Речь Мухаммада в Коране. Часть 3
Именем Бога Щадящего, Жалеющего
Примером отношений для современных верующих служат данные Мухаммаду предписания для руководства своими последователями.
Когда приходят к тебе верующие, то говори им: «Мир вам!»
Предписал Господ ваш Себе милость! Кто сделает злодеяние по невежеству, а затем раскается и исправит, то ведь в таком случае, Он — Прощающий, Жалеющий! (6:54)
Не является новостью, что пантеисты-арабы того времени, да и вообще, большинство населения на земле, верили в Творца всего сущего. В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что в данном месте описываются люди, верующие именно в знамения Бога.
Вера в знамения Господа переориентировала обращение от вымышленных причастных Ему к истинному Богу.
Скажи: «Призывайте Бога или призывайте щадящего! Как бы вы ни призывали Его, у Него — прекрасные имена!».
Не совершай свою молитвенную связь громко и не совершай ее скрыто, а стремись к пути между этим! (17:110)
Сами по себе зов и мольба продиктованы нуждой и поиском поддержки. Самыми оптимальными образцами для верующих, конечно же, служат примеры обращения вестника.
Скажи: «Господи! Введи меня входом правды и выведи меня выходом правды! Установи мне от Тебя распоряжение в помощь!»
Скажи: «Явилась истина и исчезла напраслина! Поистине, напраслина — исчезающая!». (17:80-81)
Несомненно, что под истиной, перед которой не устояла ложь, подразумевается Слово Бога. Предписание предназначено для просвещения невежественных в мироощущении людей. Но отрывочная информация не дает полной картины для оценки, поэтому вестнику было дано предписание о полном донесении сведения.
Превыше всех Бог, Царь истинный! Не торопись со Словесностью (Кораном) до того, как будет тебе повеление внушить его и говори: «Господь мой! Умножь мое знание!». (20:114)
О никакой самоуспокоенности не могло идти и речи. Творец стимулировал посланника к самосовершенствованию через знания.
Божественные знания давали видение вероятности будущего, что обусловило следующий зов.
Скажи: «Господи, если Ты покажешь мне то, что им обещано, то Господи, не устанавливай меня с мракобесами!». (23:93-94)
Мухаммад не считал себя свободным от просьб о прощении за себя. Установку об обращении к милости Всевышнего он получил Бога.
Скажи: «Господи, прости и пожалей! Ты — лучший из жалеющих!». (23:118)
Как и все мы, посланник проходил испытания в этой жизни. Он не был застрахован от искушения и наущения ослушников, к защите от которых он прибегал к Создателю.
Скажи: «Господи, я ищу защиты у Тебя от подстрекания ослушников! Я ищу защиты у Тебя, Господи, от их проявления!». (23:97-98)
Скажи: «Я прибегаю к Господу людей!
Царю людей!
Божеству людей!
От зла наущения скрывающегося из незримых и людей, наущающего помыслы людей! (114:1-6)
Это же касалось и просьбы защитить от колдовских сил.
Скажи: «Я прибегаю к Господу рассвета!
От зла того, что сотворено!
От зла затмевающих сумерков!
От зла плюющих на узлы!
От зла зависти завистников! (113:1-5)
Полемика по самой главной теме – единобожию – непрерывно сопровождалось указаниями Бога, которая сопровождалось возвеличиванием Всевышнего.
Скажи: «Слава Богу, который не брал Себе ребенка!
Не было у Него причастных во власти!
Не было от Него покровителя от унижения!».
Возвеличивай Его величественно! (17:111)
Искренняя признательность и осознание истинного величия Творца проявилась у Мухаммада в восхвалениях Господа.
Скажи: «О Боже, Владыка власти! Ты даешь власть, кому пожелаешь и отнимешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого желаешь и унижаешь, кого желаешь. В Твоей руке — благо! Поистине, Ты над всякой вещью мощен! Ты вводишь ночь в день и вводишь день в ночь. Ты выводишь живое из мертвого и выводишь мертвое из живого. Ты наделяешь кого пожелаешь, без счета!». (3:26-27)
Посланник Бога неустанно обращался к Создателю и воспринимал как должное любое развитие событий.
Скажи: «О Бог! Создатель небес и земли! Знающий скрытое и явное! Ты разберешься между Твоими слугами в том, в чем они расходятся!». (39:46)
Ведь он понимал истинную суть Творца.
Скажи: «Он — Бог — Один!
Бог — Неизменный!
Не родил и не был рожден!
И не было Ему никого достойного! (112:1-4)
Полемика с адептами обладателей Предписания вскрывает такие же ошибочные убеждения и нынешних мусульман.
Они сказали: «Коснется нас огонь, исключительно на отсчитанные дни!».
Ответь: «Неужели вы взяли с Бога обязательство, а Он не нарушит своего обязательства? Или вы наговариваете на Бога то, чего не знаете?». (2:80)
О каком-либо самоназвании для верующих или исключительности определенной группы Мухаммад даже и не помышлял.
«Будьте иудеями или христианами и вы будете наставленными», — сказали они.
Ответь: «Конечно следует быть общиной склонившегося Ибрахима (Авраама). Не был он устраивающим причастных Богу!». (2:135)
Только продолжение заданной Господом миссии и следование Его руководству предоставит шанс попасть в группу избранных в День Долга.
Предписание основательно критикует устоявшуюся традицию, противоречащую изначальным установкам Бога.
Спроси: «Кто запретил украшения Бога, которые Он вывел для Своих слуг и приятный надел?!».
Скажи: «Это только для тех, которые поверили искренне в ближней жизни в день предстояния!». Таким образом, Мы подробно разъясняем знамения для знающих людей!
Скажи: «Поистине, запретил мне Господь чрезмерности, явные и скрытые грехи, вражду без права, устраивать Богу причастных, о чем Он не ниспосылал никого распоряжения и наговаривать на Бога то, чего вы не знаете!». (7:32-33)
Ограничения в украшениях и материале одежды – яркий пример для укора, озвученного в данном отрывке. Статья «Коран об украшениях» более детально раскрывает эту тему.
Упразднение былых религиозных традиций вызывало у их носителей недоумение, ведь консерватизм и догматизм не давали сформироваться правильному мнению.
Скажут неразумные среди людей: «Что заставило их отвернуться от их направления?».
Ответь им: «Богу принадлежит и восток, и запад. Он наставляет на прямой путь того, кто желает!». (2:142)
Неустойчивость в убеждениях, слабость веры, неразвитость моральных качеств предопределяет двуличие людей.
Этих вы любите, а они вас не любят. Вы верите в Предписание целиком. Когда они встречают вас, то говорят: «Мы поверили!», а когда остаются наедине, то кусают от злости к вам кончики пальцев.
Скажи: «Умирайте от вашей злости! Поистине, Бог знает помыслы!». (3:119)
Такие качества в экстремальных ситуациях обнажались со всей своей очевидностью.
Потом Он низвел на вас после огорчения безмятежный сон, покрывший одну часть вас, а другая часть обеспокоилась за себя. Они думали о Боге не по истине, мыслью невежества, говоря: «Неужели есть для нас что-нибудь в этом деле?».
Скажи: «Поистине, все дела принадлежат Богу!». Они скрывают в себе то, чего не обнаруживают тебе.
Они говорят: «Если бы было нам что-нибудь в этом деле, то не были бы мы тут убиваемы!».
Ответь: «Если бы вы были в своих домах, то непременно вышли бы те, кому предписано быть убитым, к местам их упокоения. Это для того, чтобы Бог испытал то, что в ваших помыслах и, чтобы изучить то, что в ваших сердцах!». Поистине, Бог знает помыслы! (3:154)
Судорожное цепляние за свою жизнь, нежелание расставаться с прелестями этого мира диктовали правила поведения лицемеров.
Скажи: «Так отстраните от себя смерть, если вы правдивы!». (3:168)
«Флюгерное» состояние таких людей подсказывало ответы для каждой ситуации.
Где бы вы ни были настигнет вас смерть, даже если бы вы были в воздвигнутых башнях. Если постигнет их хорошее, они говорят: «Это из того, что у Бога!», а когда постигнет их дурное, они говорят: «Это из того, что у тебя!».
Ответь: «Все из того, что у Бога!».
И почему эти люди никак не могут понять рассказа? (4:78)
Сравнивая четкие ответы Мухаммада в Корана с приписываемыми ему высказываниями, складывается впечатление, что речь идет о двух разных людях.