Речь Мухаммада в Коране. Часть 8

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Увещевание

Предупреждение

Каждый человек опирается на какую-либо установленную для себя истину. Он может не слишком ее придерживаться, но без нее никто не может существовать.

Коран претендует на единую универсальную истину для всех людей.

Скажи: «О люди! К вам явилась истина от вашего Господа. А кто наставлен, то, поистине, тот наставлен для самого себя, а кто собьется, тот сбивает самого себя! Я не являюсь вашим попечителем!». (10:108)

Истина – некий вектор действий, который предназначен для достижения положительного результата. Неправильно выбранный путь-вектор не может привести к желаемому.

Скажи: «Возвестить ли мне вам про потерпевших наибольший убыток в делах, тех, стремление которых заблудилось в жизни ближней, а они считают, что они хорошо делают? (18:103-104) 

Скептическое отношение к предлагаемой истине привело к пожеланию таким людям убедиться в угрозах Бога.

Скажи: «Тому, кто находится в заблуждении, пусть Щадящий продлит срок»…(19:75)

Скажи: «Каждый выжидает и вы выжидайте, а потом узнаете, кто присоединился к прямому пути и кто наставлен!». (20:135) 

Ответь: «Вам обещан день, час которого, вы не сможете задержать и, не можете попросить представить!». (34:30)

Тем же, кто осознал ошибочность своего воззрения, понял греховность своих дел, было дано утешительное послание.

Скажи: «О, слуги, которые излишествовали против самих себя, не отчаивайтесь в милости Бога! Поистине, Бог прощает провинности полностью! Поистине, Он — Прощающий, Жалеющий! (39:53)

Это было справедливо и для ярых оппонентов Мухаммада, тех, которые отвергали ниспосланные знамения Предписания.

Скажи тем, которые закрылись, если они удержатся, им будет прощено то, что было прежде, а если возобновят, то изначальный закон продолжается. (8:38)

Отрицание знамений не приводит к «репрессиям» Господа, Он оставляет человека при его мнении и дает время для обдумывания. Но, к сожалению, в основном все доводы в адрес отрицающих знамения бесполезны. Поэтому верующим ничего не остается делать, кроме как оставить таких людей в покое и ждать.

Скажи: «Посмотрите, что на небесах и на земле!». Но бесполезны знамения и предупреждения людям, которые не верят! Неужели они ждут исключительно подобное дням тех, которые прошли до них?

Скажи: «Ждите, поистине, я с вами ожидаю!». (10:101-102)

Скажи тем, которые не верят: «Делайте по своей возможности, мы тоже будем действовать! Выжидайте, мы тоже выжидаем!». (11:121-122)

Напоследок необходимо лишь донести предупреждение о Дне Долга, когда осознание правды откровения ни в чем не поможет.

Ответь: «Когда начнется этот день, бесполезной окажется вера закрывшихся! Не будет им отсрочки!». (32:29)

Смысл отрицания заключается в неверии предоставляемой информации, в обвинении ее в лживости. Такое поведение в истории не ново, на это и обращал внимание Мухаммад по повелению Творца.

Скажи: «Попутешествуйте по земле, затем посмотрите какое было последствие для считающих ложью!». (6:11)

Обвинение во лжи – тяжкий проступок, итогом чего может быть лишь несчастье.

Скажи: «Поистине, те, кто измышляют на Бога ложь, не будут иметь успеха!». (10:69)

Однако и в данном случае верующим ничего не остается, как оставлять таких в покое и ждать.

Ответь: «Поджидайте! Поистине, я с вами поджидаю!». (52:31)

А ожидание не в пользу обвиняющим во лжи. Решение в День Долга будет жестким.

Скажи: «Поистине, первые и последние, ведь будут собраны к дню определенного срока! Затем, поистине, о вы — заблудшие, считающие ложью ведь будете кушать от дерева, заставляющего глотать. Вы будете набивать ими животы и запивать их кипятком, запивать жаждой питья! (56:49-55)

В основе сопротивления посланнику лежит пантеистическое мышление и представление и мироздании.

Установили они Богу равных, чтобы сбить с Его пути.

Скажи: «Пользуйтесь, но, поистине, исход ваш — в огонь!». (14:30)

О пагубности и гибельности такого воззрения Мухаммад предупреждал соплеменников опять-таки с помощью уроков истории.

Скажи: «Походите по земле и посмотрите, каков был результат у преступников!». (27:69)

Скажи: «Путешествуйте по земле и посмотрите, каков был конец тех, которые были раньше! Большинство их было устраивающими Богу причастных!». (30:42)

Если они отстранятся, то скажи: «Я предупреждаю вас о молнии, подобной молнии постигший народы Ада и Самуда!». (41:13)

Несерьезное отношение к предупреждениям выражалось в требовании предъявить наглядно результаты угроз. Ответ был следующим:

Ответь: «Может быть, идет вслед за вами часть того, с чем вы торопите!». (27:72)

Несомненность приводимых доводов для самого вестника строилась на убеждении неотвратимости появления знамений Бога перед абсолютно всеми людьми.

Скажи: «Слава Богу! Он покажет вам Свои знамения и вы узнаете их!».

Господь твой не беспечен к тому, что вы делаете! (27:93)

Отправной точкой для убеждения был факт неминуемой смерти. Ведь это та грань сознания, которая влияет на осмысление всего окружающего и будущего.

Cкажи: «Упокоит вас управленец смерти, которому вы поручены. Потом вы к вашему Господу будете возвращены!». (32:11)

Они говорят: «Поистине, это — явное колдовство! Неужели, когда мы умрем и станем костьми, неужели мы воскреснем и наши древние отцы?». 

Ответь: «Конечно, вы будете сохранены!». (37:17-18)

А иначе и быть не может, ведь само по себе отрицание знамений не имеет основы, а в экстремальной ситуации такие люди, не раздумывая, обращаются к своему Создателю.

Когда касается человека вред, он взывает к своему Господу, моля о помощи Его! Затем, когда предоставляется ему благодеяние от Него, он забывает то, что взывал раньше к Нему и устанавливает Богу равноправных, чтобы сбить с Его пути.

Скажи: «Пользуйся своей закрытостью немного, ты ведь из обитателей огня! (39:8)

Такое поведение оценивается достойным лишь огня, виной чего является сам человек. Но самым прискорбным является то, что своим примером он сбивает и свою семью с верного пути, которая, приняв заблуждение как истину, попадает вместе с ним в Ад.

 Скажи: «Поистине, потерпели убыток в день предстояния те, которые нанесли ущерб себе и своим семьям! О, это — явный убыток! (39:15)

Устраивание причастных Всевышнему приводит к несоблюдению предписаний и неверию в будущую жизнь.

Горе устраивающим причастных Богу, не дающим обеляющий расход и закрывшимся от последней жизни! (41:6-7)

Но существуют люди, вера которых не отрицает Бога и Его некогда ниспосланного Предписания, это – иудеи.

Многие иудеи не восприняли Коран как божественное Предписание, при этом утверждая, что они являются приближенным к Богу народом.

Скажи: «О иудеи! Если вы утверждаете, что вы — близки к Богу, помимо людей, то пожелайте смерти, если вы правдивы!».

Но они не пожелают смерти никогда оттого, что приготовили их руки. Бог знает мракобесов!

Скажи: «Поистине, смерть, от которой вы убегаете, встретит вас. Затем, вы будете возвращены к знающему сокровенное и явное. Он известит вас о том, что вы делали!». (62:8)

Предупреждения касались не только оппонентов Мухаммада, но были обращены и к его последователям.

Скажи: «Если ваши отцы, сыновья, братья, супруги, род, приобретенный достаток, торговля, в которой вы боитесь застоя, жилье, которым вы довольны, более любимо вам, чем Бог, Его посланник и борьба на Его пути, то выжидайте, когда придет Бог со Своим делом. Поистине, Бог не наставляет отступников!». (9:24)

Предупреждения в основном касались поведения во время военных конфликтов, ведь именно в экстремальных ситуациях вера проходит испытание на прочность.

Скажи оставленным из арабов: «Вы призовут против народа, обладающего крепкой силой. Вы будете, либо сражаться с ними, либо они смирятся. Если вы будете слушаться, тогда Бог дарует вам хорошую награду, а если отвернетесь, как отвернулись раньше, Он накажет вас мучительным наказанием!». (48:16)

Подобные ситуации обнажают истинное нутро декларативно принявших веру людей – лицемерие. Лицемерие в силу своей трусости и порочности проявляет себя особенно ярко во время военных действий.

Скажи: «Ваше бегство бесполезно, если вы бежите от смерти или от убийства! Тогда вы попользуетесь, лишь немного!».

Спроси: «Кто обезопасит вас от Бога, если Он пожелает вам зла или пожелает вам милосердия?». Они не обнаружат, помимо Бога, ни покровителя, ни помощника! (33:16-17)

Как видно, предупреждения адресованы всем людям, независимо от их веры или неверия.