Коран о знании

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Человек отличается от всего остального животного мира способностью приобретать и развивать свои знания. Знания могут касаться совершенно разных тем и понятий. На сегодняшний день сформировались следующие понятия знания:

Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.

Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения, но обычно содержит ошибки и противоречия.

Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий. (Википедия)

Знание – проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий. (Глоссарий)

Мы понимаем, что знания могут различаться степенями важности для человека. А какие знания более важны для верующего Господу? Конечно же, для любого верующего человека приоритетными являются знания, полученные от Бога, то есть находящиеся в Предписании.

Ведь приходили Мы к ним с Предписанием и подробно изложили со знанием, с наставлением и милостью для людей, которые верят. (7:52)

А если они не ответят вам, то знайте, что ниспослал ее (Словесность) со знанием Бог! Поистине, божество — исключительно Он! Так смиритесь ли вы? (11:14)

Из приведенных выше отрывков можно сделать заключение, что Коран и является приоритетным знанием. Как будет видно ниже, сам Создатель расценивает Предписание как ниспосланное знание.

Не будут тобой довольны ни иудеи, ни христиане, пока ты не последуешь их общине. Скажи: «Поистине, наставление Бога и есть Наставление» Поистине, если ты последуешь их страстям после того, как знание пришло к тебе, нет тебе от Бога ни покровителя, ни помощника! (2:120)

Поистине, если ты придешь с любым знамением к тем, кому дано Предписание, они не последуют за твоим направлением и ты не последуешь их направлению. Не последуют одни из них направлению других. А если ты последуешь их желаниям после того, как пришло к тебе знание, то, поистине, ты будешь одним из мракобесов! (2:145)

А кто будет препираться с тобой об этом после того, как пришло к тебе знание, то скажи: «Приходите, призовем наших детей и ваших детей, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, потом воззовем и направим проклятие Бога на лжецов!» (3:61)

Таким образом Мы ниспослали его разборчивостью на арабском языке. Но если ты последуешь за их страстями, после того, как пришло к тебе знание, то нет тебе от Бога ни помощника, ни защитника! (13:37)

Однако мусульмане не могут однозначно утверждать, что истинные знания находятся только у них. То, что обладатели и предыдущих Корану Предписаний имеют знания от Творца, подтверждают следующие отрывки.

Поистине, обязанностью перед Богом является смирение. Но разошлись те, кому было даровано Предписание, лишь после того, как пришло к ним знание, притесняя друг друга. Кто закрыт от знамений Бога, то, поистине, Бог скор в расчете! (3:19)

Мы ведь поместили детей Израиля оправданным размещением и наделили их здравием. Они не разногласили, пока не пришло к ним знание. Поистине, Господь твой рассудит их в День Предстояния в том, в чем они разногласили! (10:93)

Они разделились исключительно после того, как явилось к ним знание, притесняя друг друга… (42:14)

Мы дали им ясные доказательства из дела, но они начали разногласить только после того, как пришло к ним знание, притесняя друг друга. Поистине, Господь твой рассудит между ними в День Предстояния то, в чем они разногласили! (45:17)

Как и мусульмане, иудеи и христиане разбились на множество течений. У всех нас одна и та же проблема: все опираются в своей вере на внеторические и внеевангелистические источники. Поэтому в Коране Всевышний и призывает всех обладателей Предписания установить прямо Тору и Евангелие, т.е. избавиться в воззрениях от шелухи, находящейся вне Предписания Бога.

Пусть разбирают обладатели Инжиля (Евангелия) потому, что низвел в нем Бог. Кто не разбирает по тому, что ниспослал Бог, те – отступники!     (5:47)

Поистине, если бы они основывались на Таурате (Торе), Инжиле (Евангелие) и том, что ниспослано им от их Господа, то они бы питались тем, что сверху их, и тем, что у них под ногами! Среди них есть умеренное главенство, но многие из них совершают злодеяния! (5:66)

Скажи: «О обладатели Предписания! У вас нет ничего, пока не будете основываться на Таурате (Торе), Инжиле (Евангелии) и том, что ниспослано вам от вашего Господа!» Но у многих из них ниспосланное тебе от твоего Господа непременно увеличивает произвол и закрытость. Не переживай о закрывшихся людях!

Поистине, у поверивших (ниспосланному): иудеев, сабеев и христиан — поверивших Богу, в Последний День и исправившихся — не будет страха, и не будут они опечалены! (5:68 – 69)

В свете усиления влияния религии в мире становится актуальным вопрос (как в межконфессиональном диалоге, так и в объяснениях религиоведов) о системе доводов и доказательств с позиции веры в Господа. Как уже говорилось выше, самыми значимыми знаниями, необходимых для основания своих доводов, является Предписание Творца. Опора не на божественную книгу, а на другие источники порицаются нашим Создателем.

Среди людей есть такой, кто препирается о Боге без знания, без Наставления, без ясного Предписания. (22:8)

Неужели вы не видите, что Бог подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле? Он одарил вас своими явными и незримыми благодеяниями! Среди людей есть тот, кто спорит о Боге, не имея ни знания, ни Наставления, ни ясного Предписания! (31:20)

Конечно, возможны мнения, что Знание, Наставление и Предписание – разные вещи, но нижеследующий отрывок расставляет все на место.

Это – Предписание, нет сомнения в нем – наставление для осмотрительных. (2:2)

Таким образом, Знание, Наставление и Предписание – суть одно целое, поэтому о знающих людях, упомянутых в следующих отрывках, мы можем сказать, что их знания основаны именно на божественном Предписании.

Он – тот, кто ниспослал тебе Предписание. В нем есть разборчивые знамения, являющиеся основой Предписания, и другие – похожие. А что касается тех, в сердцах которых отклонение, то следуют они за похожими на них, стремясь очаровать и стремясь растолковать это. Не знает толкования этого никто, за исключением Бога! Твердые же в знаниях говорят: «Мы поверили в него, все — от нашего Господа!» Вспоминают исключительно обладатели разума! (3:7)

Свидетельствует Бог, что Божество — исключительно Он! И управленцы, и обладающие знанием, которые стойки в соразмерности, свидетельствуют! Божество — исключительно Он – Всемогущий, Мудрый! (3:18)

Однако твердые в знании из них и верующие верят в то, что ниспослано тебе и, что ниспослано до тебя, выходят на молитвенную связь, дают обеляющий расход, верят Богу и в Последний День, этим Мы дадим великую награду! (4:162)

Коран открывает двери для безграничного поля деятельности разума человека в изучении окружающего его мира. Поэтому основой понимания любых научных открытий должно служить Предписание Бога – Коран. Любая попытка опоры на внекоранические истины приводят к искажению сути того или иного «творческого» озарения человека.