Коран о портящих

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Эмпирический опыт человечества столкнулся с порядком и соразмерностью окружающего мира. Гармония противоположных явлений, слаженность происходящих процессов вызывает восхищение пытливого и созерцающего разума.Нарушение же дисбаланса в налаженном механизме можно обозначить простым словом «порча», в смысле «портить» В Коране используются слова, производные от корня «фасада», означающего – «становиться негодным, гнилым, испорченным, недействительным».

Для поддержания гармонии Творец призвал человека не совершать действия, которые могут произвести порчу:

Не портьте на земле после устроения ее! Призывайте Его со страхом и желанием, поистине, милость Бога близка совершающим хорошее! (7:56)

Дисбаланс в природе и обществе со сбоями в происходящих событиях объясняется неправильными действиями именно человека, порой не отдающего себе в этом отчета:

Когда им было сказано не портьте на земле, они отвечали: «Поистине, мы являемся улучшающими!» Поистине, не они ли портящие?! Однако они не осознают этого. (2:11-12)

Налицо два типа поведения людей: благотворящие и портящие:

Или Мы установили тех, кто поверили и исправились, похожими на портящих на земле?! Или установили осмотрительных подобными нечестивцам?! (38:28)

Творец задал эталон – Коран, по которому Он определяет склонность человека:

Если они отвернутся, то, поистине, Бог знает о портящих! (3:63)

Среди них есть такие, что верят в нее и такие, что не верят в нее. Господь твой лучше знает портящих! (10:40)

В Коране предписывается благотворительность, в том числе к сиротам. И в этом люди также различаются:

Спрашивают они тебя о сиротах.

Ответь: «Улучшение их положения – хорошее дело!» Если вы с ними общаетесь, то они — ваши братья. Ведь Бог различает портящих от исправляющих. Если бы Бог пожелал, то Он поставил бы вас в затруднительное положение. Поистине, Бог Всемогущий, Мудрый! (2:220)

Мы понимаем, что противовесом, сеющим порчу вокруг, служат благотворящие люди. Деятельность и тех, и других видна наглядно, и их результаты обусловлены слаженностью действий. Получается, что причиной порчи на земле может быть более высокая взаимопомощь испорченных персонажей:

Те, которые закрылись, одни из них — покровители другим. Если вы этого не сделаете, то будет смута на земле и большая порча. (8:73)

Наглядно показана зависимость состояния социума от состояния верующих. Тем самым на верующих возлагается огромная ответственность.

Однако непонимание степени ответственности, оглядка на прошлое держит верующих в стагнации. Пример предшественников хорош для анализа, но не для копирования, тем более что основная часть истории не дает представления о гармонии:

Если бы не было до вас селений, обладающих тем, что сохранилось, то удерживали бы от порчи на земле, исключительно немного из числа тех, кого Мы спасли. Последовали мракобесы за роскошью и стали преступниками! (11:116)

Как уже упоминалось, некоторые люди могут не отдавать себе отчета в том, что они являются сеющими порчу. Поэтому очень важно распознавать признаки порчи:

А когда он, отвернувшись уходит, то стремится портить на земле, погубить посевы и потомство. Но ведь Бог не любит сеющих порчу. (2:205)

Все перечисленное имеет прецеденты в истории человечества:

Неужели ты не думал, как Мы поступили с городом Ирам, обладателем колонн, народа Ад, подобие которого не было сотворено в странах, с народом Самуд, которые пробивали скалы в долине, с фараоном, обладателем кольев, который творил произвол в стране?!Так, большинство их были портящими! (89:6-12)

Беззаконие порождает порчу, исходя из чего, на основе примеров истории можно вычленить дополнительные примеры порчи:

Обратился Лут (Лот): «Господи, помоги мне против портящего народа!» (29:30)

Другой вестник – Шуайб, наряду со служением Богу, призывал не портить вокруг:

К народу Мадьян Мы послали, брата их, Шуайба. И сказал он: «О народ мой! Служите Богу и надейтесь на последний День. Не ходите по земле, портя!» (29:36)

При этом Шуайб акцентировал внимание на то, что изменение устройства Бога и распространение зла — порча:

К народу Мадьян был послан брат их Шуайб.

Он сказал: «О мой народ! Служите Богу! Божество исключительно Он! Пришел к вам ясный аргумент от вашего Господа. Полностью соблюдайте меру и вес. Не обманывайте людей в торге ни в чем и не портьте на земле после устроения ее. (7:85)

О народ мой! Полностью соразмеряйте меру и вес! Не обманывайте людей ни в чем и не чините зло на земле, будучи портящими! (11:85)

Следующий вестник, Салих, также призывал к гармонии, но все равно столкнулся с испорченностью соплеменников:

Вспомните, как Он установил вас преемниками после народа Ад и поместил вас на земле. На равнинах вы устраиваете замки, а в горах вытесаете дома. Так помните же благодеяние Бога и не совершайте беззакония на земле, будучи портящими! (7:74)

Было в городе группа из девяти человек, которые портили на земле, а не улучшали. (27:48)

Наиболее объемно представленная в Коране история с Моисеем дает несколько примеров испорченности:

Потом послали Мы после них Мусу (Моисея) с Нашими знамениями к фараону и его знати, но они стали мракобесами к этому. Посмотри же, каков был результат портящих! (7:103)

Проявлениями порчи являются убийства и искусственное раздробление общества.

Поистине, фараон превознесся на земле и установил ее людей в группировки, ослабляя одну часть из них. Он вырезал их сынов и оставлял в живых женщин. Поистине, он был из портящих! (28:4)

Колдовство также относится к порче:

После того, как они бросили, Муса (Моисей) сказал: «То, что вы явили — колдовство. Поистине, Бог сделает напрасным это! Поистине, Бог не улучшает дела портящим!» (10:81)

Испорченностью Творцом расценивается сопротивление Божественным знамениям, ясно доказывающим истинность:

Отвергли они  их, хотя убедились их мракобесные и высокомерные личности. Так посмотри, каков был результат портящих! (27:14)

Важным моментом служит факт непреодолимого барьера для принятия раскаяния перед самой смертью из-за испорченности, ярким примером чему является гибель фараона:

Это теперь, а раньше ты противился и был портящим. (10:91)

После всех перипетий на пути к долгожданной свободе Моисей повелел своему народу отстраниться от порчи:

Когда молил Муса (Моисей) пролить дождь для своего народа, то Мы сказали: «Ударь своей палкой о камень!» И забило из него двенадцать ключей, а все люди узнали место, где им следует пить. «Ешьте и пейте из надела Бога, но не портьте на земле!» (2:60)

С аналогичной просьбой Моисей обратился к своему брату Аарону:

Сказал Муса (Моисею) своему брату Харуну (Аарону): «Замести меня в моем народе, устрой порядок и не следуй по пути портящих!» (7:142)

Из истории с Давидом мы видим, что защита от агрессора, стойкость в справедливости является заслоном на пути порчи:

Нанесли они им поражение с позволения Бога, а Дауд (Давид) убил Джалута (Голиафа). Дал ему Бог власть и разборчивость. Научил Он его тому, что он пожелал. Если бы Бог не защищал одних людей от других, то была бы порча на земле. Однако Бог обладает пользой для людей. (2:251)

Препятствованию порчи было посвящена деятельность того, кто назван двурогим:

Они сказали: «О обладатель двух рог! Поистине, «йаджудж» и «маджудж» портят землю. Может установить нам для тебя расход, чтобы ты устроил между нами и ними преграду?» (18:94)

На примере с Каруном можно сделать вывод о том, что гордыня, стяжательство и спесь – предтеча порчи:

Когда говорил ему народ его: «Не ликуй! Поистине, Бог не любит ликующих! Стремись тем, что даровал тебе Бог, к Жилью Последнему! Не забывай своего удела в этом мире и совершай добро, как сделал тебе Бог добро! Не стремись портить на земле! Поистине, Бог не любит портящих!», то он отвечал: «Поистине, дано мне это из-за моих знаний!» (28:77)

Иудейские жрецы были непримиримыми оппонентами Мухаммада. Из-за слепой ненависти их оскорбления распространялись даже на Создателя:

Сказали иудеи: «Рука Бога связана!» Их руки связаны. Прокляты они за то, что говорили. Конечно «руки» у Него распростерты. Расходует Он как желает. Ведь непременно у многих из них низведенное тебе от твоего Господа увеличивает произвол и закрытость. Мы бросили между ними вражду и ненависть до Дня Предстояния. Как только они зажгут огонь для войны, тушит его Бог. Устремляются они портить на земле, но Бог не любит портящих! (5:64)

Такое духовное состояние иудейских «мудрецов» уже приводило к плачевным результатам:

Мы определили детям Израиля в Предписании: «Вы дважды вызовите порчу на земле. Вы ведь непременно возвеличитесь большим превознесением!» (17:4)

В Коране есть пример дисбаланса в мироздании, который дается в доказательство истинного единобожия:

Если бы были в них боги, за исключением единственного Бога, то испортились бы они. Так, бесконечно далек Бог, Владыка пребывания, от того, что они Ему приписывают! (21:22)

Божественная истина беспристрастна, и только такой подход способствует порядку во всем окружении человечества:

Если бы истина последовала за их страстями, ведь испортились бы небеса, земля и те, кто в них! Конечно Мы привели им напоминание, но они от напоминания отстранились! (23:71)

Причинно-следственная связь, отраженная в Коране, дает ответы на вопросы, связанные с происходящими событиями:

Появилась порча на суше и море за то, что приобрели руки людей, чтобы дать им вкусить часть того, что они творили. Может быть, они возвратятся! (30:41)

Данный алгоритм относится не только к природным явлениям, но и к состоянию общества. Для предотвращения несоразмерности в социуме верующим предписывается не поддерживать законы, приводящие к порче:

Не слушайтесь приказов излишествующих, которые портят на земле и не исправляют! (26:151-152)

Тем самым стимулируется активная гражданская позиция. Только живое участие верующих в политической жизни страны может способствовать формированию законов страны, соответствующих предписаниям Бога. Поэтому так важен следующий отрывок:

Поистине, в воздаяние, те, которые воюют с Богом, Его посланником и стремятся портить на земле будут: либо убиты, либо распяты, либо будут отсечены у них руки и ноги накрест, либо будут они высланы из земли. Это для них позор в ближайшей жизни, а в Последней для них великое наказание, за исключением раскаявшихся до того, как вы станете могущественны над ними. Так знайте, что Бог — Прощающий, Жалеющий! (5:33-34)

Как бы ни относились в мире к наказанию, смертная казнь (физическое наказание преступников) или депортация должны иметь место в качестве вида уголовной ответственности граждан.

Мораторий на смертную казнь показал свою несостоятельность, а отсутствие настоящего наказания для воров, коррупционеров, бандитов и т.д. способствует рецидивам, т.к. нынешняя пенитенциарная система не решает вопрос исправления преступников и не препятствует возникновению преступлений.

Однако отсутствие заслуженного наказания в этой жизни для преступников не повод для спокойствия. Суд после смерти расставит все на свои места:

Тем, которые закрылись и отталкивали от пути Бога, Мы прибавим им наказание сверх наказания за то, что они портят! (16:88)

Испорченным людям будет предоставлено положенное им место, а благотворящим, соответственно, свое:

Вот Жилье Последнее Мы установим его тем, кто не желает величаться на земле и портить. Таков результат у осмотрительных! (28:83)