Коран о смирении

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Вложенные Богом в человека качества созерцания и размышления порождают широкий спектр мнений и убеждений. Одухотворенная личность приходит к выводу, что во всем окружающем есть смысл. Не предвзятый взгляд заметит, что мироздание упорядочено и только закономерность создает возможность гармонии бытия, благодаря обычному понятию «подчиненности» единым правилам.

Искренне поверивший Творцу человек на практике смиряется с Его предписаниями. В нашем случае рассматриваются предписания из Корана, где используются для определения смиренности выступает термин «саляямун», означающий «мир».

Из Корана мы знаем, что у человека есть свобода выбора поведения. В помощь людям, для правильного выбора, ниспосылались Предписания, в которых содержалось обращение к разуму человека.

Бог установил вам, из того, что сотворил, тень, установил вам в горах укрытие, установил вам одеяние, оберегающее вас от жары и оберегающее вас от вашей силы. Таким образом, завершает Он Свое благодеяние для вас, может быть, вы смиритесь! (16:81)

Анархия в головах не может быть путем к успеху. Ориентированные только на материальные ценности люди не могут объять перспективу настоящего вознаграждения Творца.

Конечно, кто смирился своим образом пред Богом и является совершающим добро, тот награжден Господом! Не познают они страха и печали. (2:112)

Развитие общества и интеллектуальные возможности в полной мере предоставляют шанс для окончательного правильного вывода об основном смысле жизни. Поэтому Коран и является последним сообщением человечеству о правилах в этой жизни и перспективах в будущем. В силу индивидуальности и среды обитания людей понятия о смирении могут быть различны. В этой связи для страховки от противоречий и связываются понятия «смирение» и «обязанность».

 Сегодня отчаялись те, которые закрылись от вашей обязанности. Так не бойтесь их, а бойтесь Меня! Сегодня Я довел до совершенства для вас вашу обязанность и довел до конца для вас Мое благодеяние. Удовлетворился для вас обязанностью смирения… (5:3)

Обязанности человека прописал нам Создатель, и последний их вариант был закреплен в предписаниях Корана. Однако в процесс следования за истиной вмешиваются «пастыри», которые подменяют своими правилами обязанности перед Богом.

Кто стремится не к обязанности смирения перед Богом, у того не будет принято и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток. (3:85)

Искусственное разделение на конфессии, искажение сути Предписания и уведение людей за своим вариантом мировоззрения вызывают дисгармонию в обществе и нелогичность поведения.

Неужели не к обязанности перед Богом они стремятся? Пред Ним смирились те, кто в небесах и земле, добровольно и невольно. К Нему вы будете возвращены. (3:83)

Нелогичность заключается в различных взглядах на основу всех Предписаний – единобожие. Все религии страдают болезнью оправдания посредничества между Господом и людьми, которое выражается в разных формах.

Не прикажет Он вам, чтобы вы взяли управленцев и вестников господами. Неужели Он прикажет вам закрытость после того, как вы смирились? (3:80)

Но свободный от навязываемых человеческих установок верующий руководствуется следующим девизом:

Скажи: «Мы поверили Богу и в то, что ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу, Исхаку (Исааку), Якубу (Якову) и поколениям, в то, что было даровано Мусе (Моисею), Исе (Иисусу) и вестникам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них. Мы пред Ним смирились!». (3:84)

Сама по себе вера в Бога присутствует у большинства населения земли, но без смиренности правильные деяния невозможны. Авраам понимал это, поэтому и просил об этом Господа.

Господь наш! Установи нас обоих смирившимися пред Тобой, а среди наших потомков главенство, смиренное пред Тобой. Покажи нам обряды жертвоприношения и прими покаяние наше. Поистине, Ты — Принимающий покаяние, Жалеющий! (2:128)

Авраам не останавливался на просьбе, а на деле претворял в жизнь свою же просьбу.

Когда сказал ему Господь: «Смирись!», то ответил Ибрахим (Авраам): «Я смирился пред Господом миров!». (2:131)

Озаренные верой сердца отца и сына смирились пред Создателем в полной мере, что выразилось в готовности потерять близкого человека и отдать свою жизнь по велению Всевышнего.

И после того, как они смирились, он опрокинул его на лоб, но Мы обратились к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал видение!»… (37:103-104)

Такое истинное проявление смиренности служит эталоном для подражания.

Кто лучше чем тот, кто смирился своим образом к обязанности перед Богом, исправился и последовал за склонившейся общиной Ибрахима (Авраама)? Поистине, Бог принял Ибрахима (Авраама) другом! (4:125)

Критериям смиренности пред Богом отвечали все перечисленные выше родственники Авраама.

но Мы не обнаружили там больше одного дома (Лота) смирившихся. (51:36)

Сознавая важность смирения пред Господом, вестники завещали и своим потомкам быть смиренными.

Завещал Ибрахим (Авраам) это своим детям, а Якуб (Яков) сказал: «О, дети мои! Поистине, Бог избрал для вас обязанность. Так умирайте, исключительно смиренными!».

Или вы были свидетелями, когда к Якубу (Якову) пришла смерть? Когда он сказал детям своим: «Кому вы будете служить после меня?», они ответили: «Мы будем служить твоему Богу, Богу отцов твоих: Ибрахима (Авраама), Исмаила, Исхака (Исаака). Пред Единственным Богом мы смиряемся!». (2:132-133)

Потомки Авраама соответствовали его наказу и в то же время неустанно обращались к Богу о помощи в осуществлении смирения.

Господи! Ты даровал мне власть и научил меня толкованию событий, Создатель небес и земли! Ты — мой Покровитель в ближней жизни и последней! Упокой меня смиренным пред Тобой и сохрани меня с исправившимися!». (12:101)

Смирение пред Творцом способствовало приобретению необыкновенных качеств Соломоном, что, в свою очередь, повлияло на царицу Савскую.

Ей сказали: «Войди во дворец!». И после того, как она увидела его, она подумала, что там — масса воды и обнажила свои голени.

Сулейман (Соломон) сказал: «Поистине, этот высокий дворец из хрусталя!».

Она сказала: «Господи, я «омрачила» себя! Я смирилась вместе с Сулейманом (Соломоном) пред Богом, Господом миров!». (27:44)

Влияние посланников на человечество было весомым. Но последователи не смогли удержать заданную планку. Они лишь смогли выделиться самоназваниями и разделением.

Ибрахим (Авраам) не был ни иудеем, ни христианином, а был он склонившимся смирившимся и не был из устраивающих причастных Богу! (3:67)

Последователей прежних вестников Создатель называет обладателями Предписания, т.к. иудеи и христиане выстроили свои системы вокруг Торы и Евангелия. В то же время в Коране отмечается их божественное происхождение, что и предопределило обращение к их последователям.

Скажи: «О, обладатели Предписания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы  нам не служить никому, кроме Бога, никого не устраивать Ему причастных, чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Бога!». А если они отвернутся, то скажи: «Засвидетельствуйте, что мы — смирившиеся!». (3:64)

Самым часто упоминаемым в Коране вестником является Моисей. История его жизни полна драматизма и поучительных примеров. Чего стоит одно только испытание евреев посредством действий фараона.

Ты мстишь нам только за то, что мы поверили знамениям Господа нашего, после того, как они к нам пришли. Господи наш! Пролей на нас терпение и упокой нас смиренными!». (7:126) 

События в Египте носили жесткий характер, вплоть до пролития крови. Только смирение пред Всевышним помогало стойко переносить все невзгоды.

Сказал Муса (Моисей): «О народ мой, если вы поверили Богу, то на Него полагайтесь, если вы стали смирившимися!». (10:84)

Кульминацией событий с народом Моисея было ниспослание Торы, которую потомки сохранили для руководства.

Поистине, Мы ниспослали Таурат (Тору), в которой наставление и свет. Разбирают по ней вестники. Смирившиеся иудеи, раввины и книжники разбирают по тому, что они сохранили из Предписания Бога и чем они являются свидетелями.

Так не бойтесь людей, а бойтесь Меня! Не приобретайте Моими знамениями небольшие ценности! Кто не разбирает по тому, что низвел Бог, то это — закрывшиеся! (5:44)

Зачастую большинство увещеваемых людей не принимало истины.

Когда Иса (Иисус) почувствовал у них закрытость, то спросил: «Кто мои помощники пред Богом?».

Ответили последователи: «Мы помощники пред Богом! Мы поверили Богу! Так засвидетельствуй, что мы — смирившиеся! (3:52)

Лишь небольшая группа последователей держались посланников, которые нуждались в поддержке Господа.

Когда внушил Я последователям Исы (Иисуса), чтобы они поверили Мне и Моему посланнику, они ответили: «Мы поверили! Засвидетельствуй, что мы смирились!». (5:111)

Как это бывало не раз, после смерти вестников к власти над умами людей приходили «духовники». В бытность Мухаммада они прилагали все усилия для отстаивания своих приоритетов. Но посланники приводили неопровержимые аргументы, что приводило к временному отступлению лидеров обладателей Предписания.

Но нет, клянусь твоим Господом, не поверят они, пока не сделают тебя разбирающим то, что происходит между ними. Затем станет бесполезным для них затруднение выполнить то, что ты решил и смирятся полностью. (4:65)

Лишь искренне верующие, не зомбированные, умеющие думать обладатели Предписания принимали Коран без сомнений.

Те, которым Мы даровали Предписание до этого, в него верят. Когда им читают, они говорят: «Мы поверили в него, оно — истина от нашего Господа. Мы до этого были смирившимися!». (28:53)

Свою миссию Мухаммад начинал в Мекке, центральном месте служения. В своем увещевании посланник призывал всех к смирению.

Сказал Мухаммад: «Поистине, мне велено служить Господу этого города, который Он сделал запретным для сражения. Ему принадлежит все! Мне велено, чтобы я был среди смирившихся. (27:91)

Мне повелено быть первым из смирившихся». (39:12)

В чем же заключается смирение? В признании объектом служения только Одного Бога.

Скажи: «Поистине, мне внушено, что бог ваш — Бог единственный! Так смиритесь ли вы?». (21:108)

Признание заключается в уповании на покровительство лишь одного Творца.

Спроси: «Неужели вы берете в покровители не Бога, Создателя небес и земли? Он питает, но не питается!».

Скажи: «Поистине, мне велено быть первым смирившимся и не быть из устраивающих причастных Богу!». (6:14)

Доводы вестника были логичны и весомы, ведь откровение Всевышнего построено именно по этому принципу.

Скажи: «Неужели мы будем взывать, помимо Бога, к тому, от чего нет, ни пользы, ни вреда?! Неужели мы возвратимся вспять, после того, как нас наставил Бог, как тот, кого обольстили ослушники на земле?!».

Удивляются ему его товарищи. Призывают они его к своему наставлению: «Приходи к нам!».

Скажи: «Истинное наставление — наставление Бога! Велено нам, чтобы мы смирились пред Господом миров. (6:71)

Коран не оставляет места для разночтений по отношению к Богу.

Скажи: «Поистине, я удержан от служения тем, кого вы призываете помимо Бога, после того как пришли ко мне явные доказательства от моего Господа. Приказано мне смириться пред Господом миров!». (40:66)

Наряду с логичными выкладками, Создатель внушал Мухаммаду апеллировать и к своему авторитету.

Скажи: «Моя молитвенная связь и жертвоприношение, моя жизнь и смерть принадлежат Богу, Господу миров! Нет у Него причастных. Это мне велено и я — первый среди смирившихся!». (6:162-163)

К сожалению, принять истину смогли не все. Такое развитие событий объясняется духовной слепотой людей.

Ты не выведешь слепых из их заблуждения! Поистине, услышат тебя, исключительно те, кто верит Нашим знамениям! И они — смирившиеся! (27:81)

Ты не можешь наставить слепых от заблуждения. Поистине, ты можешь заставишь слышать, исключительно тех, кто верит Нашим знамениям! Ведь они — смирившиеся! (30:53)

Только вера в знамения и смирение с предписаниями может служить залогом правильного пути. Только в связке со смирением вера имеет легитимный статус.

О те, которые поверили! Проникайтесь смирением полностью и не следуйте по стопам ослушника. Поистине, он для вас — явный противник! (2:208)

О те, которые поверили! Остерегайтесь Бога истинным предостережением и умирайте исключительно смиренными! (3:102)

И вера, и смирение определяются относительно Предписания. Полное соответствие «стандарту» заключается в вере в Коран и покорность его предписаниям.

Скажи: «Ниспослал его Дух Святой от твоего Господа с истиной, чтобы укрепить тех, которые поверили, наставлением и радостной вестью для смирившихся!». (16:102)

Сама суть смиренности указывает на некие действия, которые невозможны без определенных усилий.

Усердствуйте к Богу истинным усердием!

Он избрал вас и не устанавливал для вас в обязанности затруднения общины отца вашего — Ибрахима (Авраама). Он называл вас смиренными раньше и в этот раз, чтобы посланник был свидетелем над вами, а вы были свидетелями над людьми!

Так вставайте на молитвенную связь, давайте обеляющий расход и ищите убежище у Бога!

Он — ваш Покровитель!

Он —  благодетельный Покровитель и благодетельный Помощник! (22:78)

Усилия же ярко выражены в экстремальных ситуациях, к примеру, на войне.

После того, как верующие увидали партии, они сказали: «Это — то, что обещал нам Бог и Его посланник. Правдив Бог и Его посланник!». Увеличило это у них, исключительно веру и смирение! (33:22)

Наполненное верой и смирением сердце верующего не испытывает никакой паники, а напротив, преисполнено уверенностью в Господе.

Для верующих информация о преемственности былых Предписаний – не пустой звук. Поэтому формулой идеологии служит следующий постулат:

Скажите: «Мы поверили Богу, и в то, что ниспослано нам, и в то, что ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу, Исхаку (Исааку), Якубу (Якову) и последующим поколениям, и в то, что дано Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу), и в то, что дано вестникам Господом их. Мы не выделяем никого из них. Пред Ним мы смиряемся!». (2:136)

В то же время Бог показывает допущенные ошибки предшественников, дабы впредь подобного можно было избежать.

Поистине, обязанностью перед Богом является смирение. Но разошлись те, кому было даровано Предписание, лишь после того, как пришло к ним знание, притесняя друг друга. Кто закрыт от знамений Бога, то поистине, Бог скор в расчете! (3:19)

Но разногласия не могут быть поводом для вражды и ненависти. Наши взгляды находятся в конкурентной среде, и отношения должны складываться на поле интеллектуального соревнования наилучшими способами.

Дебатируйте с обладателями Предписания, только наилучшим образом, исключая мракобесов из них!

Скажите: «Мы поверили тому, что ниспослано нам, и что ниспослано вам. Наше божество и ваше божество — Единственное! Мы пред Ним смирились!». (29:46)

С уверенностью можно сказать, что кораническая база – самая конкурентоспособная. Коранические принципы вызывают у оппонентов объяснимую ненависть из-за бессилия перед четкой и ясной логикой и доводами.

Несоответствие предписаниям Творца означает нарушение Его ограничений. В этом смысле существуют две стороны: смиренные и преступники ограничений Бога.

Неужели Мы установим смиренных подобно преступникам? (68:35)

Путь в преступники лежит через игнорирование ограничений.

Если вы отвернетесь, то ведь я не прошу у вас вознаграждения. Поистине, мое вознаграждение, исключительно у Бога. Велено мне быть смирившимся!». (10:72)

Смирение пред Господом лежит в основе безошибочного выбора «маршрута».

Кто пожелает, чтобы Бог его наставил, тому расширяет Он грудь для смирения! Кто желает быть сбитым, тому Он устанавливает грудь его стесненным и сжатым, слово он поднимается на небо! Таким образом, Бог устанавливает мерзость тем, кто не верит! (6:125)

Так кому открыл помыслы Бог для смирения? А тому, у кого — Свет от своего Господа! Горе тем, чьи сердца черствы к напоминанию Бога! Они пребывают в очевидном заблуждении! (39:22)

Естественное отсутствие веских аргументов против Корана определило единственный довод «омраченных» людей о вымышленности Предписания.

Кто «темнее» того, кто измышляет на Бога ложь, хотя Он призывает к смирению? Бог не наставляет мракобесов! (61:7)

Однако рациональный подход к этому вопросу снова поставил в тупик отвергающих Коран.

Или они скажут: «Измыслил он ее (Словесность)!»?

Ответь: «Так приведите вымышленных десять глав, подобных этой (Словесности)! Призовите, кого вы можете, помимо Бога, если вы говорите правду!».

А если они не ответят вам, то знайте, что ниспослал ее со знанием — Бог! Поистине, божество — исключительно Он! Так смиритесь ли вы? (11:14)

«Пятая» колонна среди верующих, прикрывшись мнимой смиренностью, в силу своего духовного наполнения не в силах предотвратить свои «проколы». В результате разворачиваемых событий в пылу деятельности «проскакиваемые» высказывания выдают их истинное обличие.

Они клянутся Богом, что не говорили, но ведь они уже сказали слово закрытости. Закрылись они после своего смирения. Обеспокоились они тем, чего не добились. Мстят они, если не обогащает их Бог и Его посланник от Своего избытка. Но если они покаются, — будет лучше для них, а если отвернутся, — накажет их Бог мучительным наказанием в ближайшей жизни и в последней. Нет им на земле ни покровителя, ни помощника! (9:74)

Примечательно, что сообщается о изначально смирившихся с предписаниями Корана людях. Речь идет о соплеменниках Мухаммада – арабах. Немалое их количество было слабым звеном в ряду верующих.

Скажи оставленным из арабов: «Вы призовут против народа, обладающего крепкой силой. Вы будете, либо сражаться с ними, либо они смирятся. Если вы будете слушаться, тогда Бог дарует вам хорошую награду, а если отвернетесь, как отвернулись раньше, Он накажет вас мучительным наказанием!». (48:16)

Показное смирение никак не отражало их истинное состояние веры.

Сказали арабы: «Мы поверили!».

Ответь: «Вы не поверили, однако, говорите: «Мы смирились!». Пока еще не вошла вера в ваши сердца! Если вы будете слушаться Бога и Его посланника, Он ни в чем не умалит ваших дел! Поистине, Бог — Прощающий, Жалеющий!». (49:14)

Лицемерие способно лишь на искажение сути Предписания, на выработку альтернативы указанной Всевышним обязанности. Декларативное принятие божественных условий нуждалось в «официальном» прикрытии их положения. Свое фиктивное вступление в общество верующих выставлялось как благо для них.

Спроси: «Неужели вы учите Бога вашему долгу? Бог знает то, что на небесах и на земле! Бог о всякой вещи знающ!».

Они считают любезностью тебе то, что они смирились.

Скажи: «Не считайте любезностью мне ваше смирение! Конечно, Бог считает любезностью вам то, что Он наставил вас к вере, если вы правдивы!».

Поистине, Бог знает тайное на небесах и на земле! Бог видит то, что вы делаете! (49:16-18)

Несмотря на неприятие знамений Бога, ставить окончательный крест на оппонентах нельзя.

Иной раз, желают те, которые закрылись, стать смиренными. (15:2)

Ведь многие могут искренне заблуждаться, но перед основательными фактами и весомыми примерами найдут силы отказаться от мракобесия. Открывающаяся же перспектива перед смирившимися весьма захватывающая.

Кто смирился своим образом пред Богом и стал добродеющим, тот ухватился за крепчайшую связь. У Бога — результат дел! (31:22)

Кто лучше словами того, кто призывает к Богу, исправляется и говорит: «Поистине, я — смирившийся!». (41:33)

Напротив, судьба отказавшихся смириться пред Создателем весьма незавидна. Ведь никакие оправдания не будут иметь успеха. Поэтому шанс для исправления предоставляется заранее.

Обращайтесь к вашему Господу и смиритесь пред Ним, прежде чем постигнет вас наказание и не будет вам помощи! (39:54)

Отказавшимся от предоставленного шанса никакие оправдания не помогут.

Так, они произнесут смиренно: «Мы не делали зла!».

Им ответят: «Поистине, конечно, Бог знает, что вы делали!  (16:28)

Открывшаяся истина заставит оппонентов признать ее правоту.

Но бросят они им слово: «Поистине, вы ведь — лжецы!». Обратятся они к Богу со смирением и скроется от них то, что они измышляли! (16:87)

Но осознание упущенной возможности приведет лишь к унынию и сожалению.

Ведь их призывали пасть ниц, чтобы они были смирившимися. (68:43)

Только поверившим в знамения и смирившимся пред Богом будет дана наилучшая награда.

Те, которые поверили в Наши знамения и были смиренными, войдите в сад (43:69)