Коран об управленцах

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

В монотеистических религиях существует описание сверхъестественных (для людей) существ, которых принято называть ангелами. Ангелам присуща иерархичность, которая отражается в их деятельности. Вот как описывает ангелов Википедия:

А́нгел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос – «вестник, посланец») в авраамических религиях – духовное разумное бесполое и бесплотное существо, выражающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями.

Смысл жизни Ангелов – однажды подвергнуться искушению, встать перед выбором, сделать его и в дальнейшем следовать ему и защищать его, все более утверждаясь и совершенствуясь в своем пути. Это существа с однократным выбором в пользу добра или зла. Их судьба тесно связана с судьбой людей как существ, делающих упомянутый выбор постоянно и способных опираться на духовную поддержку соответствующих ангелов добра и зла. Суть этой поддержки обычно – в подкреплении мотивации в желаемом выборе и в его исполнении. Суть отношений ангелов с Богом – или в большой благодарности, любви и служении из любви за предоставленную возможность существовать, или в большой ненависти и противлении Ему, от единения с Которым они отреклись и ради отдельного от Него существования вынуждены творить действия, диаметрально противоположные Его воле.

Смысл жизни Ангелов до момента выбора в пользу добра или зла заключается, предположительно, в едином сотворчестве с человеком в освоении и владении миром, в служении человеку в соответствии со своими способностями.

Предложенное описание не вызывает больших нареканий, однако хотелось бы дополнить смысловое описание ангелов предписаниями Корана.

Традиционно принято переводить на русский язык из Корана словом «ангел» арабское выражение «малякун», которое образованно от корня «маляка», означающее «владеть, управлять, мочь». Как видно из корневого значения, слово «ангел» не передает прямого смысла, а показывает лишь вид деятельности, о чем частично сказано в статье «Коран о посланниках».

Для того чтобы не утерять истинного смысла коранического слова «маляка» и образованных от него выражений, нами предлагается русский эквивалент – «управленец».

Слава Богу, Творцу небес и земли, установившему управленцев посланниками, обладающих крыльями двойными, тройными и четверными. Он увеличивает в творении, что Ему угодно. Бог мощен над каждой вещью! (35:1)

Данный отрывок подтверждает статус управленцев как посланцев Господа, в дополнительном описании которого раскрываются их физические данные в виде крыльев.

В нынешнем состоянии управленцы верны своему Творцу и неустанно воздают должное своему Создателю:

Управленцы восхваляют славой своего Господа и просят прощения для тех, кто на земле. О, поистине, Бог — Прощающий, Жалеющий! (42:5)

Конечно же, роль управленцев не ограничивается только восхвалением величия Всевышнего. Основной их задачей служит исполнение повелений Бога. Одним же из приоритетов является сопровождение людей в правильном направлении:

Он — тот, кто сопровождает вас и Его управленцы, чтобы вывести вас из мраков к Свету. (33:43)

Поистине, Бог и Его управленцы сопровождают вестника!

О те, которые поверили! Сопровождайте вестника и согласитесь его признать! (33:56)

Кульминация осуществления правильного ориентира происходит посредством контакта с избранниками Творца, которых мы знаем, как вестников:

Он ниспосылает управленцев с Духом со Своим повелением тому из слуг, кому пожелает, чтобы они предупреждали, что божество, исключительно — Я! Так остерегайтесь Меня! (16:2)

История полна фактами ожесточенного сопротивления деятельности посланников, порой переходящего в физическое давление со стороны людей. Но Создатель предусмотрел для подобного сценария следующие условия:

… если притворятся пред ним, то, поистине, Бог — его Покровитель, а Джибриль (Гавриил), исправные из верующих и управленцы после этого — помощники! (66:4)

Божий промысел, несмотря на сопротивление, неуклонно претворяется в жизнь. Видя это, в своем бессилии мракобесы становятся противниками как Господу, так и его слугам:

Если кто-то является противником Богу, Его управленцам, Его посланникам, Джибрилю (Гавриилу), Микалу (Михаилу), то поистине, Бог противник закрывшимся! (2:98)

Помимо участия в выводе людей из мрака невежества, управленцы исполняют и другие обязанности:

Cкажи: «Упокоит вас управленец смерти, которому вы поручены. Потом вы к вашему Господу будете возвращены!». (32:11)

Описываемая «хозяйственная» деятельность управленцев предполагает некий отчет перед Творцом:

Восходят управленцы и Дух к Нему в день, величина которого пятьдесят тысяч лет. (70:4)

В свою очередь, «прием» у Бога означает предписание управленцам разного рода повелений:

Нисходят управленцы и Дух в ней, с позволения их Господа, со всяким повелением! (97:4)

У верующего человека не вызывает сомнения факт наступления Дня Долга, в который будут подведены итоги нашей жизнедеятельности.

В тот день, когда встанут Дух и управленцы рядами, будет говорить, исключительно тот, кому позволит Щадящий! (78:38)

Кому же дозволит Всевышний высказать свое мнение? Управленцам, так как они являются свидетелями и участниками бытия людей:

В тот день, Он соберет их всех, потом спросит управленцев: «Служили ли эти вам?».

Они ответят: «Слава Тебе, Ты нам покровитель, помимо них! Конечно они служили незримым, большая часть их верила им!». (34:40-41)

Нельзя обойти вниманием сообщение о скрытых от людского зрения существах, в арабском варианте обозначенных словом «джин». То, что «джины» и управленцы были некогда едины, мы проследим на примере истории сотворения Адама:

Когда Мы сказали управленцам: «Падите ниц пред Адамом!», то пали они ниц, кроме разочарованного (иблиса). Он воспротивился и возгордившись, стал из закрывшихся. (2:34)

И пали ниц все собравшиеся управленцы, за исключением разочарованного (иблиса). Он возгордился и стал из закрывшихся. (38:73-74)

Не вызывает сомнения факт принадлежности разочарованного (иблиса) к команде управленцев. Исходя из этого, мы можем подтвердить их общее качество скрытости от человеческих глаз.

Когда Мы сказали управленцам: «Падите ниц перед Адамом!», то они пали ниц, за исключением разочарованного (иблиса). Был он из незримых и отступился с повеления Господа своего. Так неужели вы возьмете его и его потомство покровителями помимо Меня?! Они для вас — противники! Плоха для мракобесов подмена! (18:50)

Следуя поступательно, можно обнаружить природу создания невидимых для нас существ, это огонь:

незримого Мы сотворили раньше, из отравленного огня. (15:27)

В чем же различие управленцев и скрытых? Ведь управленцы так же скрыты от людского взора, кроме ситуаций, когда они сами пожелают проявиться.

Разница просматривается в качественном смысле аббревиатуры. Напомню, что слово «малякун» означает «управленец», а «джин»  «незримый». Управленцами названы те, кто не выступил против воли Бога и исполняет Его повеления неукоснительно, при том, что они имеют свое мнение:

Когда сказал Господь твой управленцам: «Поистине, Я установлю на земле преемника!», они спросили: «Неужели Ты установишь того, кто будет портить ее и проливать на ней кровь? Мы восхваляем славой Тебя и мы святим Тебя!». (2:30)

Все же остальные, не исполняющие повелений Бога, называются общим названием «джин» – «незримый».

Альтернативный текст

Об ангелах в исламе

Ангел в исламе представлен, как прекрасное бесполое существо, неподвластное времени, с огромной силой и могуществом. Аллах сотворил их из света раньше рода человеческого и они отвечают Ему абсолютным покорством. Все ангелы ислама не имеют грехов, среди них нет падших.

Ангелы в Коране названы представителями «высшего общества». Мир их является невидимым измерением, параллельным человеческому, где не признают актуальность законов физики: законы там бездействуют. Оба мира пересекаются -  ангелы ислама активно взаимодействуют с мирозданием, с людьми.

Какую миссию выполняет ангел в исламе

Всевышний сотворил этих существ на роль сопровождающего для человека. Как описано, ангелы в Коране находятся рядом в течение всего жизненного земного и загробного пути. У них тесная связь с человеком на протяжении всех жизненных этапов.

Их миссия – помогать и защищать людей, направляют и наказывают. Действует  ангел в исламе по воле Аллаха.

У них различные функции: посланцы (между Богом и пророками, человеком, миром джиннов), «благородные» писари (два ангела хронику хороших (плохих) поступков человека), ангелы-хранители, несущие небесный трон Всевышнего (у этой категории ангелов расстояние между плечом и мочкой уха составляет семьсот годов пути).

Имена ангелов в исламе

Из множества ангелов, только четверо являются представителями высшей категории. Их называют архангелами. Верующие мусульмане знают их, как мукаррабун (араб.) - «приближенные». Имена мусульманских ангелов:

  • Джибриль (Гавриил). Считается, что он был посыльным Аллаха, которому было доверено передать Священную Книгу Коран пророку Мухаммаду.
  • Микаил (Михаил). Ангел милосердия.
  • Азраил, но чаще упоминается под именем Маляк аль-маут (араб.) - ангел смерти.
  • Исрафил (Рафаил). Исцеляющий. Ему доверена роль глашатая в знак прихода Судного Дня.