Речь Мухаммада в Коране. Часть 4
Именем Бога Щадящего, Жалеющего
Полемика с обладателями Предписания
В чем заключается обособление учения? В ее исключительности. Признаки же такого положения и его условия разрабатываются «духовными» лицами. Навязываемые догмы определяют правоту только лишь их видения правильного пути. Считается, что следование предлагаемой дороге служит залогом успеха.
Узурпировав право на определение истины, обладатели Предписания разделились и стали оппонирующими сторонами. В пику свершившемуся факту Бог ниспослал Коран, где отразилась полемика Мухаммада с иудеями и христианами. Ответом на их постулаты было следующее.
Скажи: «Если исключительно для вас последнее жилище у Бога, помимо других людей, то пожелайте смерти себе, если вы правдивы!». (2:94)
Большинство известных вестников считаются иудеями, в связи с этим активными оппонентами Мухаммада были апологеты Танаха, которые считают себя избранными Господом.
Скажи: «О иудеи! Если вы утверждаете, что вы — близки к Богу, помимо людей, то пожелайте смерти, если вы правдивы!». (62:6)
Упорство в своих воззрениях привело к религиозному противостоянию «жрецов» с посланником. На это было ниспослано следующее предписание.
А кто будет препираться с тобой об этом после того, как пришло к тебе знание, то скажи: «Приходите, призовем наших детей и ваших детей, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, потом воззовем и направим проклятие Бога на лжецов!». (3:61)
Проклятие само по себе – вещь серьезная, поэтому этот метод вкупе с собранием близких людей был рассчитан на поиск декларируемых доказательств. Речь не шла о навязывании своего образа жизни, а о предоставлении доводов из Предписания.
Спроси: «Неужели вы будете спорить с нами о Боге? Ведь Он наш и ваш Господь. Нам — наши дела, а вам — ваши дела. Мы Ему преданны!».
Или вы утверждаете, что Ибрахим (Авраам), Исмаил, Исхак (Исаак), Якуб (Яков) и последующие поколения были иудеями или христианами?
Спроси: «Вы лучше знаете или Бог?».
А кто «мрачнее» того, кто скрыл у себя свидетельство от Бога? Ведь Бог ничего не упускает из ваших действий. (2:139-140)
Опора напрямую на Предписание развеивала человеческие наросты в виде самоназваний и обрядов. Подробнее тема самоназваний раскрыта в статье «Коран о самоназваниях». Прежние же Предписания, без интерпретаций, имеют с Кораном одну основу и не противоречат друг другу. Исходя из этого, стал логичным призыв обладателей Предписания к общему знаменателю.
Скажи: «О, обладатели Предписания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не служить никому, кроме Бога, никого не устраивать Ему причастных, чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Бога!». А если они отвернутся, то скажи: «Засвидетельствуйте, что мы — смирившиеся!». (3:64)
«Элита» сразу поняла силу влияния Корана и в срочном порядке обратилась к своим адептам, дабы они не вышли из их системы, об игнорировании коранических предписаний путем опоры только на свое учение.
«Верьте только тому, кто следует вашей обязанности пред Богом!».
Ответь: «Поистине, это Наставление! Наставление Бога и то, что дано — одно, на подобии, данному вам!». Или они станут препираться с вами пред вашим Господом? Скажи: «Поистине, предпочтение в руке Бога. Он дает кому пожелает! Поистине, Бог — Объемлющий, Знающий! Он наделяет Своей пощадой кого пожелает. Бог — обладатель великого предпочтения!». (3:73-74)
Выстроенная система охватывала все сферы жизни человека. Для большего воздействия были разработаны правила принятия пищи, которые вмещали в себя разрешенные и запрещенные виды еды, отсутствующие в Предписании.
Всякая пища была дозволена детям Израиля, кроме той, которую Израиль запретил самому себе до ниспослания Таурата (Торы).
Скажи: «Так принесите Таурат (Тору) и прочтите его, если вы правдивы!». Кто измыслил на Бога ложь после этого, те – мракобесы!
Скажи: «Правда Бога! Так следуйте склонившейся общине Ибрахима (Авраама), ведь он не был устраивающим Богу причастных! (3:93-95)
Личное решение, пусть даже посланника к Израилю, не имела божественной силы закона для верующих.
Бывало, что дискуссия переходила от главных тем к второстепенным. Но такие вопросы предпочтительней было подробно не обсуждать.
Скажут они: «Трое, а четвертый у них — пес!», а также говорят: «Пять, а шестой — пес!» и говорят: «Семь, а собака восьмая!». Они строят догадки.
Скажи: «Господь мой лучше знает число их. Знают их, исключительно мало!».
Так не подражай им, если не пойдет на явную пользу и не будь в одном ряду ни с кем из них! (18:22)
Противодействие восприятию знамений Господа и попытка искажения их смысла вызвали негативную реакцию Всевышнего.
Скажи: «О, обладатели Предписания! Почему вы закрываетесь от знамений Бога, ведь Бог свидетель о том, что вы делаете?».
Скажи: «О, обладатели Предписания! Почему вы отклоняете от дороги Бога тех, кто поверил, стремясь его искривить, свидетельствуя? Поистине, Бог не пренебрегает тем, что вы делаете!». (3:98-99)
Обращаясь к совести «руководства» обладателей Предписания, Мухаммаду было предписано напомнить об итоге нарушения повеления Творца на примере нарушителей субботы.
Спроси: «О, обладатели Предписания! Неужели вы мстите нам только за то, что мы поверили Богу, тому, что было низведено нам и тому, что было низведено раньше? Поистине, большинство из вас — отступники!».
Спроси: «Возвестить ли мне вам о дурнейшем вознаграждении Бога тому, кого проклял Бог и кем был недоволен? Установил из них обезьян и свиней из тех, кто служил произволу. Эти в дурном по месте и более сбившиеся с ровного пути!». (5:59-60)
В полемике с христианами самым непримиримым вопросом является утверждение о божественной сущности Иисуса. Здесь Всевышний обратился через посланника к логическому размышлению.
Поистине, закрыты те, которые говорят, что помазанник, сын Марьям (Марии) — Бог.
Спроси: «Кто властен чем-нибудь от Бога, если Он захочет погубить помазанника, сына Марьям (Марии), его мать и всех, кто на земле?».
Богу принадлежит власть над небесами и землей, и над тем, что между ними. Он творит то, что желает! Поистине, Бог над всякой вещью мощен! (5:17)
По этому поводу «духовники» противопоставляют догмат о том, что логика в вере неуместна.
В главном вопросе были необходимы все виды доводов, ведь доктрина единородства с Создателем была неприемлема для Творца.
Скажи: «Если у Щадящего есть ребенок, то я первый из служащих ему!». (43:81)
В стремлении подвести общий знаменатель в полемике Мухаммад сделал следующее, предписанное Богом, заявление.
Если они станут препираться с тобой, то скажи: «Я смирился своим образом перед Богом и те, кто за мной последовали!».
Скажи тем, кому даровано Предписание и неискушенным: «А вы смирились?». Если они смирились, то они наставились, а если они отвернулись, то ведь на тебе лишь передача. Бог видит Своих слуг! (3:20)
Сутью обращения к обладателям Предписания был призыв к покорности Богу, основой которой является само Предписание, а не считающиеся боговдохновенными историко-человеческие источники.