Коран о термине «хакама»

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Ассоциация седовласого старца с кладезем знаний и мудрости присутствует практически у всех народов мира. Данный стереотип образовался издавна. Основанием для этого послужило принятие оптимальных решений в разные моменты жизни аксакалами каждого народа (рода, племени). Мудрецы в суждениях опирались на прожитый опыт, что позволяло предусматривать возможные ошибки в том или ином случае. Их мудрость распространялась и на осмысление мироздания. Однако универсальных ответов обществу они дать не могли.

Появление в определенный момент вестников переворачивало устоявшиеся представления об окружающем мире, о поведении и смысле жизни. Людям открывалась божественная мудрость, которая позволяла менять ход истории, изменять отношение к жизни и смерти.

В Коране используются слова от корня «хакама», означающие с одной стороны «править, судить, быть мудрым», с другой стороны – «выносить решение, разбираться, сдерживать, удерживать».

При анализе текста Корана можно отметить использование разных синонимов рассматриваемого термина:

Дает Бог разборчивость тому, кто желает. А кому дана разборчивость, тому предоставлено много добра. Вспоминают об этом только обладающие разумом. (2:269)

В свое время поиск истины круто изменил жизнь Авраама, который пришел к истинному единобожию.

(Авраам сказал) Господи! Даруй мне разборчивость и сохрани меня с исправившимися!       (26:83)

Разборчивость по сути отражает главный смысл мудрости, поэтому все посланники Бога обладали таким качеством, как разборчивость:

Нанесли они им поражение с позволения Бога, а Дауд (Давид) убил Джалута (Голиафа). Дал ему Бог власть и разборчивость. Научил Он его тому, что он пожелал. Если бы Бог не защищал одних людей от других, то был бы разлад на земле. Однако Бог обладает пользой для людей. (2:251)

После того, как дошел он до зрелости, Мы дали ему разборчивость и знание. Так воздаем Мы делающим добро! (12:22)

Луту (Лоту) Мы дали разборчивость и знание. Мы спасли его из селения, в котором делали порочные дела. Поистине, они были дурными людьми, отступниками! (21:74)

Мы присутствовали при разбирательстве Дауда (Давида) и Сулеймана (Соломона), когда они решали по поводу продуктов земледелия, которую выщипал скот людей. Мы дали понимание этого Сулейману (Соломону). Каждому Мы дали разборчивость и знание. Подчинили Дауду (Давиду) вместе горы и птиц, чтобы они восхваляли. Мы были свершившими. (21:78-79)

Убежал я от вас, когда испугался. Даровал мне Господь мой разборчивость и установил меня из среды посланных! (26:21)

Когда он достиг своей зрелости и выровнялся, Мы дали ему разборчивость и знание. Таким образом Мы вознаграждаем делающих добро! (28:14)

Мы укрепили его власть, дав ему разборчивость и решительность в речи.       (38:20)

Разборчивость давалась не для приобретения некоего статуса, а для ее практического применения в жизни:

Когда они вошли к Дауду (Давиду), то он испугался их. Сказали они: «Не бойся. Мы – двое, ведущих тяжбу. Один из нас обидел другого. Так разберись между нами по истине и не перегибай. Наставь нас на прямой путь!..» (38:22)

О Дауд (Давид)! Мы установили тебя наместником на земле. Так разбирайся среди людей по истине и не следуй за страстью, а то она собьет тебя с пути Бога! Поистине, тем, которые сбиваются с пути Бога, – тяжелое наказание за то, что они забыли День Расчета! (38:26)

Посланники, обладая разборчивостью, понимали, что наилучшим судьей является только Сам Творец:

Обратился Нух (Ной) к своему Господу и сказал: «Господи! Сын мой – из моей семьи, а обещание Твое – истина. Ты – наилучший из разбирающихся!» (11:45)

(Обратился Иосиф): Вы служите, помимо Него, лишь именам, которые назвали вы и ваши отцы. Бог не ниспослал вам об этом никакого распоряжения! Поистине, разбирательство – исключительно у Бога! Он повелел, чтобы вы служили только Ему! Это – прямая обязанность, но большинство людей не ведает! (12:40)

Сказал отец: «О дети мои! Не входите в одну дверь, а входите в разные двери! Не избавит вас ничто от Бога! Поистине, разбирательство — исключительно у Бога! На Него я полагаюсь, и на Него пусть полагаются полагающиеся!» (12:67)

Даваемая разборчивость была следствием договора между Господом и вестниками:

Когда взял Бог договор с вестников: «Вот то, что Я даю вам из Предписания и разборчивости. Потом придет к вам посланник, оправдывающий то, что у вас. Вы обязательно поверите ему и будете ему помогать», – то спросил: «Признаете ли вы и принимаете ли на себя Мое обязательство?» Они ответили: «Мы признаем!» Он сказал: «Так засвидетельствуйте, и Я буду с вами среди свидетелей!..» (3:81)

Может показаться, что договор предусматривал две разные составляющие: Предписание и разборчивость, однако анализ всех сообщений на эту тему позволяет прийти к выводу, что разборчивость является синонимом Предписания:

Это – те, кому Мы дали Предписание, разборчивость и известия. А если и закроются от этого эти люди, так Мы поручили это тем, кто не закрылся! (6:89)

Мы ведь дали детям Израиля Предписание, разборчивость и известия. Даровали им надел и предпочли их пред народами. (45:16)

Если не считать синонимами понятия «Предписание» и «разборчивость», то придется разделять и понятия «Предписание» и «известия», что в корне противоречит смыслу, ведь Предписание и является известием (вестью).

Не бывало, чтобы человек, после данного ему Богом Предписания, разборчивости и известия, потом говорил бы людям: «Будьте слугами мне, помимо Бога», однако: «Будьте воспитателями за то, что вы учите Предписанию и за то, что вы изучаете!» (3:79)

Предоставленная высокая честь и донесение истины в чистом виде накладывали определенные обязательства и ограничения на вестников. Как мы видим, в Коране содержится предостережение от узурпации знаний об истине.

Примером для людей в неуклонном выполнении вмененной миссии служит Авраам и его род:

Или они завидуют людям за то, что даровал им Бог преимущество? Поистине, Мы даровали близким Ибрахима (Авраама) Предписание и разборчивость. Даровали им великую власть. (4:54)

Неразрывная связь разборчивости с Предписанием очевидна, что ясно прослеживается в жизни всех известных нам вестников:

Было внушено: «О, Яхья (Иоанн), крепко держись Предписания!» Дали Мы ему разборчивость в детстве, (19:12)

То, что Предписание и разборчивость являются синонимами, ярко засвидетельствовано на примере описания жизни Иисуса:

Было отвечено: «Так Бог творит то, что желает! Когда решено дело, то ведь Он говорит этому: «Будь!», – и оно бывает. Он научит его Предписанию, разборчивости, Таурату (Торе), Инжилю (Евангелию) и пошлет к детям Израиля с вестью: «Я пришел к вам со знамением от вашего Господа! Я сотворю вам из глины образ птицы и подую в нее, станет она птицей с позволения Бога! Я вылечу слепого, прокаженного и оживлю мертвых с позволения Бога! Я сообщу вам, что вы едите и что сохраняете в ваших домах! Поистине, в этом – знамение для вас, если вы верящие!..» (3:47-49)

Вот скажет Бог: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Вспомни благодеяние Мое для тебя и твоей родительнице! Я подкрепил тебя Духом Святым. Ты разговаривал с людьми в колыбели и взрослым. Вот научил Я тебя Предписанию, разборчивости, Таурату (Торе), Инжилю (Евангелию)! Вот ты творил из глины подобие птиц, дул в них и становились они живыми птицами с Моего дозволения. Ты исцелял слепого, прокаженного и воскрешал мертвого с Моего дозволения! Вот Я удержал детей Израиля от тебя, когда ты пришел к ним с явными доказательствами! Сказали те, которые закрылись из  них: «Это — лишь очевидное колдовство!» (5:110)

В этом отрывке речь идет о ниспосланных откровениях Бога. Общеизвестно, что Тора и Евангелие являются Предписаниями, содержащими божественную мудрость. Сам Иисус сообщил своему народу, что принес им разбирательство, то есть он не отделял ее от Евангелия.

После того, как Иса (Иисус) явился с явными доказательствами, он сказал: «Я пришел к вам с разборчивостью. Я разъясню вам часть того, в чем вы разногласите. Так остерегайтесь Бога и слушайтесь меня!..» (43:63)

Интересным фактом является то, что Авраам обратился к Всевышнему с просьбой послать вестника, который будет ЧИТАТЬ знамения Бога:

Господь наш! Отправь к ним посланника из них, который будет читать для них знамения Твои, научит их Предписанию, разборчивости и обелит их. Поистине, Ты – Всемогущий, Мудрый! (2:129)

Недопустимо считать, что ЧИТАЕМЫЕ знамения существуют отдельно от Предписания. Налицо очередное перечисление односмысловых синонимов, в данном случае – знамения, Предписание, разборчивость.

Последним вестником, читавшим людям знамения Господа, был Мухаммад:

Оказал Бог услугу верующим, когда отправил к ним посланника из них самих. Он читает им Его знамения, обеляет их, учит их Предписанию и разборчивости. Поистине, они ведь были раньше в явном заблуждении! (3:164)

Он послал к неискушенным посланника из них. Он читает им Его знамения, обеляет их, обучает их Предписанию и разборчивости, поистине, ведь раньше они были в явном заблуждении, (62:2)

Заблуждение предполагает отсутствие знаний либо их игнорирование. В нашем случае речь идет о незнании истины:

Таким образом, Мы послали к вам из вас самих посланника, который читает для вас знамения Наши и обеляет вас. Он учит вас Предписанию и разборчивости. Он учит вас тому, чего вы раньше не знали. (2:151)

Для того, чтобы обучать чему-либо, необходимо самому знать предмет обучения. Знал ли сам ранее Мухаммад то, чему обучал свое окружение? Ответ в следующем отрывке:

Таким образом Мы внушили тебе Дух с Нашим повелением! Ты не был сведущ ни в Предписании, ни в вере!.. (42:52)

Мухаммад не знал, что такое Предписание и вера, соответственно, он не обладал и разборчивостью:

Если бы не одолжение Бога и не Его милость к тебе, то группа из них вознамерилась бы ввести тебя в заблуждение, однако они вводят в заблуждение лишь самих себя и ничем не вредят тебе. Бог ниспослал тебе Предписание и разборчивость, научил тебя тому, чего ты не знал. Одолжение Бога тебе велико! (4:113)

В обращении Бога к женам вестника содержится предписание вспоминать то, что читается:

Поминайте то, что читается в ваших домах из знамений Бога и разборчивости. Поистине, Бог – Мягкий, Осведомленный! (33:34)

Как мы видим, и в данном случае читаемые знамения упоминаются в связке с разборчивостью, что наглядно показано и в обращении к верующим:

Кода вы разводитесь с женщинами и они дождались положенного срока, то удерживайте либо отпустите их с одобрением. Не удерживайте их в ущерб им, чтобы не преступить. Кто совершит это, тем самым очернит себя! Не принимайте знамения Бога как насмешку. Помните, благодеяние Бога для вас то, что Он ниспослал вам из Предписания и разборчивости. Он увещевает вас им. Остерегайтесь Бога и знайте, что Бог о всякой вещи Знающ! (2:231)

Как уже упоминалось выше, в Коране используются слова от корня «хакама». Именно таким словом обозначил Создатель предмет своего ниспослания вестнику – Коран:

Таким образом Мы ниспослали его разборчивостью на арабском языке. Но если ты последуешь за их страстями, после того, как пришло к тебе знание, то нет тебе от Бога ни помощника, ни защитника! (13:37)

Ниспослание Предписания было произведено посредством его внушения.

Эта Разборчивость внушена тебе от твоего Господа! Не устанавливай с Богом другого божества, а то будешь брошен в Ад порицаемым, разбитым! (17:39)

В очередной раз Бог отождествляет Предписание с разборчивостью.

Как Мухаммад призывал к пути Бога? Как он доказывал, что является посланником Творца? Только Кораном. Ведь без наличия Предписания Бога он был лишь одним из людей своего народа, и оснований призыва на путь истины у него не было бы. Лишь авторитет Корана позволял ему призывать свой народ к свету Бога:

Зови к дороге Господа разборчиво и с хорошим увещанием! Спорь с ними тем, что лучше! Поистине, Господь твой – Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги! Он лучше знает наставленных! (16:125)

Разборчивость принадлежит не только вестникам, но и всем людям, кто желает ею пользоваться. Разборчивость можно почерпнуть только из Предписания, наиглавнейшей темой которой является отношение к Всевышнему:

Мы ведь дали Лукману разборчивость: «Будь признателен Богу! Кто признателен Ему, тот, поистине, признателен для себя! А кто закрыт, то поистине, Бог – Богат, Славен!» (31:12)

Помимо отношения к Богу, в Предписании верующие могут обнаружить мудрые советы по поводу отношений между друг другом:

А если вы боитесь разрыва между обоими, то пошлите разборчивого из его семьи и ее семьи. Если они пожелают исправить, то Бог посодействует им обоим. Поистине, Бог – Знающий, Осведомленный! (4:35)

Бог, поистине, повелевает вам возвращать отданную на хранение вещь владельцам и разбирать справедливо среди людей, когда вы разбираете. Поистине, Бог делает благодеяние, увещевая вас! Поистине, Бог – Слышащий, Видящий! (4:58)

О вы, которые поверили! Когда к вам являются верующие женщины выселившимися, то проверяйте их. Бог лучше знает их веру. И если вы узнаете, что они верующие, то не возвращайте их закрывшимся. Они им не разрешены, и те не разрешаются им. Давайте им, что они израсходовали. Нет проступка для вас, если вы вступите в интимную связь с ними, когда дадите им их вознаграждение. Не держитесь за узы закрывшихся и просите то, что вы израсходовали, пусть и они просят, что они израсходовали. Таков для вас разбор Бога. Он разберется между вами. Бог – Знающий, Мудрый! (60:10)

Мудрость Творца универсальна, она помогает разбираться людям справедливо.

Они слушают лживое и поглощают незаконное. Если они явятся к тебе, то разберись между ними или отстранись от них. Если ты отстранишься от них, то они ничем не навредят тебе. Но если ты будешь разбираться, то разбирайся между ними соразмерно! Поистине, Бог любит соразмерных!

Но как они поставят тебя разбирающим, ведь у них – Таурат (Тора), в которой постановление Бога? Потом они отворачиваются и после этого не являются верующими! (5:42-43)

А разбираться между людьми Господь предписывает посредством Предписания:

Мы ниспослали тебе Предписание с истиной, оправдывающим то, что было перед ним из Предписания, и охраняющим. Так разбирай среди них тем, что ниспослал Бог! Не следуй за их страстями вместо явившейся тебе истины! Всем из вас Мы установили нацеленность и план. Если бы пожелал Бог, то установил бы вас на одном основании. Однако, чтобы испытать вас в том, что дано вам, старайтесь сохранить хорошее! К Богу возвращение вас всех, и Он сообщит вам то, в чем вы разногласили! Разбирай между ними потому, что ниспослал Бог. Не следуй их желаниям и остерегайся их, чтобы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Бог! А если они отвернутся, то знай, что Бог желает поразить за часть их провинностей! Поистине, многие люди являются отступниками!

Неужели к невежественному разбирательству вы стремитесь? Кто лучше Бога в разборе для уверенных людей? (5:48-50)

В разборе между людьми, Мухаммад не опирался ни на кого-то и ни на что-то, помимо Бога.

Неужели не к разбирательству Бога вы стремитесь?! Он – тот, кто ниспослал вам Предписание, подробно изложенное. Те, кому Мы дали ранее Предписание, знают, что оно ниспослано от Господа твоего в истине! Так не будь среди сомневающихся! (6:114)

Если общество не принимало доводов, вестник уповал только на своего Творца:

Скажи: «Господи, разберись по истине! Господи наш Щадящий! К Нему надо быть обращающими от того, что вы описываете!». (21:112)

Трудности в исполнении миссии требовали терпения, предписание о чем содержится в Коране:

Терпи разбирательство Господа твоего, ведь, поистине, ты на Наших «глазах»! Восхваляй славой Господа твоего, когда ты встаешь ночью, и восхваляй Его при исчезновении звезд! (52:48)

Так потерпи до разбора твоего Господа и не будь подобен обитателю в большой рыбе, когда он воззвал в подавленном состоянии!(68:48)

Так терпи до разбирательства Господа твоего и не слушайся из них грешника или закрывшегося! (76:24)

Царящая несправедливость в обществе всегда возмущала и печалила большинство людей. Многие потеряли веру в то, что справедливость восторжествует на этой земле. Однако проникнутые божественной мудростью люди уверены, что, в конце концов, всем будет воздано по заслугам.

Вот сказал Бог: «О, Иса (Иисус)! Я упокою тебя, возвышу тебя к Себе и обелю тебя от тех, которые закрылись! В День Предстояния Я сделаю тех, которые последовали за тобой, выше тех, которые закрылись! Потом ко Мне будет ваше возвращение, и Я разберусь между вами относительно того, в чем вы разногласили!..» (3:55)

Скажи: «У меня есть ясные доказательства от Господа, но вы считаете их ложными. Нет у меня того, с чем вы меня торопите. Поистине, разбирательство принадлежит исключительно Богу! Он излагает истину, ведь Он лучший из подробно разъясняющих!» (6:57)

Затем они возвратятся к Богу, их истинному покровителю! О, Ему принадлежит разбирательство! Он самый быстрый в расчете! (6:62)

Неужели они не видят, что Мы приходим к земле и сокращаем ее стороны? Бог разберется. Нет осуждающего Его разбирательства! Он быстр в расчете! (13:41)

Скажи: «Бог лучше знает, сколько они пробыли. У него сокровенное небес и земли. Он лучше всех видит и слышит! Нет у них, помимо Него, покровителя и не было никого причастного в Его разбирательстве!» (18:26)

Поистине, эта Словесность (Коран) повествует детям Израиля большую часть того, в чем они расходятся!

Поистине, ведь она – Наставление и милость для верующих!

Поистине, твой Господь решит между ними своим разбирательством! Он – Всемогущий, Знающий! (27:76-78)

Он — Бог! Божество — исключительно Он! Ему хвала в первую и в последнюю очередь! У Него разбирательство! К Нему вы вернетесь! (28:70)

Взывай к Господу твоему и никоим образом не будь из устраивающих причастных Богу! Не призывай вместе с Богом другого божества! Божество — исключительно Он! Всякая вещь погибнет, за исключением Его образа! У Него разбирательство, и к Нему вы будете возвращены! (28:87-88)

Это вам за то, что, когда призывали Единственного Бога, вы закрывались, а если устраивали Ему причастных, вы верили. Так, разбирательство у Бога – Всевышнего, Великого! (40:12)

Ответят те, которые возгордились: «Все мы в нем! Поистине, Бог разобрался между слугами!» (40:48)

То, в чем-то вы разошлись – разбирательство его у Бога! Это для вас Бог – мой Господь! На Него я полагаюсь и Его молю о помощи!(42:10)

Неужели Бог не является наилучшим из разбирающихся? (95:8)

Для успешного разбирательства на Суде Бога нам необходимо руководствоваться ниспосланным Предписанием, которое является совершенным для всех людей на земле:

Приблизился Час, и отделилась луна. Если они видят знамение, то отстраняются и говорят: «Длительное колдовство!» Они сочли ложью и последовали за своими страстями. Каждое дело обосновывается! Ведь явились к ним удерживающие известия – совершенная разборчивость, но бесполезными оказались предостережения! (54:1-5)