что мы видим на примере Захарии:

 

И управленцы провозгласили, когда он стоял, молясь в святилище: «Поистине, Бог радует тебя вестью о Яхье (Иоанне), праведнике со Словами от Бога, вожде, сдержанном, вестнике из исправляющих!» (3:39)

 

В обращении к Богу, можно использовать первую главу Корана:

 

Мы ведь дали тебе семь повторяемых и великую Словесность (Коран)! (15:87)

 

Коран предваряют семь повторяемых частей. Единственной главой, повествующей от имени людей, является первая. В ней и приведены семь частей, которые должны повторяться, так как они емко отражают основные чаяния верующих. Вторая глава Корана начинается с того, что Творец знакомит с самим Предписанием:

 

Алиф. Лям. Мим. Это Предписание, нет сомнения в нем - Наставление для осмотрительных. (2:1-2)

 

Т.е. первая глава выступает в роли предисловия, а основная часть начинается со второй.

 

После обращения к Богу, можно переходить в следующее положение, вставая на колени где желательно просить прощения:

 

Подумал Дауд (Давид), что Мы искушаем его, и просил прощения у Господа своего, пав на колени, моля о прощении! (38:24)

 

Тут пример того, что вестник Давид использовал положение на коленях для просьбы о прощении. Далее, можно переходить в положение земного преклонения – ниц. В этом положении молящийся может восхвалять Бога:

 

Поистине, верят в Наши знамения те, которые при напоминании о них падают ниц и восхваляют славой их Господа! (32:15)

 

Завершается молитва после земного преклонения, что мы видим в следующем примере:

 

…Когда они завершат земной поклон, то пусть встанут позади вас. (4:102)

 

После молитвы верующие могут поминать Бога в разных положениях:

 

Когда вы завершите молитвенную связь, то поминайте Бога стоя, сидя и на своих боках. (4:103)

 

Количество повторений положений в молитве мы видим из следующих отрывков. При опасении, Бог предписал сокращать молитву верующим:

 

Когда вы странствуете по земле, то не будет для вас проступка в том, чтобы вам ограничить молитвенную связь, если опасаетесь искушения от тех, которые закрылись. Поистине, закрытые для вас явные противники! (4:101)

 

И сокращенный вариант молитвы верующих мы наблюдаем дальше:

Когда ты находишься среди верующих, то выходи с ними на молитвенную связь. Пусть стоит вместе с тобой один отряд, а другой пусть будет вооруженным. Когда они завершат земной поклон, то пусть встанут позади вас. Пусть придет другой отряд, который не молился, помолится вместе с тобой… (4:102)

 

Недвусмысленно, Бог предписал в сокращенном варианте помолиться верующим с однократным повторением всех позиций. Полный вариант молитвы мы видим на примере посланника, который бессменно провел молитву для двух отрядов и совершил два подхода. Предписании о возможности сокращения молитвы касается именно верующих, но не посланника, а как уже было замечено, посланник провел молитву в два подхода, что мы в полном праве можем принять за полную молитву.

Для совершения молитвы определены три периода:

 

О вы, которые поверили! Пусть просят позволения у вас те, которые зависимы от вас, и те, которые не достигли зрелости, три раза: до молитвенной связи на заре… (24:58)

 

В данном отрывке упомянута молитва с названием «солятуль фаджр», что так и означает – рассветная молитва. Это вполне объяснимо, ведь название связано с началом периода для молитвы. Но когда же заканчивается время молитвы? Об этом мы узнаем из следующего отрывка:

 

Выходи на молитвенную связь в двух сторонах дня и в приблизившейся ночи. Поистине, добрые дела удаляют дурные! Это Напоминание для поминающих! (11:114)

 

Перед нами четкая установка 3-х периодов молитвы в двух сторонах дня и ночью. Первая сторона дня начинается с рассветом и заканчивается с наступлением зенита. Зенит является центром или серединой дня, а это является началом следующего времени для молитвы:

 

Оберегайте молитвенные связи и среднюю молитвенную связь. Стойте перед Богом покорно. (2:238)

 

Бог выделил среднюю (центральную) молитву (солятиль усто) и период для нее определен до захода солнца:

 

Выходи на молитвенную связь при склонении солнца к сумраку ночи, а Словесность (Коран) декламируй на заре. Поистине, Словесность (Коран) на заре и ночью засвидетельствована! (17:78)

 

Очевидно, что солнце начинает склоняться к заходу с зенита, а зенит является центром (серединой) дня, что дополнительно нам объясняет, что молитвы названы согласно началу периода.

Следующая молитва называется вечерняя молитва «солятуль иша»:

 

О вы, которые поверили! Пусть просят позволения у вас те, которые зависимы от вас, и те, которые не достигли зрелости, три раза: до молитвенной связи на заре; во время наступления обеда, когда вы снимаете одежду; после вечерней молитвенной связи (солятиль иша)… (24:58)

 

Слово «иша» означает «быть подслеповатым, плохо видеть ночью, вечер». Это определение четко указывает на вечерний сумрак. И в этом случае, название ориентировано на начало вечерней молитвы. Само начало вечерней молитвы наступает непосредственно с заходом солнца, что определяет наступление ночи:

 

Когда наступила ночь, и он увидел звезду, то сказал: «Это мой Господь», но после того, как она погасла, он сказал: «Я не люблю угасающих». (6:76)

 

Как известно, после захода солнца, через короткое время, на небе становится видна Венера. Именно этот факт подтверждает то, что ночь начинается после захода солнца. 

Вечерняя молитва охватывает всю ночь и заканчивается на рассвете, ведь с рассветом наступает следующий период молитвы, да и ночь как таковая заканчивается именно с рассветом:

 

Поистине, Мы ниспослали его в ночь могущества!...

В ней мир, пока не наступит рассвет! (97:1,5)

 

Как мы видим, Бог определил окончание ночи с наступлением рассвета.

В итоге, мы убедились, что все молитвы названы по началу периода, окончание которых мы узнаем по другим аятам, что доказывает тезис о том, что один аят раскрывается другим аятом.