Коран о повиновении
Именем Бога Щадящего, Жалеющего
Поводом для легитимизации внекоранических источников служат знамения, интерпретируемые вне контекста Корана, будучи не собранными в единую тему. Не удосужившись проанализировать Слово Бога, в оправдание своей идеологии, «защитники сунны» легко предоставляют свои доводы в виде следующего отрывка:
Слушайтесь Бога, слушайтесь посланника и берегитесь! Если вы отвернетесь, то знайте, что на Нашем посланнике только ясная передача. (5:92)
В этом месте использован глагол в повелительном наклонении во мн.ч. «атыы,уу», образованное от корня «та,а», что означает «подчиняться, повиноваться, слушаться». В Коране Бог использовал это слово в связи с вестником в 23 случаях, поэтому традиционалисты и продолжают настаивать на том, что необходимо следовать хадисам, т.к. это и есть подчинение Господу, приводя следующий довод:
Кто слушается посланника, тот слушается Бога, а кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем. (4:80)
Предписание содержит более 340 отрывков с прямой речью Мухаммада. Не вызывает никаких сомнений, что следование Богу означает следование посланнику, поэтому, обращаясь к нам, посланник Бога повелел следовать за ним и показал способ:
Скажи: «Если вы любите Бога, то следуйте за мной, тогда Бог возлюбит вас и простит вам ваши провинности, ведь Бог – Прощающий, Жалеющий!» (3:31)
Приглашая следовать за собой, посланник Бога четко указал путь следования, и мы как верующие люди и ПОСЛЕДОВАТЕЛИ Мухаммада просто обязаны его слушаться:
«Поистине, это — мой прямой путь! Так следуйте по нему и не следуйте по другим дорогам, чтобы отделиться вам от Его дороги! Это — для вас завещание, может быть вы остережетесь!» (6:153)
То, что в отрывке имеется в виду именно Коран, открывается в следующем месте:
Мы ниспослали это Предписание благодатным! Так следуйте за ним, может быть вы будете помилованы! (6:155)
Беспристрастный, не затуманенный разум показывает прочитавшему Предписание, что Коран и есть путь, по которому шел вестник, и путь, по которому обязаны идти мы. Однако традиция утверждает, что этот путь – «сунна» посланника, переданная в хадисах. Но вот что сказал своему окружению сам Мухаммад по приказу Бога:
Скажи: «Я не говорю вам, что у меня сокровища Бога! Я не говорю вам, что я знаю тайное! Я не говорю вам, что я — управленец! Я следую исключительно тому, что мне внушено!»
Спроси: «Неужели сравнятся слепой и зрячий?! Так неужели вы не призадумаетесь?!» (6:50)
Когда ты не приводишь им знамение, они говорят: «Почему ты не выбрал его?»
Ответь: «Поистине, я следую за тем, что мне внушено от моего Господа. Это просвещение от вашего Господа, наставление и милосердие для людей верящих!» (7:203)
…Поистине, я следую, исключительно за тем, что мне внушено!… (10:15)
Скажи: «Если я заблудился, то, поистине, заблуждаю самого себя, а если наставлен, то оттого, что внушил мне мой Господь! Поистине, Он — Слышащий, Близкий!» (34:50)
…Поистине, я следую, исключительно за тем, что мне внушено. Поистине, я — исключительно ясно предупреждающий!»… (46:9)
Зачастую смысл этих отрывков искусственно притягивают к словам и деяниям посланника, описанным вне Корана, считая его внушением от Бога. Но как видно из приведенного отрывка, посланнику было внушено только Предписание и он следовал только за ним. И что очень важно, посланник ясно сообщил о том, что ему НЕИЗВЕСТНО знание сокровенного.
Хотелось бы особо отметить, что Мухаммад руководствовался Кораном, запрещая только то, что было предписано Всевышним:
Скажи: «Приходите! Я прочитаю запрещенное вам… (6:151)
Не мог Мухаммад читать своим соплеменникам что-то другое, помимо Корана. Вся логика Корана указывает на единственную миссию посланника Бога – передачу и донесение Предписания людям:
И если они отвернутся, то, поистине, на тебе — ясная доставка. (16:82)
Скажи: «Слушайтесь Бога и слушайтесь посланника, а если отвернетесь, то на нем — то, что возложено на него, а на вас — то, что возложено на вас! Если будете его слушаться, то будете наставлены! На посланнике, исключительно ясная передача!» (24:54)
Если вы сочтете это ложью, то считали это ложью главенства и до вас. На посланнике, исключительно ясное донесение! (29:18)
Слушайтесь Бога и слушайтесь посланника. А если вы отвернетесь, то, поистине, на посланнике Нашем — ясная передача! (64:12)
Если мы внимательно прочитаем перечисленные аяты, то увидим, что суть миссии посланника – это ЯСНАЯ ПЕРЕДАЧА, ИЗЛОЖЕНИЕ (ОТКРОВЕНИЯ, ПОСЛАНИЯ). Мы знаем, что ясным посланием является Коран. Мухаммад передает послание Бога. Поэтому подчинение посланнику означает подчинение ПОСЛАНИЮ, которое он читает людям.
Оправданием законности «сунны» служат следующие предания из внекоранических источников:
«Поистине, ниспослан мне Коран и ему подобное» («хадис» приводится у Абу Дауда).
«Я оставил вам две вещи, после которых вы не заблудитесь, это Книга Аллаха и моя Сунна» («хадис» передан аль-Хакимом в ал-Мустадраке).
Однако Коран однозначно утверждает о недопустимости подобных заявлений и основанных на них убеждений:
Скажи: «Если бы собрались люди и незримые, чтобы дать подобное этой Словесности (Корану), они бы не дали подобного, даже, если бы одни из них были другим помощниками!»
Поистине, Мы подробно изложили людям в этой Словесности (Коране) всякие примеры, но большинство людей желает, исключительно закрытости! (17:88-89)
Пусть приведут, подобный этому, рассказ, если они говорят правду. (52:34)
Выполняя свою миссию, Мухаммад столкнулся с неприятием Предписания, с сопротивлением истине:
Когда читаются им Наши знамения явными доказательствами, ты узнаешь на лицах тех, которые закрылись, непризнание. Они готовы напасть на тех, кто читает им Наши знамения. (22:72)
Не похоже ли поведение критиков, якобы держащихся за Коран, на упомянутых людей?! Вчитайтесь внимательно в следующие Слова Господа:
Это — знамения Бога! Мы читаем их тебе в истине! Так в какой рассказ, после Бога и Его знамений, они поверят? (45:6)