The Quran about the term “sunna”

In the name of God, the Gracious, the Merciful

Muslims around the world are familiar with the concept of “sunna.” The word “sunna” refers to the traditions/stories about the messenger Muhammad, his way of life, his statements and actions. But if we look at the direct meaning of this word, then we will see that in the Quranic text it means “law.”

In the Quran, God applies the word “sunna” in ten ayats. If this word is understood as “lifestyle“, “custom” or “tradition“, then the meaning of these passages turns out to be rather confusing.

The laws (sunana) of God have already been discarded before you, so proceed throughout the earth and observe how was the end of those who denied. (3:137)

 

Here one cannot understand “sunna” as a “custom” or “lifestyle“, because people, on the contrary, defended their customs and way of life, motivating their actions by the fact that they got them from their ancestors. Moreover, the word “sunna” God applies to Himself. Therefore, we cannot understand the word “sunna” except as a “law“, because such terms as “the custom of God” or “the way of life of God” are unnatural.

There is not to be upon the prophet any discomfort concerning that which God has imposed upon him the established law of God (sunnata-llahi) with those who have passed on before. And ever is the affair of God a destiny decreed. (33:38)

Then do they await except the law (sunnata) of the former peoples? But you will never find in the law of God (sunnata-llahi) any change, and you will never find in the law of God (sunnata-llahi) any alteration! (35:43)

But never did their faith benefit them once they saw Our power by the established law of God (sunnata-llahi) which was rejected by His servants! (40:85)

…the established law of God (sunnata-llahi) which has occurred before. And never will you find in the law of God any change! (48:23)

 

Since the days of Adam, people who were guided by their passions did not cease to violate the laws of God. The Almighty from the very beginning of the history of mankind sent the laws through the messengers to people so that people could live in peace, justice and harmony.

Law (sunnatana) of those We had sent before you of Our messengers; and you will not find in Our laws (lisunnatina) any alteration! (17:77)

 

Human essence, interpersonal relations have not undergone a significant change. Only the “technical” habitat changes. To avoid previous mistakes, the Creator draws our attention to the history of the nations to whom the messengers brought the laws of God.

God wants to make clear to you and guide you to the laws (sunana) of those before you and to accept your repentance. And God is Knowing and Wise. (4:26)

Say to those who closed themselves if they cease, what has previously occurred will be forgiven for them. But if they return – then the precedent law (sunnatu) has been continuing. (8:38)

They do not believe in this and the ancient law (sunnata) was cast off! (15:13)

And nothing has prevented the people from believing when Guidance came to them and from asking forgiveness of their Lord except that there befall them the precedent law (sunnatu) of the ancients or that the punishment should come before them! (18:55)

 

Laws invented by people themselves in opposition to the laws of God or claiming to be equal in fulfilment can’t be an example for achieving harmony on earth and happiness in the last life.

Once again we recall the passage:

Law (sunnatana) of those We had sent before you of Our messengers; and you will not find in Our laws (lisunnatina) any alteration! (17:77)

 

It becomes obvious that the above passages imply the very laws of God brought by the messengers.

As before, people still ceaselessly violate the laws of God, distort and try to change them in order to please their passions and speculations. Therefore, throughout the history of mankind, God sent messengers, again and again, to restore again their immutable laws through them.

By the established law of God (sunnata-llahi) with those who passed on before; and you will not find in the law of God (sunnata-llahi) any change! (33:62)

 

The Creator of all things unequivocally expressed that there is no substitute for His laws. So do we dare to offer anything in exchange to His prescriptions?!

Коран о термине «сунна»

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Мусульмане всего мира знакомы с понятием «сунна». Под словом «сунна» подразумеваются предания о вестнике Мухаммаде, его образ жизни, его высказывания и действия. Но если посмотреть на прямое значение этого слова, то мы увидим, что в кораническом тексте оно означает «закон».

В Коране Бог применяет слово «сунна» в десяти аятах. Если это слово понимать как «образ жизни», «обычай» или «предание», то смысл этих отрывков получится довольно запутанным.

До вас уже были отброшены законы (сунанун) Бога! Походите по земле и посмотрите, каков был конец считающих их ложью! (3:137)

Здесь нельзя понимать «сунну» как «обычай» или «образ жизни», так как люди, напротив, защищали свои обычаи и образ жизни, мотивируя свои действия тем, что они достались им от их предков. Мало того, слово «сунна» Бог применяет относительно Себя. Следовательно, мы не можем понимать слово «сунна» иначе как «закон», ведь не можем же мы выражаться такими терминами, как «обычай Бога» или «образ жизни Бога».

Не таков вестник, чтобы стесняться того, что Бог ему обязал закон Бога (сунната-ллахи) тех, которые миновали раньше. Дело Бога было определено (33:38)

Ожидают ли они лишь закона (сунната) первых? Так, ты не обнаружишь закону Бога (суннату-ллахи) замены и не обнаружишь ты закону Бога (суннату-ллахи) перемены! (35:43)

Но не было пользы им от их веры после того, когда они увидели Нашу силу, по закону Бога (сунната-ллахи), который был отброшен Его слугами! (40:85)
… по закону Бога (суннату-ллахи), который был отброшен ранее. Ты не обнаружишь в законе Бога (ли-суннати-ллахи) перемены! (48:23)

Со времен Адама люди, руководимые своими страстями, не перестают нарушать законы Бога. Всевышний с самого начала истории человечества ниспосылал людям законы через вестников, чтобы люди могли жить в мире, справедливости и согласии.

Закон (суннатана) тех, кого Мы посылали до тебя из Наших посланников!

Не обнаружишь ты для Наших законов (лисуннатина) перемены! (17:77)

Человеческая суть, межличностные отношения не претерпели существенного изменения. Изменяется лишь «техническая» среда обитания. Чтобы избежать прежних ошибок, Создатель обращает наше внимание на историю народов, которым посланники приносили законы Бога.

Бог желает разъяснить вам, наставить вас на законы (сунана), которые были до вас и принять ваше покаяние. Поистине, Бог — Знающий, Мудрый! (4:26)

Скажи тем, которые закрылись, если они удержатся, им будет прощено то, что было прежде, а если возобновят, то изначальный закон (суннату) продолжается. (8:38)

Они не верят этому, и был отброшен древний закон (суннату)! (15:13)

Когда явилось Наставление, оно вызвало интерес людей, так что они поверили и попросили прощения у их Господа, кроме того, что приходили к ним законы (суннату) древних или приходило пред ними наказание! (18:55)

Законы, придуманные самими людьми в противовес законам Бога или претендующие на равенство исполнения, не могут быть примером для достижения гармонии на земле и счастья в последней жизни.

Еще раз вспомним отрывок:

Закон (суннатана) тех, кого Мы посылали до тебя из Наших посланников. Не обнаружишь ты для Наших законов (лисуннатина) перемены! (17:77)

Становится очевидным, что вышеприведенные отрывки подразумевают именно законы Бога, принесенные вестниками.

Люди, как и раньше, непрестанно нарушают законы Бога, искажают и стараются изменить их в угоду своим страстям и домыслам. Поэтому в течение всей истории человечества вновь и вновь Бог посылал вестников, чтобы через них вновь восстановить Свои неизменные законы.

… по закону Бога (сунната-ллахи) для тех, которые миновали раньше. Ты не обнаружишь в законах Бога (ли-суннати-ллахи) изменения! (33:62)

Творец всего сущего однозначно высказался о том, что нет никакой замены Его законам. Так неужели мы посмеем предложить что-либо взамен Его предписаниям?!

Альтернативный текст

Сунна в традиционалистском исламе считается особым источником богооткровенного знания наряду с Кораном. Согласно традиционализму сунна это пример и практика Мухаммада, зафиксированная в хадисах. Под «сунной» понимают любое действие, бездействие, слова, молчаливое одобрение посланника. Считается, что, как и Коран, сунна является инструкцией в религиозной жизни. Но, это всё согласно традиции, что же говорит Коран?

Что такое сунна согласно Корану?

Стоит отметить, что «сунна» всегда упоминается с именем Мухаммада или вместе с его статусом, то есть обычно говорят: «сунна Мухаммада» (по-арабски «суннату-Мухаммад»), «сунна посланника» (суннату-рраусль), «сунна вестника» (суннатун-ннаби). Но в Коране данное слово никогда не употребляется в подобном словосочетании, в Коране наоборот, говорится о «сунне Бога» (суннату-ллах) (33:38, 33:62, 35:43, 40:85, 48:23, так же 17:77).

Тогда, что же значит слово «сунна»? Ведь мы не можем говорить о «практике, примере» Бога. Дело в том, что одним из значений данного слова является «закон». И именно в данном смысле оно употребляется в Коране в отношении Бога.

Как видим, в Коране нет указаний на то, что есть некий вид богооткровенного знания как «сунна» отдельно от Корана. Очевидно, что «закон Бога» отражён в самом Коране, в Слове Божьем. И для Его законов нет замены и нет перемены, как сказано в 17:77, 35:43, 48:23.

К слову, нужно отметить, что порой традиционалисты говорят о том, что сунна является вторым источником в исламе после Корана, но при этом говорят, что сунна является судьей над Кораном, а не Коран над сунной (!). На практике Коран не ставят во главу угла, сунне отдают предпочтение перед Кораном. Конечно, все мы сами ответим перед Богом.