Речь Мухаммада в Коране. Часть 10

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

  

Увещевание

Качества

Красной линией в Коране выделена тема рационального восприятия божественной истины. Миссия Мухаммада заключалась в освобождении с помощью Предписания закованного в клетку традиционализмом, догматизмом и суевериями разума людей.

Скажи: «Это — моя дорога! Я призываю к Богу осознанно, — я и те, кто за мной последовали! Слава Богу, я не из числа устраивающих причастных Богу!». (12:108)

Незашоренный рассудок, обладая различением, имеет возможность определять степень приемлемости любого проявления деяний и событий.

Скажи: «Не равны порочное и здравое!», — даже если бы тебя изумляло обилие порочного! Остерегайтесь Бога, о обладатели разума! Может быть вы достигнете успеха! (5:100)

Не тот ли, кто предается во время ночи, падая ниц и стоя, остерегаясь будущей жизни, надеется на милость своего Господа?».

Скажи: «Сравнимы ли те, которые знают и те, которые не знают? Поистине, вспоминают обладатели разума!». (39:9)

При этом непременным условием для вестника было справедливое отношение к окружающим.

Скажи: «Повелел Господь мой соразмерность. Стойте прямо своим видом у всякого места земного преклонения и взывайте к Нему, будучи преданными обязанности пред Богом. Как Он вас сотворил впервые, так вы и возобновитесь!». (7:29)

В свою очередь, справедливый итог гарантирован абсолютно всем людям.

Скажи: «О, слуги, которые поверили, остерегайтесь вашего Господа! Тем, которые совершали в ближней жизни добро — добро и обширная земля Бога! Поистине, сполна воздадутся терпеливые, наградой без счета!». (39:10)

Заметим, что речь идет о конкретных делах, немаловажным из которых являлась помощь посланнику Господа.

Если вы не поможете ему, то ведь помог ему Бог. Когда изгнали его те, которые закрылись, он был вторым из двух, когда оба они были в пещере. Когда сказал он своему спутнику: «Не печалься, ведь Бог — с нами!», то Бог низвел Свой покой на него и подкрепил его войсками, которых вы не видели. Сделал слово тех, которые закрылись, низшим, а слово Бога – высшим! Поистине, Бог — Всемогущий, Мудрый! (9:40)

Налицо торжество наивысшей «программы» – Сло́ва Создателя над инсинуациями людей.

Но не все было гладко в стане Мухаммада. В его окружении присутствовали как лицемеры, так и просто слабые в вере сподвижники. Суть лицемеров, в отличие от истинно верующих, сводилась к тому, чтобы, притворяясь единомышленниками, ожидать благоприятных для себя условий.

Спроси: «Неужели вы выжидаете с нами только одно из двух наилучших исходов? Мы выжидаем с вами, что вас настигнет Бог наказанием Своим или нашими руками! Так выжидайте же, поистине, мы с вами выжидаем!».

Скажи: «Тратьте послушно или принудительно, — не будет принято от вас! Поистине, вы — отступники!». (9:52-53)

Обличительные речи посланника и осведомленность с помощью Бога приводили к оскорблениям лицемерами вестника.

Среди них есть и такие, которые причиняют обиду вестнику и говорят: «Он — ухо».             Ответь: «Ухо — хорошо для вас!». Он верит Богу, верит верующим и является милосердием для верующих среди вас! (9:61)

Отсутствие искренней веры в знамения Творца не давало стимула к усердию и расходу на пути Бога.

Радовались оставшиеся сидеть позади посланника Бога. Отвратительно для них усердствовать своим достатком и собой на пути Бога.

Они говорят: «Не выступайте в жару!».

Ответь: «Огонь Ада сильнее жарой!», — если бы они размыслили! (9:81)

Скажи: «Если бы вы обладали сокровищницами милости Господа моего и тогда вы бы боялись обеднеть от трат! Поистине, человек — скуп!». (17:100)

Проявление такого отношения – сигнал для отказа от взаимодействия в важном деле.

Если Бог вернет тебя к части из них и они будут просить у тебя позволения выйти, то скажи: «Никогда вы не выйдете со мною и не будете со мной сражаться против врага! Ведь вы довольствовались отсиживанием в первый раз, так сидите с оставшимися!». (9:83)

В любом случае результат деятельности связан с правильным руководством. При правильном руководстве Предписанием успех обычно сопутствует верующим, что вынуждает лицемеров заискивать перед ними.

Они будут оправдываться перед вами, когда вы вернетесь к ним.

Скажи: «Не оправдывайтесь, мы не поверим вам! Уже известил нам Бог сведения о вас! Увидит Бог ваше дело и посланник Его! Потом вы будете возвращены к Знающему тайное и засвидетельствованное! Он сообщит вам, что вы делали!». (9:94)

Скажи: «Действуйте и увидят ваши дела: Бог, посланник Его и верующие! Будете вы возвращены к Знающему тайное и засвидетельствованное! Он сообщит вам то, что вы делали». (9:105)

Порой внешнее исполнение определенных правил выдается за веру, что на самом деле таковой не является.

Сказали арабы: «Мы поверили!».

Ответь: «Вы не поверили, однако, говорите: «Мы смирились!». Пока еще не вошла вера в ваши сердца! Если вы будете слушаться Бога и Его посланника, Он ни в чем не умалит ваших дел! Поистине, Бог — Прощающий, Жалеющий!». (49:14)

Отсутствие настоящей веры при внешней покорности сыграло злую шутку со многими последователями Мухаммада. Их статус «смирившийся» подталкивал к внедрению своих воззрений в круг предписаний Бога, при этом они считали, что им позволительно так поступать.

Спроси: «Неужели вы учите Бога вашему долгу? Бог знает то, что на небесах и на земле! Бог о всякой вещи знающ!».

Они считают любезностью тебе то, что они смирились.

Скажи: «Не считайте любезностью мне ваше смирение! Конечно, Бог считает любезностью вам то, что Он наставил вас к вере, если вы правдивы!».

Поистине, Бог знает тайное на небесах и на земле! Бог видит то, что вы делаете! (49:16-18)

Слабость веры определяется по отношению к прелестям и выгодам ближней жизни, что способствует порой перевешиванию их перед исполнением предписаний Господа.

Когда они видят торговлю или забаву, то они заканчивают собрание и оставляют тебя стоящим.

Скажи: «То, что у Бога, лучше, чем забава и торговля. Бог — лучший из наделяющих!». (62:11)

Судя по Корану, большинство сподвижников вестника не были примером для подражания.