Речь Мухаммада в Коране. Часть 6

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

  

Полемика с пантеистами

Вера в Бога в среде многобожников присутствовала всегда. Представление о главном Творце было присуще им изначально. Поэтому полемика с ними начиналась с обращения внимания язычников к главной теме – Создателю.

Спроси: «Кто наделяет вас уделом с неба и земли? Или — кто управляет слухом и зрением? Кто выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого? Кто управляет делом?».

И они ответят: «Бог».

И спроси: «Неужели вы не остережетесь?! Это — Бог ваш, Господь ваш истинный! Так что, после истины, кроме заблуждения? До чего же вы отвращены! (10:31-32)

Целью полемики было определение сфер влияния Господа на них, ведь это было важно для дальнейшего апеллирования доводами.

Спроси: «Кому принадлежит земля и кто на ней, если вы знаете?».

Они ответят: «Богу».

Скажи: «Неужели вы не опомнитесь?».

Спроси: «Кто Господь семи небес и Господь великого пребывания?».

Они ответят: «Бог».

Скажи: «Неужели вы не остережетесь?».

Спроси: «У кого в руке власть над всякой вещью? Он помогает, а не Ему помогают, если вы знаете!»

Они ответят: «Бог».

Спроси: «Так каким образом вы околдованы?». (23:84-89)

Положительные ответы пантеистов на вопросы были продиктованы не основательными знаниями, а принятой традицией того времени. У мировоззрения многобожников не было письменно зафиксированного источника знаний.

Ведь если ты их спросишь, кто низвел с небес воду и оживил ею землю после ее смерти, они ведь непременно ответят: «Бог!».

Скажи: «Слава Богу!». Конечно, большинство из их не разумеет! (29:63)

Они декларировали о Боге не с позиции размышления или знаний, а с позиции принятого мнения.

Поистине, если ты их спросишь: «Кто сотворил небеса и землю?», они ведь непременно ответят: «Бог!».

Скажи: «Слава Богу!». Конечно, большинство их не знает! (31:25)

Проблема состояла в сути деятельности высших сил. Арабы верили, что наряду с Творцом, действуют дополнительные автономные силы.

Так оправдалось Слово Господа твоего над теми, кто отступился! Поистине, они не верят!

Спроси: «Ваши ли причастные создают творение, а затем возобновляют его?».

Скажи: «Бог создает творение, а затем возобновляет его!». Таким образом, они наговаривают!

Спроси: «Ваши ли причастные наставляют на истину?»… (10:33-35)

Обращение к разуму и логике было важнейшим этапом увещевания многобожников.

Ведь если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?», они непременно ответят: «Бог!».

Спроси: «Неужели вы не видите тех, кого вы призываете, помимо Бога? Если Бог захочет навредить мне, смогут ли они избавить от Его вреда? Или, если Он захочет оказать мне милость, они ли смогут удержать Его милость?!».

Скажи: «Достаточно мне Бога! На Него полагаются полагающиеся!».

Скажи: «О народ мой, делайте по вашей возможности! Поистине, я делаю, а вы узнаете, к кому придет позорное наказание и кто ожидает основное наказание!». (39:38-40)  

Упорство в догмах, «зомбированная» сущность соплеменников Мухаммада не давала им принять истину и выйти из тупика ведь вся жизнь язычников была пронизана различными суевериями.

«Запрещены восемь пар: две овцы, две козы, два верблюда и две коровы».

Спроси: «Самцы или самки запрещены? А также, что касается в утробах самок, сообщите мне со знанием, если вы правдивы? Или вы были свидетелями, когда это завещал Бог? Так кто более мрачен, чем тот, кто измыслил на Бога ложь, чтобы сбить людей без знания?! Поистине, Бог не любит мракобесов!».

Скажи: «Я не нахожу в том, что внушено мне запрета употребления в пищу, за исключением мертвечины, либо пролитой крови, либо мяса свиньи и того, что посвящено не Богу, ведь это — мерзость и отступничество! А кто вынужден, не в преступлении и вражде, то поистине, Господь твой — Прощающий, Жалеющий! (6:143-145)

Оковы традиции крепко держали в своих «клещах» сознание пантеистов. Освободиться от них мог помочь только разум. Для работы разума и были приведены следующие логические доводы.

Есть ли у них ноги, на которых они ходят? Или у них есть руки, которыми они хватают? Или у них есть глаза, которыми они видят? Или у них есть уши, которыми они слышат?

Скажи: «Призовите ваших причастных Богу, а затем ухищряйтесь против меня и не предоставляйте мне отсрочки. Поистине, покровитель мой — Бог, который низвел Предписание! Он покровительствует исправляющимся! Те, кого вы призываете помимо Бога, не могут помочь вам и себе!». (7:195-197)

Мухаммад доходчиво объяснял ошибку соплеменников в их вере. Ведь они считали управленцев Господа причастными Ему.

«Неужели Он — тот, кто стоит над каждой личностью, с тем что она приобрела?», -спрашивают они. Они установили в причастных Богу.

Скажи: «Назовите их, или сообщите Ему то, чего Он не знает на земле, или подкрепленные слова!».

Конечно, разукрашена тем, которые закрылись, их хитрость. Отклонены они от пути! А кого сбивает Бог, тому нет наставника! (13:33)

Обращение к разуму и предопределило просьбу о доказательствах, ведь они предполагают реализацию мыслительной деятельности.

Или они взяли, помимо Него, других богов?

Скажи: «Дайте ваши доказательства! Это — напоминание тем, кто со мной, и о тех, кто до меня. Конечно, большинство их не знает истины и они уклоняются!». (21:24)

Кто впервые начал творение, а потом возобновляет его? Кто наделяет вас с неба и земли? Неужели божество вместе с Богом?».

Скажи: «Дайте ваше доказательство, если вы говорите правду!».

Скажи: «Знает скрытое в небесах и на земле, исключительно Бог! Не знают они, когда будут воскрешены!». (27:64-65)

Страх перед ответственностью диктовал отрицание воскресения. Доктрина пантеизма не содержала понятия «предъявление счета за все содеянное».

Ответь: «Будь вы камнями, или железом, или тварью, которая велика в ваших помыслах, будете воскрешены!».

А они спросят: «Кто же вернет нас?».

Ответь: «Тот, который создал вас в первый раз!».

Так, они опустят свои головы перед тобой и спросят: «Когда это?».

Ответь: «Возможно, это уже близко!». (17:50-51)

Откровение о Дне Долга никак не вписывалось в мировоззрение многобожников. Для самоуспокоения ими было выдвинуто положение о заступничестве своих причастных, что, естественно, не имело под собой никаких оснований.

Неужели они взяли помимо Бога заступников?

Спроси: «А если бы они не владели ничем и не разумели?».

Скажи: «Богу принадлежит все заступничество. Ему принадлежит власть над небесами и землей, потом к Нему вы будете возвращены!». (39:43-44)

Корректировке полежало воззрение на иерархию сакральной власти. Основой единобожия является признание единственного источника влияния и принятия решений – Творца. Все, к чему апеллируют люди, помимо Бога, не имеет никакого «веса» в судьбе человека.

Скажи: «Призывайте тех, о ком вы утверждаете, помимо Бога! Они не владеют и весом пылинки на небесах и в земле! Нет у них там участия! Нет у Него среди них помощника! Полезным, пред Ним, будет заступничество, исключительно от того, кому Он позволит!

Так, когда страх будет удален от их сердец, то они спросят: «Что сказал ваш Господь?».

Ответят: «Истину, ведь Он — Возвышенный, Великий!».

Спроси: «Кто наделяет вас с неба и земли?».

Ответь: «Бог! Поистине, мы или вы, либо наставимся, либо будем в явном заблуждении!».

Скажи: «Вас не спросят о том, что мы преступили, и нас не спросят о том, что вы делаете!».

Скажи: «Соберет нас Господь наш, а потом раскроет между нами истину! Он — Открывающий, Знающий!».

Скажи: «Покажите мне тех, которых вы наделили правом быть причастными Богу!». Так нет! Конечно Он — Бог- Всемогущий, Мудрый!». (34:22-27)

«Неудобство» Предписания привело к простому огульному обвинению в лживости приведенных посланником знамений.

Скажи: «У меня есть ясные доказательства от Господа, но вы считаете их ложными. Не у меня то, с чем вы меня торопите. Поистине, разбирательство принадлежит, исключительно Богу! Он излагает истину, ведь Он лучший из подробно разъясняющих!». (6:56-57)

А если тебя считают лжецом, то скажи: «Господь ваш обладает всеохватывающей милостью! Не отклонится сила Его от народа преступного!». (6:147)

Пантеистам не оставалось ничего, кроме оправдания себя посредством традиции предков.

Скажут те, кто устраивал причастных Богу: «Если бы Бог желал, ни мы и не отцы наши не устраивали бы ему причастных и ничего бы не запрещали!». Таким же образом лгали те, кто был до них, пока не вкушали Нашей силы!

Скажи: «Если есть у вас что-либо из знания, то приведите их нам! Поистине, вы следуете исключительно за предположением, поистине, вы лишь выдумываете!». 

Скажи: «Полноценная аргументация принадлежит Богу и если бы Он пожелал, Он бы вас всех наставил!».

Скажи: «Давайте сюда ваших свидетелей, которые свидетельствуют, что Бог это запретил!». А если они засвидетельствуют, то ты не свидетельствуй с ними. Не следуй страстям тех, которые считают ложью Наши знамения, которые не верят в последнюю жизнь и которые устраивают Господу равных! (6:148-150)

Господь ясно дал понять, что ни традиция, ни культурное наследие не могут служить доводом и оправданием своей идеологии и, соответственно, поведении.

Единственным истинным ориентиром может служить Предписание Бога, в нашем случае – Коран.

Скажи: «Приходите! Я прочитаю запрещенное вам, чтобы вы не устраивали ни чего в причастные Богу!

— «С родителями обращайтесь хорошо! Не убивайте ваших детей из-за бедственного положения, Мы наделим вас и их! Не приближайтесь к явным и скрытым чрезмерностям! Не убивайте запрещенную Богом личность, за исключением права на это!».

Вот вам Его завещание, может быть вы поразмыслите.

«К достатку сироты приближайтесь только наилучшим намерением, пока он не достигнет зрелости! Полностью соблюдайте меру и вес согласно соразмерности! Мы возлагаем на личность только по ее возможности! Когда вы говорите, то соблюдайте справедливость даже если это будут близкие родственники! Полностью выполняйте взятое обязательство пред Богом!

Это для вас Его завещание, может быть вы задумаетесь! Поистине, это — мой прямой путь! Так следуйте по нему и не следуйте по другим дорогам, чтобы отделиться вам от Его дороги! Это для вас завещание, может быть вы остережетесь!». (6:151-153)

В бесперспективности своих доводов многобожники прибегли к хитрости, не отказавшись формально от веры в Бога, но отказавшись от предлагаемых предписаний, опираясь при этом на другое знамение.

Поклялись они Богом, тяжелой для них клятвой, что если явится им знамение, то они непременно поверят ему!

Скажи: «Поистине, знамения у Бога, но когда они явились, они не воспринялись вами как знамения!».

Они не поверили. (6:109) 

Обреченность на неприятие откровений Творца обусловлено «мрачным» внутренним состоянием оппонентов Мухаммада. Их естество не приемлело «света» в своем «темном царстве».

Скажи: «Если бы у меня было то, с чем вы торопите, то ведь было бы решено дело между мной и вами. Бог лучше знает мракобесов!». (6:58)

Скажи: «О люди! Делайте по своей возможности, поистине, и я буду делать! И вы узнаете, у кого, в последствии, какое будет жилище! Поистине, не будет успеха у мракобесов!». (6:135)

Спроси: «Видели ли вы ваших причастных, к которым взываете помимо Бога? Покажите, что они сотворили на земле? Или у них есть участие на небесах? Или Мы даровали им Предписание и им стало ясно от него?». Поистине, конечно мракобесы обещают друг другу, исключительно самообольщение! (35:40)

Проблема пантеистов состояла в том, что устраивание причастных Богу выражалось в служении им. Монотеизм же предлагает служение лишь Творцу и отказ от других объектов служения.

Скажи: «Мне запрещено служить тем, к кому вы взываете помимо Бога!».

Скажи: «Я не последую вашим страстям, ведь тогда я оказался бы сбившимся и не был бы среди наставленных!». (6:56)

Они служат наряду с Богом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы.

Они говорят: «Они — наши заступники перед Богом».

Спроси: «Неужели вы возвещаете Богу такое на небесах и на земле, чего бы Он не знал?!». Бесконечно далек Он и превыше тех, кого вы устраиваете Ему в причастные.  (10:18)

Спроси: «Так неужели не Богу вы повелеваете служить мне, о невежды?!». (39:64)

Скажи: «Поистине, я удержан от служения тем, кого вы призываете помимо Бога, после того как пришли ко мне явные доказательства от моего Господа. Приказано мне смириться пред Господом миров!». (40:66)

Но даже в таком важном моменте право на выбор соблюдается и не приводит к необоснованной конфронтации. Напротив, какие бы взгляды человек не имел, у верующих должно превалировать мирное отношение.

Так прости им и скажи: «Мир!», а потом они узнают! (43:89)

Схожесть мотивов в поведении связывает все поколения. В среде мусульман с формальным отходом от язычества существует доктрина о следовании за «мудрецами», традицией и преданиями. Что можно на это ответить? Только словами Мухаммада из Корана.

 Скажи: «Бог наставляет на истину. Кто имеет больше прав, чтобы за ним следовали? Тот, кто наставляет