Коран о наказании за воровство

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Присвоение любой материальной ценности в каждом обществе оценивается по-разному. Но в одном случае это действие оценивается одинаково всеми, когда происходит незаконное присвоение – воровство.  Даже среди самих воров существует взгляд о грани, которую нельзя преступать. К этому явлению всегда было негативное отношение, и способы наказания за такое преступление были выработаны разные. Данный материал посвящен рассмотрению способов наказания, описанных в Коране.

Основным положением наказания вора в Коране является следующее предписание:

Вору и воровке позволительно отрезать (факта,у) две руки на двоих в воздаяние за то, что они приобрели, как примерное наказание от Бога. Поистине, Бог — Всемогущий, Мудрый! (5:38)

В отрывке использован термин «акта,у» с корнем «ката,а» – «резать, рубить, прекращать, разрывать». Форма слова от этого корня «акта,у» означает «предоставлять; наделять; позволять рубить, резать; порывать». Получается, что данная мера является наивысшей и применяется по усмотрению суда. Творец позволяет применить крайнюю меру в виде телесного наказания, которое не является единственным решением.

Следующий использованный термин в аяте – «айдияхума». Этот термин состоит из двух словоформ в двойственном виде – «айдия» – «две руки»и «хума» – «их обоих». Как видно из значения, речь идет о двух руках двух преступников разного пола. То есть мы видим указание, что наказываемые две руки относятся к обоим, т.е. по одной руке на преступника. Спекуляции о том, что этот термин стоит во мн. числе, не выдерживает никакой критики.

            То, что физическое воздействие не является первой и единственной формой решения, подтверждается следующим отрывком:

А кто раскается после своего мрака преступления и исправится, то Бог примет его покаяние. Поистине, Бог — Прощающий, Жалеющий! (5:39)

Данное преступление может возместиться исправлением положения дела преступником и искренним раскаянием.

Что означает раскаяние? Раскаяние означает невозвращение к прежнему деянию. Если человек совершает повтор, то речи о раскаянии идти не может, и к нему необходимо применять крайнюю меру наказания во избежание последующего рецидива.

Любопытно, что в Коране термин «айдияхума» употребляется единственный раз: только в 5:38. То есть подобных ситуаций мы в Коране больше не обнаружим.

Воры и воровки бывают разные, с разными возможностями и положением, чинами и рангами. На данный момент появилось мнение о том, что нельзя понимать в этом отрывке наказание как телесное. Предлагается понимать указанное действие как лишение ресурсов и возможностей для вора и воровки. В большей степени это можно применить к казнокраду, взяточнику и т.п. коррупционеру, лишив его возможности занимать должность. Однако большинство воров и воровок являются рядовыми гражданами. У них нет должностей и чинов. Они получают тюремные сроки и после отбытия наказания вновь принимаются за старое.

Как можно лишить их ресурсов и возможностей? Доступ к отмычкам, ножам, бритвам и т.п. инструментам преступления невозможно прекратить. Возможности же своровать есть всегда. Данное мнение не отвечает реалиям и противоречит реальной возможности борьбы с этим преступлением.

Также существует мнение о том, что глагол «акта,у» означает не ампутацию конечности, а лишь некий надрез, отметину, при этом ссылка делается на историю с Иосифом, когда женщины порезали себе руки:

Когда она услышала их козни, то послала за ними и приготовила для них кушетку. Она дала каждой из них нож и сказала: «Введите к ним!».

            После того, как они увидели его, они его возвеличили и порезали (ката,на) себе руки. Они воскликнули:

            «Боже упаси! Это — не человек! Поистине, он — благородный управленец!». (12:31)

Однако в этом отрывке используется другая форма глагола. Если же мы посмотрим на отрывки Корана с формой глагола, используемой в 5:38, то увидим следующую картину:

Я отрублю вам (укатти,анна) руки и ноги накрест, потом распну вас всех! (7:124)

            …Так я непременно отрублю вам (укатти,анна) руки и ноги накрест!… (20:71)

            …Я непременно отсеку вам руки (укатти,анна) и ноги накрест!… (26:49)

Речь идет об угрозе фараона приглашенным колдунам за их веру. Смысл в данных отрывках однозначен: ампутация конечностей.

В историческом Исламе существует утверждение, что следование божественному руководству только посредством Корана невозможно, так как многие положения в Предписании не описаны. В пример сторонники данной точки зрения приводят вид наказания – отрезание руки за воровство.

Как определить величину отрезаемой части тела?

Ответ прост: надо внимательно анализировать Предписание. Дело в том, что части тела довольно подробно описаны Творцом.

Или как дождь с неба, с мраком, громом и молнией. Они затыкают пальцами  уши от  грохота молний, опасаясь смерти. Бог «охватывает» закрывшихся. (2:19)       

Поистине, всякий раз как я их призывал, чтобы Ты простил им, они устанавливали пальцы в свои уши, укрывались в свои одежды, упорствовали и превозносились в высокомерии!  (71:7)

Как мы видим, пальцы описаны отдельным термином. Более того, описаны отдельно даже кончики пальцев:

Этих вы любите, а они вас не любят. Вы верите в Предписание целиком. Когда они встречают вас, то говорят: «Мы поверили!», а когда остаются наедине, то кусают от злости к вам кончики пальцев. (3:119)

            Также применяется собирательный термин для обозначения пальцев:

Вот внушил Господь твой управленцам: «Я — с вами, так укрепите тех, которые поверили! Я брошу в сердца тех, которые закрылись страх. Так бейте их выше шей и бейте их по всем пальцам!». (8:12)

Конечно, есть у Нас возможности подобрать его пальцы! (75:4)

Если бы было предписание отрезать пальцы, было бы конкретное указание на это. То есть пальцы мы исключаем. С какого места точно начинается рука? Вот история с Иовом:

Сказал Бог: «Возьми в свою руку вязанку, ударь им и не нарушай!». Мы нашли его терпеливым. Благодетельный слуга! Поистине, он — кающийся! (38:44)

            Любой человек понимает, что мы берем какую-либо вещь, зажав ее пальцами. Но мы уже вывели, что наказание не касается пальцев.

Что остается?

Следующая часть руки – кисть. Кисть – область руки от запястья до пальцев. Именно этой частью тела мы берем вещи. В Коране отдельно слово «кисть» не употребляется. Как мы видим, данная часть сразу называется «рука». Теперь мы имеем право смело утверждать, что отрезать руку можно начиная с кисти.

Для санкции наказания существует суд. Суд волен применить степень наказания, что относится и к части тела. В нашем случае суд правомочен определить отрезание руки, начиная от кисти. Само собой, судебное разбирательство сопровождается предоставлением доказательной базы, и если воровство доказано, то суд должен вынести свой приговор с учетом всех возможностей, предоставленных Богом в Коране:

1) позволить на первый раз исправить преступление;

2) при повторе применить крайнюю меру наказания – отрезание руки, начиная с кисти.

Само собой, такой вид наказания с либеральной точки зрения считается средневековьем и дикостью. Однако любое мнение может быть ошибочным. Мы же должны в первую очередь понимать, что это – божественное предписание. Во вторую очередь, именно такой порядок наказания может стать реальным инструментом в борьбе с воровством. На практике уровень воровства гораздо меньше там, где применяется наказание в виде отрезания руки за воровство. В странах, где это не применяется, уровень воровства выше.

Еще одним утверждением в историческом Исламе является то, что в Коране не определена величина сворованного имущества, с которого можно считать человека вором, а в традиции (хадисы, ахбары) эта мера есть. Хотелось бы ответить на это следующим образом. Любой здравомыслящий человек в любом обществе никогда не назовет вором человека, взявшего без спросу, к примеру, спички, яблоко или крошку. У всех народов существовало и существует некая планка, до которой укравший не называется вором. Его могут назвать хулиганом, негодником или еще как-нибудь, но полновесным вором не назовут. Что касается нашего времени, то в уголовном кодексе всех стран существует мера, превышение которой приводит к уголовной ответственности. Так что для применения коранического предписания о наказании за воровство нет объективных препятствий. Уверен, что любое предписание Корана можно исполнять в любом обществе и во все времена. Для этого необходима лишь общественная и политическая воля.