Коран о пище

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Тема потребления пищи всегда была актуальной для людей. Практически во всех верованиях и религиях существуют правила и рекомендации по этой теме.

Согласно Корана, нам употреблять в пищу разрешено все, что не запрещено:

О те, которые поверили! Исполняйте соглашения. Вам разрешены животный скот, за исключением того, что вам прочитается. (5:1)

 

Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам читается. (22:30)

 

А запрещено нам следующее:

 

Поистине, Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что посвящено не Богу. А кто вынужден, не желая возвращаться к этому, то нет греха на нем. Поистине, Бог Прощающий, Жалеющий! (2:173)

 

Запрещены вам: мертвечина, кровь, мясо свиньи, то, что посвящено не Богу, удушенное, больное, упавшее, забоданное, то, что ел зверь, кроме того, что убито вашим зверем, то, что принесено в жертву для идола и доля чего определена стрелами... (5:3)

 

Скажи: «В том, что внушено мне, я вижу запрет употребления в пищу мертвечины, либо пролитой крови, либо мяса свиньи и того, что посвящено не Богу! Поистине, это – мерзость и отступничество! А кто вынужден, не в преступлении и вражде, то поистине, Господь твой – Прощающий, Жалеющий!". (6:145)

 

Поистине, Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что посвящено не Богу! Но кто был вынужден съесть запретное, не желая и не возобновляя, то, поистине, Бог - Прощающий, Жалеющий! (16:115)

 

Любому читателю запреты довольно очевидны. Как мы видим, их не так уж и много. Но я хотел бы уточнить один момент. Существуют традиционные представления в степени запрета. Я имею ввиду запрет на потребление полностью свинины. Однако, если внимательно посмотреть, то запрет идет не на свинину как таковую, а лишь на мясо свиньи. Такое утверждение конечно вызывает недоумение, но подобные прецеденты в Коране уже были с иудеями:

 

Иудеям Мы запретили всех, обладающих когтями, а из коров и овец Мы запретили жир, кроме того, что они носят на спинах или во внутренних органах или того, что смешалось с костями…(6:146)

 

Перед нами пример того, что Бог запрещает лишь часть животного для потребления. Это доказывает, что Бог не спроста указывает на конкретные части животного. Если Бог ясно предписывает не употреблять конкретную часть животного, то так мы и должны действовать и приписывать Богу лишний запрет не имеем право. Бог ведь мог запретить всю свинью, однако, во всех отрывках о запрете мы видим четкое указание на запрет именно мяса свиньи, а значит остальные части свиньи не подпадают под запрет, как это было показано на примере запрета иудеям.

Если мы проследим описание человека или животных в разных ситуациях, то обнаружим, что Бог часто описывает органы и части тела по отдельности: кожа, кости, мясо, жир, глаза и т.д.

Получается, что нам разрешено в пищу все, что не запрещено, но ведь существуют же животные, которые ядовиты, не пригодны к употреблению. Как поступать в отношении их?

 

Так питайтесь из того, чем вас наделил Бог, разрешенным и здравым! Будьте признательны благодеянию Бога, если вы Ему служите! (16:114)

 

Кушайте здравое из того, чем Мы наделили вас, но не переходите границы в этом, а то вызовите Мое недовольство вами. Кто вызовет Мое недовольство - погибнет! (20:81)

 

Спрашивают тебя: "Что дозволено?".

Ответь: "Дозволено вам все здравое и то, чему вы научили хищных птиц, как собак, которых вы учите тому, чему научил вас Бог. Ешьте же то, что они схватят для вас и поминайте над этим имя Бога. Бойтесь Бога, поистине, Бог скор в расчете!"… (5:4-5)

 

Нам наглядно предписано употреблять здравую пищу, что автоматически исключает из рациона опасные и вредящие здоровью ингредиенты. Каждый в этом случае должен сам себе определить, что ему стоит потреблять в пищу, а от чего надо отказаться.

Были показаны запреты касаются животных, живущих на на земле. А что сказано о водных и морских обитателях?

 

Вам дозволена морская добыча. Эта пища полезна вам и путникам...(5:96)

 

Как такового запрета на морских животных в Коране нет. Мы лишь можем применить в отношении них положение о здравости.

Непосредственно при потреблении пищи в Коране есть правило - потреблять пищу необходимо с поминанием имени Бога:

 

Что с вами, вы не кушаете то, над чем упомянуто имя Бога? Поистине, уже было подробно разъяснено вам, что запрещено, за исключением случая, когда вы вынуждены! Поистине, в большинстве своем они сбились по страсти, без знания! Поистине, Господь твой лучше знает преступивших! (6:119)

 

Не кушайте то, над чем не упомянуто имя Бога! Поистине, ведь это – отступничество! Поистине, ослушники внушают своим покровительствуемым, чтобы они спорили с вами! Если вы их послушаетесь, то тогда вы ведь станете устраивающими причастных Богу! (6:121)

 

В этом моменте существуют разногласия. Многие при покупке мяса на рынке или в магазине, спрашивают, было ли упоминание Бога при закалывании животного или нет. Такой вопрос как раз мотивируется вышеприведенным предписанием. Однако, если мы будем внимательны и поразмыслим, то обнаружим, что поминание Бога непосредственно перед употреблением пищи достаточно. Даже если человек не упомянул имя Бога при закалывании животного, это не является поводом для отказа в приобретении этого мяса. Мы можем спокойно помянуть Бога перед потреблением и не нарушим предписание. Мы можем сомневаться только в том мясе, которое было зарезано в честь какого-нибудь, помимо Бога. Вот в этом случае, конечно же необходимо интересоваться был ли такой прецедент или нет.