Коран о термине «арш»

Именем Бога Щадящего, Жалеющего           

            Одним из образов в традиции исторического Ислама выступает «трон» Бога. На арабском языке для обозначения слова «трон» используется термин «арш», которые имеет следующие смыслы:

1) навес, беседка, трон

2) подпирать (виноградную лозу), класть на трельяж (растение)

3) обкладывать камнем (колодец)

4) пребывать

Обычно, согласно традиции, «арш» везде так переводят как «трон», ведь под это понимание существуют разного плана «хадисы». Однако, если мы проанализируем Коран, то обнаружим, что сам Бог, как и все, что с ним ассоциируется не может отождествляться с материальным:

…Нет ничего подобного Ему! Он – Слышащий, Видящий! (42:11)

Исходя из этого положения, вполне логично выбрать из всех значений термина «арш» то, что наименее отождествляется с материальным. И это значение – «пребывать».

Теперь рассмотрим отрывки Корана, где упоминается термин «арш» и переведем его как «пребывать»:

А если они отвернутся, то скажи: «Достаточно мне Бога! Божество  — исключительно Он! На Него я положился! Поистине, Он Господь великого пребывания!» (9:129)

Всевышний Бог – истинный Царь! Божество — исключительно Он! Господь почетного пребывания! (23:116)

Божество — исключительно Бог! Он – Господь великого пребывания!» (27:26)

Вознесен степенями обладатель пребывания. Низводит Он Дух от своего повеления тому, кому пожелает из слуг, чтобы тот предупреждал о Дне Встречи! (40:15)

Поистине, это ведь слова посланника почтенного,

обладающего мощью при обладателе прочного пребывания (81:19-20)

Поистине, Он – Прощающий, Любящий, обладатель прославленного пребывания, совершающий то, что желает! (85:14-16)

Перед нами утверждение Бога о том, что Он – обладатель пребывания. О чем идет речь? Речь идет о действительности, в которой может существовать жизнь.

Как это происходило?

Бог – тот, кто вознес небеса без видимых опор, затем устроил их для пребывания…(13:2)

Ниспосланием от Того, кто сотворил землю и возвышающиеся небеса,

выровненные Щадящим для пребывания! (20:4-5)

Как мы видим, сперва было сотворено все материальное, а затем адаптировано для существования жизни. Процесс творения материального занял некоторое время, после которого были созданы условия для жизни:

Поистине, ваш Господь – Бог, который сотворил небеса и землю за шесть дней! Затем выровнил их для пребывания. Он окутывает ночью день, требующий скорости. Солнце, луна и звезды – все принуждены работать по Его повелению! О, Ему принадлежит творение и повеление! Благословенный Бог, Господь миров! (7:54)

Поистине, ваш Господь – Бог, который сотворил небеса и землю за шесть дней! Затем выровнил их для пребывания…(10:3)

Он – тот, который создал небеса и землю за шесть дней. Стало пребывание этого на воде, чтобы испытать вас, кто из вас лучше в деле…(11:7)

Он – тот, кто сотворил небеса, землю и то, что между ними, за шесть дней. Затем Щадящий выровнил для пребывания. Так спроси об этом осведомленного! (25:59)

Бог – тот, который сотворил небеса, землю и то, что между ними, за шесть дней, затем выровнил для пребывания…(32:4)

Он – тот, который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем выровнил для пребывания! (57:4)

Конечно же, шесть дней – условный временной период, не соответствующий человеческим суткам. В Коране есть сообщения о том, что день у Бога может быть и 1000 лет и 50 000 лет. Суть в том, что за некоторое время был создан материальный мир, а затем были созданы условия, пригодные для жизни.

Факт того, что все гармонично и просчитано, является доводом к тому, что это не могло быть случайным, как не могло быть у всего сотворенного нескольких «авторов»:

Скажи: «Если бы были вместе с Ним божества, как они говорят, то тогда они бы устремились к пути обладания пребыванием!»…(17:42)

Если бы были в них боги, за исключением единственного Бога, то испортились бы они. Так бесконечно далек Бог, Владыка пребывания, от того, что они Ему приписывают! (21:22)

На лицо обращение к логике и разуму людей, но, к сожалению, у большинства в отношении к Богу эти качества не срабатывают:

Спроси: «Кто Господь семи небес и Господь великого пребывания?» (23:86)

Бесконечно далек от этого Господь небес и земли, Господь пребывания, от того, что они приписывают!» (43:82)

Закрытость к информации Бога ничем хорошим для таких людей не обернется. Настанет тот момент, когда будут подведены итоги:

Ты увидишь управленцев, окруживших пребывание и восхваляющих славой их Господа! Решено будет между ними поистине и сказано: «Слава Богу, Господу миров!» (39:75)

Те, которые обременены пребыванием, и те, которые вокруг этого, восхваляют славой своего Господа, и они верят Ему…(40:7)

Расколется небо, станет слабым, а управленцы будут по краям его. В тот День их восемь. Перенес пребывание Господь твой выше их. (69:16-17)

Существует мнение о том, что Бог в Коране обращался к людям на их уровне понимания и поэтому, мол, допускал «антропоморфные» и «тварные» выражения. Трудно с этим согласиться, т.к. красной линией по Корану проходит обращение к разуму и логике. Мы зачастую недооцениваем интеллектуальный уровень тех времен и способность к аналитике. Разница между нами и людьми тех времен лишь в среде обитания, в «техносреде», но не в способности анализировать и делать выводы. Этому подтверждение то, что и в наше время существуют материалисты и агностики, не смотря на обладание большими знаниями в науках.

Как и в те времена, люди применяют логику и интеллект в материальном аспекте, но отказываются их применять в метафизической сфере. Бог не принуждает никого к вере. Коран предназначен к тем, кто доверяет Богу, кто уверен в Боге и следует предписаниям.