Речь Мухаммада в Коране. Часть 1
Именем Бога Щадящего, Жалеющего
Предисловие
Исторический Ислам зиждется на двух основах: Словесности (Коране) и преданиях. Большинство мусульман считают эти два источника в равной мере откровением Бога. По сути, предания содержат ссылку на высказывания Мухаммада, которые составляют «скелет» исторического Ислама. Для легитимизации рассказов о вестнике была разработана целая наука о людях, передавших эти сведения. Существует градации степени достоверности полученной информации. Все эти меры были предприняты для того, чтобы закрепить устную традицию в письменном виде.
Рассматривая письменные источники, связанные с Мухаммадом, самым достоверным на сегодняшний день остается Словесность (Коран), т к. письменный текст Предписания, в отличие от преданий, сохранился со времени жизни посланника. Проанализировав Словесность (Коран), мы обнаружим 342 прямой речи вестника.
Вниманию читателей предлагается цикл статей, основанных на высказываниях Мухаммада, разбитых по тематическим частям.
1
Словесность – Коран
Вера в Творца всегда присутствовала среди арабов. Их пантеистические воззрения не отрицали главного Бога. Они верили в Него и, чтобы Предписание имело должное влияние на народ, Создатель через Мухаммада объявил о своем авторстве Словесности (Корана).
Ответь: «Ниспослал ее (Словесность-Коран) тот, который знает тайну небес и земли. Поистине, Он — Прощающий, Жалеющий!». (25:6)
Логика слушателей требовала понятных объяснений механизма получения откровения, на что был дан исчерпывающий ответ.
Скажи: «Ниспослал его Дух Святой от твоего Господа с истиной, чтобы укрепить тех, которые поверили, наставлением и радостной вестью для смирившихся!». (16:102)
Нежелание отказаться от своего мировоззрения вызывало сомнение в божественности Предписания. В пылу сопротивления новой доктрине высказывалось мнение о вымышленности Словесности (Корана) самим посланником. На такое утверждение был сделан следующий вызов.
Скажи: «Если бы собрались люди и незримые, чтобы дать подобное этой Словесности (Корану), они бы не дали подобного, даже, если бы одни из них были другим помощниками!». (17:88)
Предвидя необоснованные обвинения, для облегчения задачи Создатель предложил попробовать воспроизвести лишь часть Словесности (Корана).
Или они скажут: «Измыслил он ее (Словесность)!»?
Ответь: «Так приведите вымышленных десять глав, подобных этой (Словесности)! Призовите, кого вы можете, помимо Бога, если вы говорите правду!». (11:13)
Для окончательной демонстрации бессилия противников Предписания было предложено попробовать придумать аналогичное хотя бы одной главе Словесности (Корана).
Может быть, они скажут: «Измыслил его он».
Ответь: «Так приведите «главу», подобной этой и призывайте кого вы можете, помимо Бога, если вы правдивы!». (10:38)
Последующие события свидетельствуют о слабости аргументов людей, отвергающих Словесность (Коран). Принцип ненавязывания предписаний Господа в конце концов вылился в следующий ответ на бессмысленное отторжение руководства Бога.
Или они скажут: «Измыслил он его!»?
Ответь: «Если я измыслил его, то на мне — преступление, но я не причастен к вашему преступлению!». (11:35)
Получаемое откровение объясняло многие важные вещи, поэтому посланнику предписывалось доставлять информацию в полном объеме без спешки.
Превыше всех Бог, Царь истинный! Не торопись со Словесностью (Кораном) до того, как будет тебе повеление внушить его и говори: «Господь мой! Умножь мое знание!». (20:114)
Вестник никоим образом не выделял свою особенность и исключительность. Напротив, он апеллировал к своей человеческой природе в надежде на правильную реакцию своих соплеменников.
Скажи: «Поистине, я — человек, подобный вам. Мне внушено, что бог ваш — Бог единственный! Так кто надеется встретить своего Господа, пусть исправляется, а в служении Господу, не устраивает Ему никого в причастные!». (18:109)
Мухаммад последовательно отстаивал позицию о том, что лично от него ничего нет. Путь же своего следования он относит только к Предписанию.
Скажи: «Я не говорю вам, что у меня сокровища Бога! Я не говорю вам, что я знаю тайное! Я не говорю вам, что я — управленец! Я следую исключительно тому, что мне внушено!».
Спроси: «Неужели сравнятся слепой и зрячий?! Так неужели вы не призадумаетесь?!». (6:50)
Весь посыл посланника состоял лишь в предостережении от угрозы наказания, что в основном разбивалось о глухую стену непонимания.
Скажи: «Поистине, я предупреждаю вас внушенным!». Не слышат зова глухие, когда их предупреждают! (21:45)
Обращение Мухаммада сводилось к самому главному вопросу бытия: кто влияет на этот мир?
Спроси: «Что является наибольшим свидетельством?».
Ответь: «Бог является свидетелем между мной и вами. Внушил Он мне эту Словесность (Коран). Я ведь им предупреждаю вас и тех, до кого он дошел. Неужели вы свидетельствуете, что наряду с Богом есть другое божество?».
Скажи: «Я не свидетельствую!».
Скажи: «Поистине, Он — Бог — Единственный! Я не причастен к тому, что вы устраиваете причастных Богу!». (6:19)
В свою очередь, для ведения полемики на должном уровне посланник требовал предъявления со стороны оппонентов в оправдание своей идеологии привести любой другой божественный источник.
Скажи: «Видели ли вы тех, к кому взываете помимо Бога? Покажите мне то, что они сотворили на земле! Или их участие в небесах! Принесите мне Предписание, данное до этого, или хоть след знания, если вы правдивы!». (46:4)
Такое требование было неслучайно, ведь Словесность (Коран) позиционировалась как продолжение былых Предписаний. Однако и их многобожники полностью отрицали. В связи с этим посланник предложил предъявить другой какой-либо божественный источник.
Скажи: «Так дайте Предписание от Бога, более наставляющее, чем эти два, я последую за ним, если вы правдивы!». (28:49)
В реальности, для оправдания своей опоры, у противников Мухаммада не было трансцендентного источника руководства. Они могли лишь обращаться к традиции предков. А любая традиция черпает информацию лишь из своей среды.
Если бы Мы установили ее иностранной Словесностью (Кораном), то они ведь сказали бы: «Почему не разъяснены ее знамения?! Почему иностранная, а не арабская?!»
Скажи: «Она для тех, которые поверили — наставление и лечение».
У тех, которые не верят, в ушах — глухота и она для них неясна. К этим словно обращаются из далекого места. (41:44)
Обращение к разуму в увещевании стоит во главе угла, ведь единственным способом для переосмысления служит размышление.
Скажи: «Неужели вы подумаете, что если она (Словесность-Коран) от Бога, а вы затем закрылись от нее, то кто более заблудший, чем тот, кто в далеком раздоре?». (41:52)
Полемика не ограничивалась какой-то определенной группой людей. Обращение было адресовано ко всем людям, среди которых встречались адепты ниспосланных ранее Предписаний.
…либо они скажут: «Поистине, придумал он это!».
Ответь: «Если я придумал это, то нет у вас власти надо мной, от Бога, ни какого. Он лучше знает то, о чем вы об этом много говорите. Достаточно Его свидетелем между мною и вами! Он — Прощающий, Жалеющий!».
Скажи: «Я — не новинка среди посланников. Не знаю я, что случится со мной и с вами. Поистине, я следую, исключительно за тем, что мне внушено. Поистине, я — исключительно ясно предупреждающий!».
Спроси: «Подумали ли вы, если это от Бога, а вы закрылись от этого, хотя свидетель от детей Израиля засвидетельствовал о подобном ему и поверил, а вы возгордились?». Поистине, Бог не наставляет мракобесов! (46:8-10)
Как видно из отрывка, были среди них искренне верующие, внимательно читающие Предписание, не подверженные «жреческому» влиянию люди. Для таких не составило труда понять божественность Словесности (Корана) и принять его всем сердцем.
Скажи: «Верьте в него или не верьте!».
Те, кому даровано это знание до него, когда он читается им, падают на ниц и говорят: «Хвала Господу нашему! Поистине, ведь обещание Господа нашего исполняется!». Падают они ниц, плача и увеличивает он в них покорность! (17:107-109)
К сожалению, не все обладатели Предписания приняли Словесность (Коран). Неконструктивный отказ от ниспосланного Творцом проявили многие из них.
Те, кому Мы дали Предписание, радуются тому, что ниспослано тебе, но среди них есть партии, которые не признают часть этого.
Скажи: «Мне велено служить Богу и не устраивать никого Ему причастных! К Нему я призываю и к Нему мое возвращение!». (13:36)
На призыв посланника представители обладателей Предписания заняли практически ту же позицию, что и многобожники, – веру только в свое наследие.
Когда им было сказано: «Поверьте тому, что ниспослал Бог!», они ответили: «Мы верим тому, что ниспослано нам!». Они закрываются от того, что после этого. А ведь он — истина, оправдывающая то, что с ними.
Скажи: «Если вы верующие, почему же вы убивали раньше вестников Бога?». (2:91)
Теологический спор многих ставил в тупик, что подвигало их на неприязненное отношение даже к Гавриилу.
Спроси: «Кто был противником Джибрилю (Гавриилу)?».
Ведь он ниспослал на твое сердце Словесность (Коран), с позволения Бога, оправдывающего то, что было раньше, наставлением и радостной вестью для верующих. (2:97)
Слепое упорство в отстаивании своей основы никак не предполагает гармонии в отношениях религиозных оппонентов.
Не будут тобой довольны ни иудеи, ни христиане, пока ты не последуешь их общине.
Скажи: «Поистине, наставление Бога и есть Наставление». Поистине, если ты последуешь их страстям после того, как знания пришло к тебе, нет тебе от Бога ни покровителя, ни помощника. (2:120)
С изменением обстановки, с принятием многими правильной дороги в среду верующих просочились лицемеры. Однако, «поварившись в котле» последователей Словесности (Корана), многие из них стали бояться своего разоблачения.
Опасаются продажные, что будет ниспослана против них «глава», которая сообщит им то, что в их сердцах.
Скажи: «Насмехайтесь! Поистине, Бог выведет то, чего вы опасаетесь!». (9:64)
Как бы лицемеры ни боялись, это не спасло от описания их признаков в Предписании.
Заложенный в Словесности (Коране) принцип справедливости ко всем позволяет свободно сосуществовать всей палитре убеждений людей.
Так к этому призывай и стой прямо, как велено тебе. Не следуй за их страстями.
Скажи: «Я поверил в то, что ниспослал Бог из Предписания. Мне велено быть справедливым между вами! Бог — наш Господь и ваш Господь! Нам — наши дела, вам — ваши дела! Нет оправданий между нами и вами! Бог соберет нас и к Нему возвращение!». (42:15)
Вера и уверенность в Словесности (Коране) не оставляет сомнений о том, что все разногласия и деяния будут окончательно оценены по истине в День Долга.
Поистине, тот, кто сделал твоей обязанностью Словесность (Коран), вернет тебя к месту возвращению.
Скажи: «Господь мой лучше знает того, кто явился с наставлением и того, кто в явном заблуждении!». (28:85)
Вывод из этого отрывка заключается в том, что в День Долга будут лишь два типа людей: те, кто с Наставлением, и те, кто в заблуждении, т.е. без Него. Наставлением же Всевышний называет только Предписание. Лишь соответствие божественному Предписанию является страховкой от заблуждения.