Коран о посланниках 

Одной из важнейших тем в религиях является институт посланников Бога. Вокруг этого явления сложилось множество споров и спекуляций.

Наш мир не статичен, что вполне относится и к состоянию общества. По мере развития человечества накапливались проблемы, которые людской опыт самостоятельно решить не мог, тем самым ощущалась острая нужда в «совете», исходящем от Творца. Для устранения возникшей нужды и образовался институт посланников Всевышнего.

Рассматривая слово «посланник» через призму Корана, мы неизбежно сталкиваемся с его арабским значением. Корнем данного слова служит «расалюн» – «посылать что-либо, отправлять с чем-либо». Таким образом, основная семантика роли посланников заключается в выполнении функции донесения ими чего-либо или отправки их с чем-либо.

Бог выбирает посланников из управленцев и из людей. Поистине, Бог — Слышащий, Видящий! (22:75)

Приведенный отрывок указывает нам на два творения, которые могут полноправно рассматриваться как посланники Творца: управленцы и люди.

Для начала рассмотрим деятельность управленцев Бога. Предписание показывает нам, что «фронт работы» у них достаточно широк – от «счетчика» до выполнения задания в обличии человека.

Он непреодолимо выше своих слуг! Он посылает вам хранителей, пока не явится к кому-нибудь из вас смерть. Упокаивают его Наши посланники, они не делают упущений! (6:61)

Когда Мы дали вкусить людям милость после вреда, который коснулся их, тогда они хитрят против Наших знамений.

Скажи: «Бог быстрее хитростью.», — ведь Наши посланники записывают ваши хитрости. (10:21)

Ведь ранее являлись посланники Ибрахиму (Аврааму) с радостной вестью. Он сказал им: «Мир!», — они ответили: «Мир!». И он не замедлил явиться с жаренным теленком. После того, как он увидел, что руки их не протягиваются к нему, он их не одобрил и почувствовал опасение.

Они сказали: «Не бойся, мы посланы к народу Лута (Лота)».  (11:69-70)

Сказали управленцы: «О Лут (Лот)! Мы — посланники Господа твоего! Они не достигнут тебя. Так иди со своей семьей, после отрезка ночи. Никто не обернется из вас, за исключением твой жены. Поистине, ее постигнет то же, что и их. Обещание это для них исполнится утром! Разве утро не близко?». (11:81)

Слава Богу, Творцу небес и земли, установившему управленцев посланниками, обладающих крыльями двойными, тройными и четверными. Он увеличивает в творении, что Ему угодно. Бог мощен над каждой вещью! (35:1)

Или считают они, что Мы не слышим их тайны и секретные разговоры? Конечно, посланцы Наши у них записывают! (43:80)

В то же время в Коране подчеркнуто отдельно повествуется о Духе Бога – Гаврииле. По традиции считается, что на него возложена лишь миссия доставки Предписания Всевышнего, однако Коран повествует и о других поручениях его Создателя.

…устроила себе перед ними завесу. Так, Мы послали к ней Нашего Духа и представился он перед ней в соответствии человеку. Она сказала: «Поистине, я ищу защиты от тебя у Щадящего, чтобы ты остерегся!».

Он ответил: «Поистине, я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого!». (19:17-19)

Помимо управленцев и людей, Создатель посылал с определенными целями:

1) природные стихии;

Неужели они не думали над тем, сколько Мы погубили селений до них?! Мы укрепляли их на земле так, как вас не укрепляли. Мы посылали с неба обильные дожди и установили текущие в низовьях реки, но погубили их за провинности. Мы вырастили после них другое поколение. (6:6)

те из них, которые были мракобесами заменили, другой речью, чем было сказано им. Послали Мы на них наказание с неба за то, что они были мракобесами. (7:162)

Он — тот, который посылает в перед ветры, радуя Своим милосердием. Низвели Мы с неба воду чистую. (25:48)

И каждый раз Мы поражали их за провинности! Так, на некоторых из них Мы послали вихрь, некоторые из них поражались криком, некоторых из них Мы заставляли землю поглотить, некоторых Мы потопили. Бог не таков, чтобы их омрачать, но они сами себя омрачили! (29:40)

Ведь если Мы пошлем ветер, они увидят пожелтевшими и ведь мрачными после этого становятся закрывшиеся! (30:51)

Но они отстранились и наслали Мы на них, поток, прорвавший плотину! Мы заменили им их сады двумя садами, обладающих горькими плодами, тамариском и немного, из кое-какого лотоса. (34:16)

Бог — тот, кто посылает ветер и поднимают им облако. Так, Мы гоним его на мертвую страну и оживляем этим землю, после смерти. Таким образом, происходит воскрешение! (35:9)

2) представителей животного мира;

Послал Бог ворона. Он разрывал землю, чтобы показать ему, как скрывать скверну его брата.

Воззвал он: «Горе мне! Я оказался неспособным быть подобно этому ворону и скрыть скверну моего брата!». Оказался он среди сожалеющих. (5:31)

Мы наслали на них потоп, саранчу, вшей, лягушек и кровь, как знамения ясные. Но они возвеличились и стали людьми преступными! (7:133)

3) невидимого войска Бога для поддержки верующих;

О вы, которые поверили! Помните благодеяние Бога вам, когда явились к вам войска. Так Мы послали на них ветер и войска, которых вы не видели. Бог видит то, что вы делаете! (33:9)

4) ослушников Бога.

Неужели ты не видел, что Мы послали ослушников на закрывшихся, чтобы они их подстрекали? (19:83)

Наглядные примеры, почерпнутые из Корана, свидетельствуют, что не все посланные Богом творения рассматриваются, в общепринятом смысле, Его полноправными посланниками к людям. В предложенной же теме необходимо разобраться с функцией посланничества среди людей. Что же мы знаем о посланниках в привычном для всех значении?

Самый надежный источник для верующих – Коран повествует, что по обещанию Всевышнего населению земли из их же числа и ранее направлялись посланники Господа.

Ведь и раньше посланников считали лжецами, но они терпели обвинения во лжи и притеснение, пока не приходила к ним Наша помощь. Не изменяемы Слова Бога! Поистине, весть о посланных явилась к тебе. (6:34)

О дети Адама! Когда придут посланцы из вас, рассказывая вам Мои знамения, то те, кто остерегся и исправился, над ними не будет страха и не будут они опечалены! (7:35)

К каждому главенству — посланник. Вот когда появился их посланник, между ними решалось соразмерно и они не были омрачены. (10:47)

Мы отправляли посланников, исключительно с языком своего народа, чтобы они разъясняли им. Так, Бог сбивает с пути того, кто желает и наставляет того, кто желает. Он — Всемогущий, Мудрый! (14:4)

Клянусь Богом, Мы посылали к руководителям и до тебя, но ослушник разукрасил им их деяния. Так он будет их покровителем в тот день и им наказание мучительное! (16:63)

Поистине, Мы посылали посланников до тебя.

О некоторых мы рассказали тебе, о других не рассказывали.

Посланники приводили знамение, исключительно с позволения Бога. А когда явится повеление Бог с решением по истине, то в убытке окажутся возводящие напраслину! (40:78)

В Предписании дана не только общая информация о посланниках, но и история конкретных людей, которые по праву считаются вестниками для своих народов.

Разве не доходила до них весть о тех, которые были до них, народах Нуха (Ноя), Ад, Самуд, народе Авраама, обитателях Мадьяна (Мадияна) и опрокинутых? Приходили к ним их посланники с явными доказательствами, но Бог не таков, чтобы «очернить» их, однако они сами себя «очернили»! (9:70)

Коран претендует на роль увещевателя для всех людей на земле, большинству же населения Земли в основном известны библейские персонажи, которые также нашли свое отображение в последнем Предписании.

Таковы посланники. Одним Мы дали преимущество над другими. Среди них были те, кто говорил с Богом. Часть из них Мы возвысили по статусу. Дали Мы Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), ясные аргументы и поддержали его Святым Духом. Если бы Бог пожелал, то не сражались бы последователи после того, как пришли к ним ясные аргументы. Однако они разошлись во мнениях. Так среди них есть те, кто поверил и те, кто закрылся. Если бы пожелал Бог, то они не сражались бы. Однако Бог устанавливает то, что желает! (2:253)

Были посланники до тебя, о которых Мы рассказывали тебе, и о которых Мы не рассказывали тебе. А с Мусой (Моисеем) Бог разговаривал. Были посланники благовествующие и предупреждающие, чтобы не было для людей против Бога довода после посланников. Поистине, Бог — Всемогущий, Мудрый! (4:164-165)

Несомненным фактом даже для оппонентов Ислама служит то, что человеком, передавшим людям Коран, является Мухаммад.

Поистине, Мы послали тебя с истиной, радующим и предупреждающим. Ты не будешь спрошен о присоединенных к адскому огню. (2:119)

Мухаммад только посланник, до которого были посланники. Неужели, когда он умрет или будет убит, вы измените следование?! Кто изменит следование, тот ни в чем не повредит Богу, но Бог воздаст признательным! (3:144)

Он — тот, кто отправил Своего посланника с наставлением и истинной обязанностью, чтобы показать ее выше всех обязанностей, даже если это ненавистно устраивающим причастных Богу. (9:33)

Не был Мухаммад отцом кого-либо из ваших мужчин, но он — посланник Бога и завершение вестников! Бог о всякой вещи знает! (33:40)

Как мы понимаем, вестники посылались с определенной целью. Основной миссией посланников, выделившей их всей массы населения, являлось донесение сообщений Господа.

О посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа. Если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Бог защитит тебя от людей. Поистине, Бог не наставляет закрывшихся (от знамений Бога) людей! (5:67)

Не таков вестник, чтобы стесняться того, что Бог ему обязал закон Бога тех, которые миновали раньше. Дело Бога было определено возможностью для тех, которые доставляют послания Бога и страшатся Его. Они единственно страшатся, исключительно Бога! Достаточно Бога считающим! (33:38-39)

Теперь попытаемся разобраться в том, что же является посланием Творца. Опираясь исключительно на слово Бога, любой верующий может сделать вывод о том, что посланием может считаться лишь скрытая от людей, или искаженная, или забытая информация.

Бог не таков, чтобы оставить верующих в вашем состоянии, пока не отличит порочного от здравого. Не таков Бог, чтобы ознакомить вас с сокровенным, но Бог выбирает из Своих посланников, кого хочет. Так верьте Богу и Его посланникам. Если поверите и будете осмотрительными, то для вас великая награда! (3:179)

Знающий сокровенное. Он дает кому-нибудь узнать о сокровенном от Него, исключительно из тех, кем Он удовлетворился как посланниками! Так, поистине, идут перед ними и позади него наблюдатели, чтобы Он знал, что они передали послания своего Господа. Он объемлет все, что при них и исчислил всякую вещь счетом!». (72:26-28)

Опора на прямое значение слова «посланник» приводит к вопросу, а что же содержится в послании? Приведенные далее отрывки дают ответ – это явные доказательства от Господа.

Об этих селениях Мы рассказываем тебе известия. Ведь приходили к ним их посланцы с явными доказательствами, но они не стали уверовать в то, что раньше считали ложью. Таким образом, запечатывает Бог сердца закрывшихся! (7:101)

Если они сочли тебя лжецом, то ведь и до них также считали лжецами явившихся посланников с явными доказательствами, Писанием и освещающим Предписанием! (35:25)

Все посланники приходили с явными доказательствами от Создателя, которые являются неотъемлемыми компонентами Предписания. Явные доказательства несли определенную информацию своим адресатам, то есть, по сути, они являлись вестью для людей. Кораническим же понятием вести Всевышнего служит Его Предписание, поэтому оно является главной отличительной чертой посланных вестников Бога.

Были люди на единой основе. Посылал Бог радующих и предупреждающих вестников. Ниспослал вместе с ними Предписание с истиной, чтобы выносить решение между людьми в том, в чем они разошлись. Притесняя друг друга, расходились в ней только те, которым оно было дано, после того, как пришли к ним явные аргументы. Наставил Бог тех, которые поверили той истине, относительно которой они разошлись, с позволения Бога. Ведь Бог наставляет на прямой путь того, кто желает. (2:213)

Ведь Мы послали Наших посланников с явными доказательствами и ниспослали вместе с ними Предписание и весы, чтобы поступали люди соразмерно!

Мы низвели железо. В нем суровая сила и польза для людей, чтобы знал Бог, кто помогает Ему и Его посланникам втайне. Поистине, Бог — Мощен, Всемогущ!  (57:25)

Весть, исходящая от Всевышнего, не может быть придумана кем-либо, помимо Него, поэтому механизм «доставки» ее людям вполнее объясним – это внушение. Тема внушения рассмотрена отдельно, а в нашем случае получается, что внушенным посланием вестникам Бога служит опять же Предписание.

Мы посылали мужчин, которым внушали, исключительно из обитателей селений. Неужели они не путешествовали по земле и не видели, каков был конец тех, кто был до них! Поистине, обитель последней жизни лучше для тех, кто был осмотрителен! Неужели они не понимают? (12:109)

Мы до тебя посылали, исключительно мужчин, с ясными знамениями и с Писанием, которым Мы внушали! Спросите обладателей напоминания, если вы не знаете! Ниспослали Мы тебе напоминание, чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано, — может быть, они подумают! (16:43-44)

Вдобавок, как и в примере посланников, направленных к обладателям Предписания, и Мухаммаду как посланнику было внушено Предписание.

Мы ведь внушили тебе так же, как внушили Нуху (Ною) и вестникам после него. Мы внушили Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу, Исхаку (Исааку), Якубу (Иакову) и поколениям, Исе (Иисусу), Айюбу (Иову), Юнусу (Ионе), Харуну (Аарону), Сулейману (Соломону) и дали Мы Дауду (Давиду) Писание. (4:163)

Таким образом, послали Мы тебя к главенству, до которого миновали главенства, чтобы ты читал им то, что Мы внушили тебе! Поистине, они закрылись от Щадящего!

Скажи: «Он — Господь мой! Божество — исключительно Он! На Него я положился и к Нему мое обращение!». (13:30)

Непредвзятый анализ выше приведенных отрывков показывает, что все посланники Господа являются вестниками и никакого разделения отдельно на посланников и вестников нет.

В свою очередь, и в описании Мухаммада также не прослеживается различие между статусами посланника и вестника.

Как видно из Корана, все посланные вестники состояли в одной группе избранных Всевышним и приходили с посланиями из одного и того же божественного источника. В связи с этим людям не рекомендуется отвергать или отрицать кого-либо из них.

Поистине, те, которые закрылись от Бога, Его посланников и желают отделить Бога от Его посланников, говорят: «Мы веруем в одних и закрыты от других!», они хотят найти между этим дорогу, они – закрывшиеся по истине! Приготовили Мы закрывшимся унизительное наказание!

Тем, которые поверили Богу и Его посланникам и не разделяли между кем-либо из них, Мы дадим их награды, ведь Бог — Прощающий, Жалеющий! (4:150-152)

Ни один посланник не опирался на свои личные качества или заслуги при декларации предмета послания. Напротив, все они доказывали, что они передают лишь принятое откровение от Бога, а не свои достижения разума.

Сказали те, которые устроили Ему причастных: «Если бы Бог пожелал, то мы не служили бы ничему, помимо Него, — ни мы, ни наши отцы! Мы не запрещали бы, помимо Его запретов, ничего!». Таким образом, вели себя те, кто был до них. Разве на посланниках лежит что-нибудь, кроме ясной передачи?». (16:35)

С момента смерти Мухаммада и по сегодняшний день периодически возникали люди, которые сами себя объявляли посланниками Бога либо их считали таковыми. Одним из доводов для придания кому-либо статуса посланника служит следующий отрывок:

Когда взял Бог договор с вестников: «Вот то, что Я даю вам из Предписания и разборчивости. Потом придет к вам посланник, оправдывающий то, что у вас. Вы обязательно поверите ему и будете ему помогать», то спросил: «Признаете ли вы и принимаете ли на себя Мое обязательство?».

Они ответили: «Мы признаем!».

Он сказал: «Так засвидетельствуйте и Я буду с вами среди свидетелей!». (3:81)

И как его логическое продолжение рассматривается еще один отрывок:

Вот заключили Мы с вестниками договор: с тобой (Мухаммад), с Нухом (Ноем), с Ибрахимом (Авраамом), с Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом), сыном Марьям (Марии). Мы заключили с ними жесткий договор. (33:7)

Традиционная логика такова, что не все посланники являлись вестниками. Договор же был взят лишь с вестников, в круг которых входил и Мухаммад. Следовательно, после последнего вестника должен появиться посланник, иначе этот договор не распространится на Мухаммада, что будет противоречием первому из двух последних отрывков.

Однако, рассмотрев внимательно условия договора, мы видим, что вестники были обязаны уверовать и помочь пришедшему К НИМ посланнику. Получается, что посланник должен появиться при жизни любого из вестников. Как видно из описания династии Авраама, условия договора проявились явно. У Авраама сын был вестником, внук также был вестником и т.д. Но мы знаем из Корана, что бывали вестники, при жизни которых не было других посланных вестников. Как в таком случае понимать отрывок?

Выше были уже приведены отрывки, показывающие управленцев как посланников. Творец в Коране настаивает на вере в своих управленцев. Это одно из фундаментальных предписаний Всевышнего о вере:

О те, которые поверили! Верьте Богу, Его посланнику, Предписанию, которое Он ниспослал Своему посланнику и Предписанию, которое Он ниспослал прежде. Кто закроется от Бога, Его управленцев, Его Предписания, Его посланников и последнего дня, тот сбился в глубокое заблуждение! (4:136)

То есть управленцы могут рассматриваться полноправными ПОСЛАННИКАМИ Господа. В таком ЦЕЛЬНОМ понимании темы «посланничества»отрывки вполне объяснимы. К каждому посланному вестнику еще при жизни приходили в роли посланцев управленцы Создателя.

Основная путаница в использовании термина «посланник» заключается в инициаторе посланничества. Необходимо разделять посланников по источнику их отправления. Дело в том, что и люди могут посылать посланников с тем или иным поручением.

Приводит Бог примером двух мужчин: один — немой, ничего не может, и он в тягость для своего покровителя. Куда его направляют, оттуда он не возвращается с добром. Разве одинаковы он и тот, кто повелевает справедливость, стоя на прямом пути? (16:76)

Люди, которые выполняют какую-нибудь миссию по передаче того либо иного поручения, в полной мере могут называться посланниками. Остается лишь четко определять статус таких людей: либо это божий посланник, либо человеческий.

Итогом всего выше сказанного служит то, что полноценным посланником именно Бога может считаться только тот человек, которому внушена весть – Предписание.