Коран о термине «сунна»

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Мусульмане всего мира знакомы с понятием «сунна». Под словом «сунна» подразумеваются предания о вестнике Мухаммаде, его образ жизни, его высказывания и действия. Но если посмотреть на прямое значение этого слова, то мы увидим, что в кораническом тексте оно означает «закон».

В Коране Бог применяет слово «сунна» в десяти аятах. Если это слово понимать как «образ жизни», «обычай» или «предание», то смысл этих отрывков получится довольно запутанным.

До вас уже были отброшены законы (сунанун) Бога! Походите по земле и посмотрите, каков был конец считающих их ложью! (3:137)

Здесь нельзя понимать «сунну» как «обычай» или «образ жизни», так как люди, напротив, защищали свои обычаи и образ жизни, мотивируя свои действия тем, что они достались им от их предков. Мало того, слово «сунна» Бог применяет относительно Себя. Следовательно, мы не можем понимать слово «сунна» иначе как «закон», ведь не можем же мы выражаться такими терминами, как «обычай Бога» или «образ жизни Бога».

Не таков вестник, чтобы стесняться того, что Бог ему обязал закон Бога (сунната-ллахи) тех, которые миновали раньше. Дело Бога было определено (33:38)

Ожидают ли они лишь закона (сунната) первых? Так, ты не обнаружишь закону Бога (суннату-ллахи) замены и не обнаружишь ты закону Бога (суннату-ллахи) перемены! (35:43)

Но не было пользы им от их веры после того, когда они увидели Нашу силу, по закону Бога (сунната-ллахи), который был отброшен Его слугами! (40:85)
… по закону Бога (суннату-ллахи), который был отброшен ранее. Ты не обнаружишь в законе Бога (ли-суннати-ллахи) перемены! (48:23)

Со времен Адама люди, руководимые своими страстями, не перестают нарушать законы Бога. Всевышний с самого начала истории человечества ниспосылал людям законы через вестников, чтобы люди могли жить в мире, справедливости и согласии.

Закон (суннатана) тех, кого Мы посылали до тебя из Наших посланников!

Не обнаружишь ты для Наших законов (лисуннатина) перемены! (17:77)

Человеческая суть, межличностные отношения не претерпели существенного изменения. Изменяется лишь «техническая» среда обитания. Чтобы избежать прежних ошибок, Создатель обращает наше внимание на историю народов, которым посланники приносили законы Бога.

Бог желает разъяснить вам, наставить вас на законы (сунана), которые были до вас и принять ваше покаяние. Поистине, Бог — Знающий, Мудрый! (4:26)

Скажи тем, которые закрылись, если они удержатся, им будет прощено то, что было прежде, а если возобновят, то изначальный закон (суннату) продолжается. (8:38)

Они не верят этому, и был отброшен древний закон (суннату)! (15:13)

Когда явилось Наставление, оно вызвало интерес людей, так что они поверили и попросили прощения у их Господа, кроме того, что приходили к ним законы (суннату) древних или приходило пред ними наказание! (18:55)

Законы, придуманные самими людьми в противовес законам Бога или претендующие на равенство исполнения, не могут быть примером для достижения гармонии на земле и счастья в последней жизни.

Еще раз вспомним отрывок:

Закон (суннатана) тех, кого Мы посылали до тебя из Наших посланников. Не обнаружишь ты для Наших законов (лисуннатина) перемены! (17:77)

Становится очевидным, что вышеприведенные отрывки подразумевают именно законы Бога, принесенные вестниками.

Люди, как и раньше, непрестанно нарушают законы Бога, искажают и стараются изменить их в угоду своим страстям и домыслам. Поэтому в течение всей истории человечества вновь и вновь Бог посылал вестников, чтобы через них вновь восстановить Свои неизменные законы.

… по закону Бога (сунната-ллахи) для тех, которые миновали раньше. Ты не обнаружишь в законах Бога (ли-суннати-ллахи) изменения! (33:62)

Творец всего сущего однозначно высказался о том, что нет никакой замены Его законам. Так неужели мы посмеем предложить что-либо взамен Его предписаниям?!

Альтернативный текст

Сунна в традиционалистском исламе считается особым источником богооткровенного знания наряду с Кораном. Согласно традиционализму сунна это пример и практика Мухаммада, зафиксированная в хадисах. Под «сунной» понимают любое действие, бездействие, слова, молчаливое одобрение посланника. Считается, что, как и Коран, сунна является инструкцией в религиозной жизни. Но, это всё согласно традиции, что же говорит Коран?

Что такое сунна согласно Корану?

Стоит отметить, что «сунна» всегда упоминается с именем Мухаммада или вместе с его статусом, то есть обычно говорят: «сунна Мухаммада» (по-арабски «суннату-Мухаммад»), «сунна посланника» (суннату-рраусль), «сунна вестника» (суннатун-ннаби). Но в Коране данное слово никогда не употребляется в подобном словосочетании, в Коране наоборот, говорится о «сунне Бога» (суннату-ллах) (33:38, 33:62, 35:43, 40:85, 48:23, так же 17:77).

Тогда, что же значит слово «сунна»? Ведь мы не можем говорить о «практике, примере» Бога. Дело в том, что одним из значений данного слова является «закон». И именно в данном смысле оно употребляется в Коране в отношении Бога.

Как видим, в Коране нет указаний на то, что есть некий вид богооткровенного знания как «сунна» отдельно от Корана. Очевидно, что «закон Бога» отражён в самом Коране, в Слове Божьем. И для Его законов нет замены и нет перемены, как сказано в 17:77, 35:43, 48:23.

К слову, нужно отметить, что порой традиционалисты говорят о том, что сунна является вторым источником в исламе после Корана, но при этом говорят, что сунна является судьей над Кораном, а не Коран над сунной (!). На практике Коран не ставят во главу угла, сунне отдают предпочтение перед Кораном. Конечно, все мы сами ответим перед Богом.