Коран об усердии

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Любая сфера жизнедеятельности человека во всех ее проявлениях связана с приложением каких-либо усилий: будь то умственное или физическое. В результате трудовой деятельности люди развиваются в техническом, социальном, гражданском, политическом и т.д. планах. Истинная вера в Единого Бога не является чем-то статичным и косным. Она представляет собой живую деятельную энергию, подпитываемую конкретными действиями. Ведь именно действие служит «проездным билетом» до конечной остановки у Творца:

Неужели вы считаете, что войдете в сад, когда Бог не узнал еще усердствовавших и терпеливых из вас? (3:142)

Или вы думаете, что будете оставлены, пока Бог не узнал тех из вас, которые усердствовали и не брали себе покровителей, помимо Бога, Его посланника и верующих?! Поистине, Бог осведомлен о том, что вы делаете! (9:16)

В Коране для обозначения приложения человеком определенных усилий употребляются арабские слова, корневым значением которых служит «джахада», означающее «стараться, трудиться, напрягаться, прилагать усилия, бороться (с трудностями)».

Для проявления веры на деле Всевышний и предписывает верующим прилагать усердие.

О вы, которые поверили! Остерегайтесь Бога, стремитесь добиться Его расположения и усердствуйте на пути Его, может быть, вы преуспеете! (5:35)

Выступайте легко и тяжело вооруженными, усердствуйте своими достатками и собой на пути Бога! Это — лучшее для вас, если вы знаете! (9:41)

Усердствуйте к Богу истинным усердием!… (22:78)

Приведенные отрывки ясно показывают верующим вектор направления приложения усилий. Путь Создателя, описанный в Коране, который, в свою очередь, сам является воплощением этого пути, показывает конкретные действия для реализации потенциала веры.

О вестник! Борись с закрывшимися и продажными. Будь тверд с ними. Их убежище — Ад! Скверный это исход! (9:73)

О, вестник! Борись с закрывшимися и продажными! Будь тверд с ними! Их убежище — Ад! Скверен этот исход! (66:9)

Так не слушайся закрывшихся и отдавай силы с ними в этом, с великим усердием! (25:52)

Старание на пути Бога выкристаллизовывает группу с более тесными, близкими отношениями между друг другом:

Поистине, те, которые поверили, выселились, усердствовали своим достатком и собой на пути Бога и те, которые дали убежище и помогли, — такие одни из них покровители другим!..(8:72)

Признаком же еще более тесной духовной близости для усердствующих людей служит родство между ними:

Те, которые поверили после, выселились и усердствовали вместе с вами, то они — из вас. А обладатели родства — одни из них покровители другим по предписанию Бога. Поистине, Бог о всякой вещи Знающ! (8:75)

Искренность и правдивость помыслов известны лишь Творцу, для людей же они недосягаемы. Однако эти качества могут стать ясными для окружающих через деяния человека:

Поистине, верующие — те, которые поверили Богу и Его посланнику, затем не сомневались и усердствовали своими достатками и самими собой на пути Бога! Они — правдивые! (49:15)

Любое старание приводит к определенному результату. Оно может быть разным: отрицательным, положительным, ожидаемым, неожиданный и т.д. Все эти варианты касаются сферы ближней жизни. Только в одном можно быть твердо уверенным – за усердие на пути Господа, вне зависимости от результата, Всевышний обязательно вознаградит.

Те, которые поверили, выселились и усердствовали на пути Бога и те, которые дали убежище и помогли, — они – истинно верующие. Для них прощение и почетный удел. (8:74)

Те, которые поверили, выселились и усердствовали на пути Бога своим достатком и собой, — выше они степенью у Бога. Они получившие успех. (9:20)

Однако, посланник и те, которые поверили вместе с ним, усердствовали своими достатками и собой! Для них – благодеяния! Они — счастливы! (9:88)

Уверенность в награде Создателя подкрепляет Его обещание о помиловании прилагающих силы на Его пути. Ведь в Сад можно попасть только через Милость Бога.

Поистине, те, которые поверили, которые переселись и усердствовали на пути Бога, надеются на милость Бога. Бог — Прощающий, Жалеющий! (2:218)

Потом, поистине, твой Господь к тем, которые выселились после испытания, затем усердствовали и терпели, поистине, твой Господь после этого ведь — Прощающий, Жалеющий! (16:110)

Труд на божественной стезе неизбежно притягивает друг к другу единомышленников. С увеличением «трудящихся» увеличиваются благие дела, а окружающие могут видеть альтернативу «демоническим» примерам.

Тех, которые усердствуют для Нас, Мы ведь непременно наставим их на Наши дороги! Поистине, Бог ведь с добродеющими! (29:69)

Люди, являясь несовершенными существами, нуждаются в поддержке и участии, поэтому прилагаемые усилия необходимы прежде всего для самих верующих.

Кто усердствует, тот, поистине, усердствует для самого себя! Поистине, ведь Бог не нуждается в людях! (29:6)

Наше несовершенное, «глиняное» состояние может сыграть для человека отрицательную роль. Если в жизни людей преобладает материальная составляющая, а разум занят обслуживанием своей земной субстанции, то такому человеку рассчитывать на успех в День Долга не приходится.

Скажи: «Если ваши отцы, сыновья, братья, супруги, род, приобретенный достаток, торговля, в которой вы боитесь застоя, жилье, которым вы довольны, более любимо вам, чем Бог, Его посланник и борьба на Его пути, то выжидайте, когда придет Бог со Своим делом. Поистине, Бог не наставляет отступников!». (9:24)

Альтернативный текст

Среди многочисленных толкований, одним из наиболее распространенных является такое: джихад это священная война против представителей иной веры с целью распространения ислама. Джихадисты же – это участники джихада, т.е. этой самой войны мусульман против иноверцев.

Однако не все так однозначно. Ислам является многогранной достаточно сложной религией, которая требует внимательного подхода и глубокого изучения различных школ и течений.

Джихад что это с точки зрения Корана

Описание этого значительного для мусульман понятия в Коране представлено шире, с пояснениями, что джихад - это не столько война или призыв к борьбе против представителей иной веры, сколько меры, в виде проявленного усердия, направленные на защиту ислама и утверждение его значимости по всему миру.

Это подтверждает и дословный перевод этого термина с арабского языка на русский, как  «усилие,  борьба на пути Аллаха».

Согласно Священной Книге мусульман, при упоминании этого термина не стоит проводить параллели с такими негативными понятиями, как агрессия или насилие.

Если говорить в широком смысле, то джихад что это? Это любые действия, преимущественно постоянная, непрекращающаяся борьба против зла, несправедливости и других негативных явлений, цель выполнение которых заключаются в популяризации и защите принципов и заветов Всевышнего и его пророков, заложенных в основе религии ислама.

При этом, не обязательно, что речь идет о войне против внешнего врага. Это вполне может быть внутренняя борьба верующего мусульманина, который пытается постигнуть истину своей религии.

Коран не конкретизирует эти пояснения, однако призывает всех правоверных мусульман заботится о своей религии всю сознательную жизнь, не жалея на эту миссию ни сил, ни материальных ресурсов.