Коран о росте
Именем Бога Щадящего, Жалеющего
Столкнувшись с разрушительными последствиями экономического кризиса, человечество обратило особое внимание на тему процентов, которая стала весьма актуальной и спорной. Для того, чтобы решить эту проблему, некоторые эксперты обратили внимание на беспроцентную экономическую деятельность. В связи с этим специалисты мирового класса начали изучать Исламский банкинг. Чтобы в полной мере понять суть Исламской экономической модели, необходимо обратиться к используемому в Коране слову «рибаа», которое, по традиции, понимается как проценты.
Слово «рибаа» образовано от корня «раба» – «расти, возрастать, увеличиваться, превышать, выращивать». Приведенное слово применялось у арабов в отношении сельхозкультур и домашнего скота. Эти два вида деятельности отражали имущественное положение человека, поэтому «рибаа» со временем стало применяться и по отношению имущества вообще.
Суть смысла «рибаа» сводится к тому, что объект использования человеком должен увеличиваться. К примеру, из семени любого растения должна вырасти культура, дающая умноженное количество либо самих семян, либо плодов. Этот же пример применим и к скоту. Скот выращивался для приумножения поголовья и последующего их употребления без окончательной потери.
Оба этих действия объединяет одно свойство – это свойство однородности. Из определенного рода культуры произрастает именно эта культура (из семян пшеницы пшеница, риса – рис и т.д.). Этот же фактор действует и в отношении скота (от овцы – овца, от коровы – теленок и т.д.).
Издревле люди обменивались выращиваемыми или производимыми продуктами и услугами, которые обозначались как товар. Со временем самым универсальным эталоном обмена стала определенная денежная форма, которая также считается товаром.
Применяя принцип однородности ко всем товарам, в том числе к денежным средствам и услугам, можно прийти к выводу, что в товарно-денежных отношениях взращивать любой их вид для приумножения нельзя.
О те, которые поверили! Остерегайтесь Бога и оставьте то, что осталось у вас из роста, если вы являетесь верующими! (2:278)
О вы, которые поверили! Не кормитесь умноженным ростом и остерегайтесь Бога, может быть, вы преуспеете! (3:130)
Мы запретили иудеям приятные вещи, ранее дозволенные им за то, что они «темнили» и отвращали многих с пути Бога, за взятие ими роста, ранее запрещенное им, за поглощение достатка людей понапрасну. Мы приготовили закрывшимся из них мучительное наказание. (4:161)
Подобный запрет естественным образом вызывает основной вопрос: каким же образом можно совершать экономическую деятельность? Ответ содержится в нижеследующем отрывке.
Те, кто кормится за счет роста, будут существовать, исключительно как существует тот, кого поразил ослушник помешательством. Это за то, что они говорили: «Поистине, торговые сделки подобны росту!». Но Бог разрешил торговые сделки и запретил рост.
Тот, к кому придет предостережение от Господа и он перестанет пользоваться ростом, то ему останется то, что он имел раньше, а дело его находится у Бога. А кто возвратится, те присоединяться к огню и будут в нем пребывать. (2:275)
Текст указывает, что только на основе сделок экономическая деятельность легитимна перед Богом. Возникает еще один вопрос, а что такое сделка в соответствии с Кораном?
Для обозначения сделки в Коране применяется слово «ба,а,», что означает «сделка, торг, продажа, торговля».
Люди, которых не отвлекает ни торговля, ни сделка от поминания Бога, молитвенной связи и обеляющего расхода… (24:37)
О те, которые поверили! Когда вас позовут на молитвенную связь в день собрания, то устремляйтесь к поминанию Бога и оставьте сделки. Это лучше для вас, если вы знаете! (62:9)
Такая форма отношений присуща не только отношениям между людьми, но и между человеком и Господом.
Поистине, Бог приобрел у верующих их самих и их достояние! За это, им — сад!
Они сражаются на пути Бога, убивают и бывают убиты, согласно обещанию от Него истинному в Таурате (Торе), Инжиле (Евангелии) и Словесности (Коране). Кто же более полно исполняет свое обязательство, чем Бог? Так радуйтесь своей сделке, которую вы заключили с Ним! Это ведь — великий успех! (9:111)
Население любой страны знакомо с таким явлением, как коррупция. В основе коррупции лежит выгода. В некоторых странах она слабо развита, а в других приняла большие масштабы, вследствие чего граждане таких стран попросту привыкли к подкупам и сделкам во властных структурах. Однако Создатель предупреждает, что ничего подобного в День Долга не будет.
О те, которые поверили! Расходуйте то, чем Мы вас наделили до прихода дня, когда не будет, ни сделок, ни дружбы, ни заступничества. А ведь закрывшиеся они — мракобесы! (2:254)
Скажи слугам Моим, которые поверили, пусть они встают на молитвенную связь и расходуют из того, чем Мы их наделили, скрыто и публично, раньше, чем наступит день, в котором нем нет, ни сделки, ни дружбы! (14:31)
В основе сделки лежит обмен. Обмен может быть между товарами, услугами, товаром и услугой. Единственным условием правильного обмена служит его равноценность. Если кто-либо меняет одну вещь или услугу на другую вещь или услугу и они в своей ценности одинаковы, то такая сделка правильная. И это логично. Ведь все вокруг взаимосвязано. Общая ценность обмениваемых товаров ограничена. Если кто-нибудь предложит больше необходимого товара или услуги, то лишнее не будет востребовано, т.е. оно попросту не будет нужно. В случае же обмена по необходимости не будет перепроизводства, а соответственно, не будет хищнического использования как недр и биосферы земли, так и эксплуатации людей за бесценок. Но если требовать за свой товар или услугу больше его стоимости и заставить выполнить это обязательство, то другой человек будет недополучать необходимое, и, в конце концов, такая порочная практика может привести к концентрации всех ценностей в одних руках.
Внимательно рассмотрев механизм действия роста, мы явно видим его деструктивное действие. Рост предполагает обязательство возврата сверх данного однородного товара или услуги, что приводит, в конечном итоге, к «вымыванию» материальных благ к ограниченному кругу людей.
Почему сделка не должна быть равнозначна росту? Правильная сделка заключает в себе справедливый обмен разных товаров и услуг, оцениваемых взаимовыгодно. Рост же заключается в предоставлении какого-либо товара или услуги на определенное время и возврат того же самого товара или услуги в увеличенном размере. Требуемое сверх стоимости товара или услуги не существует в круговороте производимых товаров и услуг, а значит, ее придется восполнить за счет кого-либо или чего-либо. Подобная практика приводит к дисбалансу экономической жизни и к несправедливому распределению материальных благ, что мы и видим на сегодняшний день.
Предписание же рассматривает предоставление чего-либо на время как долг и предписывает возврат только самого долга, а в некоторых случаях призывает отсрочить срок возврата долга либо вообще простить. Но о вознаграждении сверх долга не может быть и речи.
Если будет затруднение, то ожидайте облегчения. Поистине, дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы знали. (2:280)
Для верующего в будущую жизнь человека основным стимулом служит призыв Бога к предоставлению милостыни.
Сокрушает Бог рост и выращивает милостыни, ведь Бог не любит всякого закрывшегося грешника! (2:276)
Творец стимулирует людей не просто одноразово помогать нуждающимся, но такую практику проходить на постоянной основе в виде предоставления очистительного расхода.
То, что вы даете в рост, чтобы выросло в достатке людей, то не растет оно у Бога. То, что вы даете из обеляющего расхода, желая образа Бога, это — умножающие! (30:39)
Можно сколько угодно спорить о природе роста, но историческая практика показала несостоятельность процентно-спекулятивной экономики, которую ярко демонстрируют кризисы и инфляции, банкротства и дефолты, а итогом всего перечисленного является нищета большинства населения земли.