Коран о ненужных качествах

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Человек, являясь существом общественным, в своей жизни нередко подвергается влиянию демагогии и тому, что принято называть ораторским искусством. Зачастую люди, пленившись витиеватой красотой слога, не улавливают сути сказанного, т.к. внешняя «обертка» услышанного не позволяет слушателю глубоко проанализировать полученную информацию. Вестник Мухаммад, будучи простым человеком, также был подвержен подобной слабости.

Среди людей есть такие, чьи слова в жизни тебя восхищают и он свидетельствует Богом о том, что у него в сердце, но он непримиримый противник. А когда он, отвернувшись уходит, то стремится сеять порчу на земле, погубить посевы и потомство. Но ведь Бог не любит сеющих порчу.

Когда ему было сказано: «Остерегайся Бога!», то его схватило величие во грехе. Так достаточно ему Ада! Ведь это плохое ложе! (2:204-206)

К сожалению, для большинства людей внешняя сторона того или иного вопроса имеет приоритетное значение при принятии какого-либо решения. Вследствие подобного неверного действия у человека по меньшей мере наступает разочарование, не говоря уже о более серьезных последствиях. Только при помощи Бога в свое время Его посланник понял ошибочность такого восприятия, что явилось бесценным уроком и для верующих.

Когда ты их видишь, тебя восхищают их формы. Если они говорят, ты слушаешь их слова, точно они опорные столбы. Они всякий крик считают против себя. Они — враги, так берегись их! Бог убьет их, где бы они не наводили напраслину!  (63:4)

По сути, ораторство как вид публичной деятельности направлено на привлечение внимания, и неизбежно сталкивается с необъективной похвалой со стороны публики. Это сторона «красного словца» и является естественной реакцией аудитории на все яркое, зрелищное. Однако такое отношение людей, в свою очередь, влияет на самого оратора. В этом как раз и состоит опасность для источника внимания.

Те, которые радуются тому, чему они следуют и любят, чтобы их славили за то, чего они не совершали, пусть не считают спасшимися от наказания. И ты не считай их такими. Поистине, для них мучительное наказание! (3:188)

Избалованная вниманием общества личность незаметно для себя начинает верить в свое превосходство над остальными, считать свои заслуги значимыми, а действия безошибочными. Все это влияет на внутреннее состояние человека и проявляется во внешнем поведении – походке, мимике, голосе. Предостережением для таких людей является увещевание Лукманом своего сына.

Не криви свою щеку пред людьми и не ходи по земле в ликовании. Поистине, Бог не всяких любит гордецов и обманщиков! Будь умерен в своей походке и понижай свой голос. Поистине, самый противный из голосов, ведь голос осла! (31:18-19)

Опасности подвергаются и сами слушатели. Ведь пассивное восприятие «разжеванного» приводит к ослаблению индивидуальной мыслительной деятельности. Человек, привыкший к получению готового материала, утрачивает способность к анализу полученной информации и тем более к ее критическому восприятию. Следствием подобного состояния является слабость веры, что выражается в поведении людей.

Заместили после них преемники, которые унаследовали Предписание. Они поразились демонстрацией этой ближней жизни и говорили: «Простится нам!». Если приходила к ним подобная демонстрация, то они ее брали! Неужели не был с них взят договор Предписания, что они будут говорить на Бога только истину и изучать, что было там?! Жилище последнее лучше для осмотрительных. Так неужели вы не образумитесь?! (7:169)

Единственным средством, предохраняющим человека от выше описанного состояния, может стать внимательное, независимое изучение Предписания Бога, в результате чего у человека появится способность мыслить самостоятельно и неуклонно следовать за божественной истиной.