Коран о термине "миллятун"

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

По своему складу люди склонны к созданию объединений, первопричина чего заложена инстинктом выживания. Люди группировались на определенной территории, вырабатывали правила поведения, в основе которых было заложена «философия бытия». Окружающий мир рождал монистическое мировоззрение, которое выражалось в виде пантеизма и политеизма. Для устранения этого заблуждения среди людей появлялись посланники Творца, разъясняющие ошибочность их мнения об окружающем мире. Те, кто верил доведенной вестниками информации, также стремились к объединению. В Коране объединения определяются термином «миллятун», образованного от корня «маллюн», что означает «сметывать, сшивать на живую нитку». Данное значение термина можно выразить двумя синонимами –» община» и «общество». Вот как трактуются эти дефиниции в словаре Ожегова:

 

ОБЩИНА

  1. При первобытнообщинном строе: форма организации общества, характеризующаяся коллективным владением средствами производства, совместным ведением хозяйства, полным или частичным самоуправлением.
  2. Самоуправляющаяся организация жителей какой-нибудь территориальной единицы.
  3. Организация.

 

ОБЩЕСТВО

  1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.
  2. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов.
  3. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-нибудь цели.

Отличие общества верных Богу от общества остальных людей заключается в объединении на основе божественного откровения. Откровение Господа в корне противоречило всему принятому в обществе людей, начиная от идеологии, заканчивая экономикой. Подобное различие вызывало конфронтацию общества с общиной верующих Богу. В Коране приведены исторические примеры таких конфликтов.

Ответила знать из его народа, которая возвеличилась:

«Мы непременно либо выгоним тебя, о Шуайб, и тех, которые поверили, из нашего селения, либо ты вернешься в нашу общину».

Он возразил: «Даже если бы мы ненавидели это? Мы измыслим на Бога ложь, если вернемся в вашу общину, после того как Бог спас нас от нее. Не бывать нашему возвращению, исключая желание Бога, Господа нашего! Объемлет наш Господь всякую вещь своим знанием! На Бога мы положились! Господи наш! Открой между нами и нашим народом истину, ведь Ты лучший из открывающих!» (7:88-89)

            Сказали те, которые закрылись, своим посланникам:

«Мы непременно выгоним вас из нашей земли или вы возвратитесь к нашей общине!» (14:13)

Агрессивное отношение к верующим было проявлением косного сознания людей, опорой которых была принятая среди них традиция.

Мы не слышали об этом в последней общине. Поистине, это – исключительно подделка! (38:7)

В основном верующие составляли незначительную часть своих народов. Большинство давило на меньшинство, порой вынуждая их покидать свой народ. Ярким примером служит реакция юношей, проспавших 300 лет по солнечному календарю в пещере, после сна. Они боялись продолжения насилия против них со стороны общества.

Поистине, если они узнают о вас, то побьют камнями либо возвратят в свое общество, и не будете никогда счастливы! (18:20)

Главными ориентирами для поведения верующих всегда выступали посланники Бога. Показательно в этом отношении высказывание Иосифа.

Юсуф (Иосиф) ответил:

«Придет к вам пища, которая вам дается, только я до этого возвещу вам толкование этого. Это для вас – то, чему научил меня мой Господь! Я оставил общество людей! Они не верят Богу, а от будущей жизни они закрыты! Я последовал за общиной отцов моих – Ибрахима (Авраама), Исхака (Исаака) и Якуба (Якова). Мы ничего не устраиваем в причастные Богу! Это – преимущество Бога для нас и для людей, но большая часть людей не признательны! (12:37-38)

Примечательно то, что посланник показывает пример общины для верующих, первым, в списке основателей, которой вступает Авраам. Авраам в Коране позиционируется как главный ориентир для верующих.

Кто избегает общины Ибрахима (Авраама), кроме того, кто поступил глупо по отношению к себе?! Ведь Мы избрали его в этой жизни, а в последней жизни он среди исправившихся. (2:130)

Кто лучше обязанностью, чем тот, кто смирился своим ликом перед Богом, исправился и последовал за склонившейся общиной Ибрахима (Авраама)? Поистине, Бог принял Ибрахима (Авраама) другом! (4:125)

Он избрал вас и не устанавливал для вас в обязанности никакого затруднения, как и в общине отца вашего – Ибрахима (Авраама). (22:78)

В деле распространения божественного откровения Мухаммад подчеркивал первостепенное значение примера Авраама для общины верующих.

Скажи: «Правда Бога! Так следуйте склонившейся общине Ибрахима (Авраама), ведь он не был устраивающим Богу причастных!» (3:95)

Скажи: «Поистине, я наставлен на прямой путь, на стойкую обязанность склонившейся общины Ибрахима (Авраама)! Он не был устраивающим причастных Богу!» (6:161)

Потом внушили Мы тебе:

«Следуй настоящей общине Ибрахима (Авраама)! Не был он из числа устраивающих причастных Богу!..» (16:123)

Акцент на пример Авраама ставится неспроста. Ведь немалую часть мирового влияния на умы занимали иудаизм и христианство. Они не были исключением в косности своего сознания по отношению к откровению Бога – Корану.

Не будут тобой довольны ни иудеи, ни христиане, пока ты не последуешь их общине.

Скажи: «Поистине, наставление Бога и есть Наставление».

Поистине, если ты последуешь их страстям после того, как знание пришло к тебе, нет тебе от Бога ни покровителя, ни помощника!(2:120)

«Будьте иудеями или христианами, и вы будете наставленными», – сказали они. Ответь: «Конечно, следует быть общиной склонившегося Ибрахима (Авраама). Не был он устраивающим причастных Богу!» (2:135)

Данные знамения показательны тем, что Коран надконфессионален, надритуален и выступает в качестве единой основы для всего пассионарного человечества.