Коран о произволе

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Источником любых действий или бездействий индивидуума служит его внутреннее состояние. Оно складывается с раннего детства и проявляется во взрослом человеке в определенных обстоятельствах. Описываемое качество напрямую связано со средой обитания людей и называется духовностью.

Духовное состояние в силу своего влияния диктует основные правила игры в этой жизни. Посредством него человек решает, как ему поступить в том или ином случае.

Пресловутая тема коррупции, произвола чиновников и т.д. напрямую связана с духовным состоянием чиновников. Сама власть и общественные организации то и дело призывают и инициируют борьбу с этим явлением, однако заметных изменений не наблюдается. Причиной всему внутреннее содержание людей во власти, в которых отсутствует страх.

Как показывает практика, самым устойчивым ограничителем является страх вызвать гнев и недовольство Бога, а основная масса чиновников позиционируют себя верующими, но не берегутся от предупреждений Творца.

В Коране употребляется слово «тагут», которое образовалось от корня «тагаа» и означает «выходить из берегов, переходить границы, произвол, беззаконие». В этом исследовании предлагаются аяты, где применены слова, образованные от корня «тагаа».

            Произвол

Нет принуждения в обязанности. Уже разъяснено благоразумие от заблуждения. Кто же закрыт к произволу и поверил Богу, тот надежно ухватился за крепкую, неразрывную связь. Поистине, Бог — Слышащий, Знающий!

Бог покровитель тех, которые поверили. Он выводит их из мраков к свету. А покровителями тех, которые закрылись, являются сторонники произвола. Они выводят их от света к мракам. Такие присоединятся к огню и будут в нем пребывать! (2:256-257)

Те, которые поверили, сражаются на пути Бога, а те, которые закрылись, сражаются на пути произвола. Так сражайтесь с покровителями ослушника, ведь козни ослушника слабы! (4:76)

Поистине, Мы отправляли в каждое главенство посланника, что бы они служили Богу и сторонились произвола. Были среди них те, кого Бог наставил, но были и те из них, для которых стало истинным заблуждение. Так путешествуйте по земле и посмотрите, каков был итог считающих ложью! (16:36)

Тем, которые сторонятся произвола, оттого, чтобы служить ему и обратились за помощью к Богу, для них — радостная весть. Так, обрадуй слуг Моих. (39:17) 

В приведенных отрывках выражено однозначное отношение Творца к произволу. Истинно богобоязненных людей такие предупреждения не оставляют равнодушными.

Напротив, показная вера никоим образом не может служить тем самым ограничителем в принятии решений.

Неужели ты не думал о тех, которые утверждают, что они поверили в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя? Они желают обращаться за разбирательством к произволу, в то время как им приказано закрыться от него. Ослушник хочет сбить их с пути в далекое заблуждение! (4:60) 

Логика появления посланников Бога среди людей заключается в том, что со временем, после предыдущих предупреждений, последующие поколения склонялись к нарушению установленных ограничений. К сожалению, такая практика повторялась часто. Пример обладателей Предписания Господа является тому подтверждением:

Обладатели Предписания

Неужели ты не думал о тех, которым дарована доля Предписания?! Они верят предсказателям и произволу. Говорят о тех, которые закрылись: «Эти более наставлены на путь, чем те, которые поверили!». (4:51)

Спроси: «Возвестить ли мне вам о дурнейшем вознаграждении Бога тому, кого проклял Бог и кем был недоволен? Установил из них обезьян и свиней из тех, кто служил произволу. Эти в дурном по месте и более сбившиеся с ровного пути!». (5:60)

Сказали иудеи: «Рука Бога связана!». Их руки связаны. Прокляты они за то, что говорили. Конечно «руки» у Него распростерты. Расходует Он как желает. Ведь непременно у многих из них низведенное тебе от твоего Господа увеличивает произвол и закрытость. Мы бросили между ними вражду и ненависть до дня предстояния. Как только они зажгут огонь для войны, тушит его Бог. Устремляются они по земле с порчей, но Бог не любит распространяющих порчу! (5:64)

Скажи: «О обладатели Предписания! У вас нет ничего, пока не выпрямите Таурат (Тору), Инжиль (Евангелие) и то, что низведено вам от вашего Господа». Но у многих из них низведенное тебе от твоего Господа непременно увеличивает произвол и закрытость. Не переживай о закрывшихся людях! (5:68) 

Опора на нарушение законов Создателя ни к чему не ведет, кроме как к заблуждению и духовной слепоте.

Заблуждение и слепота

Бог посмеется над ними и умножит им блуждание в их произволе. (2:15)

Мы изменили их сердца и взоры так же, как и в первый раз. Мы оставили их блуждать в произволе! (6:110)

Кого сбивает Бог, тому нет наставителя. Он оставляет их блуждать в своем произволе. (7:186)

Если бы Бог ускорял людям дурное так же, как они ускоряют хорошее, то ведь решен был бы их срок. Так предупреди тех, кто не ожидает встречи с Нами, что они блуждают в своем произволе! (10:11)

Когда Мы сказали тебе: «Поистине, твой Господь объемлет людей», то Мы установили показанное тебе видение, исключительно искушением для людей и дерево, проклятое в Словесности (Коране)! Мы устрашаем их, но увеличивает у них, исключительно великий произвол! (17:60)

Если бы Мы помиловали их и избавили их от их беды, они ведь упорствовали бы блуждать в своем произволе! (23:75) 

Человеческие творения предполагают определенные правила, нарушение которых приводит к ломке рукотворных изделий. В похожей ситуации находится все наше мироздание, которое сотворено по определенным установкам. Для безопасного сосуществования органики и установлены ограничения.

Ограничения

Стой же прямо, как тебе велено и те, кто обратится с тобой! Не выходите за ограничения, ведь Он видит то, что вы делаете! (11:112)

Кушайте здравое из того, чем Мы наделили вас, но не переходите границы в этом, а то вызовите Мое недовольство вами. Кто вызовет Мое недовольство — погибнет! (20:81)

Небо Он воздвиг и установил мерило (весы), чтобы вы не выходили за ограничения меры (весов). (55:7-8)

Свобода в принятии решений выявляет истинное лицо человека. Алгоритм оценки поведения прост: нарушено или не нарушено ограничение Творца.

Нарушители границ

Неужели им завещано это? Конечно, они — народ, вершащий произвол! (51:53)

Или повелевают им это их сны?

Или они — народ, творящий произвол? (52:32) 

Так нет!

Поистине, человек ведь выходит за предел оттого, что видит кого-либо разбогатевшим! (96:6)

Итогом результата отрицательной деятельности зачастую служит наказание уже в этой жизни.

Они говорили: «О, горе нам! Мы были вышедшими за предел! (68:31) 

Причинно-следственная связь как раз и зиждется на внутреннем, духовном состоянии его носителя. Тому подтверждением являются истории, произошедшие с беззаконными народами.

История

Иди к фараону, поистине, он перешел ограничения! (20:24)

а народ Нуха (Ноя) еще раньше! Поистине, они были наиболее мракобесными и вышедшими за предел! (53:52)

Что касается народа Самуд, то они были погублены за произвол. (69:5)

который творил произвол в стране? (89:11) 

Считали ложью народ Самуд в своем произволе. (91:11)

Главное отличие между людьми состоит не просто в вере в Бога, а в вере в предстоящий День Долга. Настоящая уверенность в этом проявляется не на словах, а на деле. Те, кто действительно считает, что будет отвечать по полной перед Создателем, нарушать ограничения, установленные Всевышним, не будет. Но участь нарушителей ограничений в День Долга весьма печальна.

            День Долга

Ответом будет: «Конечно, но вы не были верующими! Мы не могли вами распоряжаться! Конечно, вы были людьми, вышедшими за предел!». (37:29-30)

Поистине, ведь для вышедших за ограничения — злое пристанище. (38:55)

Сказал привязанный к нему: «Господь наш! Я не выводил его за ограничения, однако, он сам был в далеком заблуждении!». (50:27)

Поистине, Ад станет засадой для вышедших за ограничения. (78:22)