Коран о детях Израиля

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

При анализе исторических событий, излагаемых в Коране, наблюдается некое разделение в восприятии понятий «иудеи» и «дети Израиля». Иудеи больше олицетворяются с определенной религиозной идеей, понятие «дети Израиля» относит нас к определенному народу – евреям.

Согласно Корану, дети Израиля стали упоминаться начиная с истории жизни Моисея. Этот факт заставляет задуматься о смысле названия «Израиль» (в арабской транскрипции «исра,ииля»). Иудейская традиция гласит, что Яков был назван Израилем после того, как поборолся, по одной версии, с Богом, по другой версии – с ангелом. Поэтому ему было присвоено имя – «Израиль» – «Борющийся с Богом». Существует множество версий этимологии слова «Израиль», но мы постараемся рассмотреть это имя в контексте особенностей арабского языка и сути описываемой в Коране истории.

Условно, «исра,ииля» можно разбить на два составных корня – «исра», означающее «быть плененным» во множественном числе, и «,ииля», близкое к слову «ааля», означающее «род, племя, династия». Таким образом, термин «исра,ииля» можно понять как «плененный род, племя». Такое понимание вполне объяснимо, ведь дети Израиля были на положении рабов в Египте после смерти Иосифа. Интересным фактом является то, что ранее род Иосифа называется в Коране как род Якова:

Таким образом, выбрал тебя Господь твой! Он научит тебя толкованию рассказов и завершит свое благодеяние над тобой и близкими Якуба (Якова), как завершил его над твоими отцами ранее – Ибрахимом (Авраамом) и Исхаком (Исааком)! Поистине, Господь твой – Знающий, Мудрый! (12:6)

Как видим, Яков еще не был назван «Израилем». Лишь с появлением Моисея мы узнаем, что потомки Иосифа стали называться детьми Израиля.

Для прояснения этой ситуации проанализируем все по порядку. Моисей после бегства из Египта вместе с братом был послан Богом в Египет с возложенной на них миссией – вызволить детей Израиля из плена:

«… Я имею право говорить о Боге исключительно истину! Я пришел к вам с ясными аргументами, так пошли со мной детей Израиля!»(7:105)

Так идите же к нему и скажите: «Поистине, мы оба – посланники Господа твоего! Отправь с нами детей Израиля и не наказывай их. Мы пришли к тебе со знамением твоего Господа! Мир тому, кто последовал за наставлением!..» (20:47)

Поистине, пошли с нами детей Израиля! (26:17)

Именно с этого момента народ Моисея был назван «дети Израиля».

Некогда Моисей вырос при дворе фараона. Этот факт его жизни вызвал упреки в «непатриотичности» Моисея, на которые он ответил следующим:

А это дарованное мне тобой благодеяние выражается в том, что ты поработил детей Израиля?! (26:22)

Чтобы вызволить народ из рабства, Моисей был наделен знамениями:

Мы дали Мусе (Моисею) девять ясных знамений. Так спроси детей Израиля, когда он явился к ним и сказал ему фараон:

«Я думаю, что ты, Муса (Моисей), околдован!» (17:101)

Эти знамения должны были вынудить знать освободить детей Израиля из плена:

После того, как случилось наказание, они обратились:

«О Муса (Моисей)! Обратись за нас к своему Господу потому, что заключено обязательство с тобой! Поистине, если ты снимешь с нас наказание, мы поверим и непременно отпустим с тобой детей Израиля!» (7:134)

Итогом миссии Моисея стало спасение детей Израиля из египетского рабства и гибель фараона:

Перевели Мы детей Израиля через море, а фараон и его войска погнались за ними враждебно покушаясь, пока не настиг их потоп.

Сказал фараон: «Я поверил, что божество исключительно Бог, в которого верят дети Израиля! Я стал одним из смирившихся!» (10:90)

Ведь Мы спасли детей Израиля от унизительного наказания фараона! (44:30)              

История с детьми Израиля продолжилась и после чудесного спасения:

О дети Израиля! Мы спасли вас от вашего врага и назначили вам встречу у правой стороны горы. Мы ниспослали вам манну и перепелов. (20:80)         

Смысл спасения детей Израиля заключался в том, чтобы в этом народе сохранилось единобожие. Однако влияние на них политеистической среды не прошло бесследно:

Мы дали в наследство слабым восточные и западные земли, которые Мы благословили! Завершились Слова Господа твоего хорошо для детей Израиля за то, что они терпели. Мы погубили то, что вытворял фараон, его люди, и то, в чем они пребывали! Мы переправили детей Израиля через море, и пришли они к людям, преданным своим идолам.

Они попросили: «О Муса (Моисей)! Установи нам такое же божество, как и у них!» Он ответил: «Поистине, вы люди невежественные!..» (7:137-138)

Такая ситуация вывела из душевного равновесия Моисея и вылилось в гнев, обрушившийся на Аарона:

Ответил Харун (Аарон):

«О сын моей матери! Не хватай меня за бороду и голову! Поистине, я боялся, что ты скажешь: «Ты совершил разделение среди детей Израиля и не проконтролировал мои слова!»» (20:94)

Единобожие было восстановлено посредством ниспослания Предписания Моисею:

Мы дали Мусе (Моисею) Предписание и установили его наставлением для детей Израиля, потомство тех, кого Мы носили вместе с Нухом (Ноем), чтобы они не брали, помимо Него, доверенного. (17:2)

Поистине, Мы дали Мусе (Моисею) Предписание, так не будь в сомнении во встрече с Ним!

Мы установили ему Наставление для детей Израиля! (32:23)

Поистине, Мы дали Мусе (Моисею) наставление. Мы оставили в наследство детям Израиля Предписание, (40:53)

С течением времени дети Израиля стали отходить от божественных заповедей. Одним из посылов Корана является напоминание им о былом:

О дети Израиля! Вспомните Мое благодеяние, которым Я облагодетельствовал вас. Выполните обязательство предо Мной, и Я выполню обязательство пред вами. Меня остерегайтесь! (2:40)

О дети Израиля! Вспомните Мое благодеяние вам, которым Я облагодетельствовал вас. Поистине, Я предпочел вас пред людьми. (2:47)        

Когда Мы заключили договор с детьми Израиля о том, чтобы служить только Богу, совершать благие дела родителям, близким, сиротам, бедным, говорить людям наилучшее, выходить на молитвенную связь и давать обеляющий расход, то после вы, за исключением немногих из вас, отвернулись и отстранились. (2:83)

Спроси детей Израиля, сколько Мы им дали ясных знамений. Поистине, Бог суров в наказании к тем, кто поменяет благодеяние Бога после того, как оно явилось. (2:211)

Бог заключил договор с детьми Израиля. Воздвигли Мы из них двенадцать старшин.

Сказал Бог: «Я с вами. Если вы будете выходить на молитвенную связь, давать обеляющий расход, поверите Моим посланникам, укрепите их и дадите Богу хороший заем, то Я непременно закрою ваши злодеяния и введу в сады с текущими в низовье реками! А кто из вас закроется после этого, тот сбился с ровной дороги!» (5:12)

Из-за того случая предписали Мы детям Израиля: кто убьет личность не за убийство личности или не за порчу на земле, то тот словно убил всех людей, а кто спас ей жизнь, тот как будто бы спас жизнь всех людей! (5:32)

Это – те вестники, кого облагодетельствовал Бог из потомства Адама. Из тех, кого Мы носили с Нухом (Ноем). Из потомства Ибрахима (Авраама) и Исраиля (Израиля). Из тех, кого Мы наставили и избрали. Когда им читались знамения Щадящего, они падали ниц и плакали! (19:58)               

Таким образом Мы дали это в наследство детям Израиля! (26:59)         

Мы ведь дали детям Израиля Предписание, разборчивость и известия. Даровали им надел и предпочли их пред народами. (45:16)

Отход от божественной стези довел детей Израиля до того, что они стали противостоять посланникам Бога:

Поистине, Мы заключили договор с детьми Израиля и отправили к ним посланников. Каждый раз, когда посланники являлись с тем, что не любили их личности, часть из них нарекали лжецами, часть убивали. (5:70)

Если же они признавали кого-либо из вестников, то все равно сопротивлялись предписаниям Творца:

Неужели ты не думал о знати детей Израиля, живших после Мусы (Моисея)?

Вот они сказали своему вестнику: «Направь нам царя, и мы будем сражаться на пути Бога!»

Он ответил: «Если даже вам будет предписано сражение, возможно, вы не будете сражаться!»

На что они ответили: «А почему нам не сражаться на пути Бога? Поистине, мы изгнаны из наших домов вместе с детьми!» Но после того, как им предписано было сражение, они, кроме немногих, отвернулись. Бог знает мракобесов! (2:246)

Это состояние народа стало сказываться в такой степени, что нововведения были узаконены в вере:

Всякая пища была дозволена детям Израиля, кроме той, которую Израиль запретил самому себе до ниспослания Таурата (Торы).

Скажи: «Так принесите Таурат (Тору) и прочтите его, если вы правдивы!..» (3:93)

Раскола в среде детей Израиля до Моисея не было. Лишь с появлением вестника и ниспослания Предписания среди детей Израиля началось расслоение:

Мы ведь поместили детей Израиля оправданным размещением и наделили их здравием. Они не разногласили, пока не пришло к ним знание. Поистине, Господь твой рассудит их в день предстояния в том, в чем они разногласили! (10:93)

Такое поведение стало явным из известий, результат которого также был предрешен:

Мы определили детям Израиля в Предписании:

«Вы дважды вызовете порчу на земле. Вы ведь непременно возвеличитесь большим превознесением!»

Так, когда явилось первое из двух обещаний, Мы наслали на вас Наших слуг, обладающих мощной силой. Они рыскали среди ваших жилищ. Так обещание было исполненным.

Затем Мы вернули вам нападение на них. Мы поддержали вас в имуществе и детях. Мы установили вам наибольшую подмогу! Если вы делаете добро, то делаете для себя, а если вы делаете зло, то для себя же!

Так вот, явилось последнее обещание, чтобы опечалились ваши лица, чтобы они вошли в место земного преклонения подобно тому, как вошли туда в первый раз, чтобы уничтожить сверх уничтоженного! (17:4-7)

Мы сказали после этого детям Израиля:

«Расселяйтесь на земле. А когда явится последнее обещание, Мы явимся с вашей группой!» (17:104)

Несмотря на сопротивление и нарушение божественных предписаний, Творец не оставлял детей Израиля без истины. Последним вестником, посланным персонально к ним, был Иисус:

Он научит его Предписанию, разборчивости, Таурату (Торе), Инжилю (Евангелию) и пошлет к детям Израиля с вестью:

«Я пришел к вам со знамением от вашего Господа!

Я сотворю вам из глины образ птицы и подую в нее, станет она птицей с позволения Бога!

Я вылечу слепого, прокаженного и оживлю мертвых с позволения Бога!

Я сообщу вам, что вы едите и что сохраняете в ваших домах! Поистине, в этом – знамение для вас, если вы верящие!..» (3:48-49)

Но и Иисуса дети Израиля отвергли и оболгали:

Прокляты языком Дауда (Давида) и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии), те из детей Израиля, которые закрылись! Это за то, что они ослушались и были преступны. (5:78)

Лишь небольшая часть поверила Иисусу и последовала за ним:

О вы, которые поверили! Будьте помощниками Бога, как сказал Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), последователям:

«Кто мои помощники у Бога?»

Последователи ответили:

«Мы помощники Бога!»

Но поверила часть из детей Израиля, а другая часть закрылась. И Мы подкрепили тех, которые поверили, против их противников, и они оказались победителями! (61:14)

Несколько поколений спустя последователи Иисуса исказили его учение:

Поистине, оказались закрытыми те, которые говорят:

«Поистине, Бог – помазанник, сын Марьям (Марии)!»

Но помазанник сказал:

«О дети Израиля! Служите Богу, Господу моему и Господу вашему! Поистине, кто устраивает Богу причастных, тому Бог запретил сад! Убежищем для него будет огонь, а для мракобесов нет помощников!» (5:72)

В День Долга Иисус, конечно же, отвергнет ложь в отношении него и его учения:

Вот скажет Бог: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Вспомни благодеяние Мое для тебя и твоей родительнице! Я подкрепил тебя Духом Святым. Ты разговаривал с людьми в колыбели и взрослым.

Вот научил Я тебя Предписанию, разборчивости, Таурату (Торе), Инжилю (Евангелию)!

Вот ты творил из глины подобие птиц, дул в них и становились они живыми птицами с Моего дозволения. Ты исцелял слепого, прокаженного и воскрешал мертвого с Моего дозволения!

Вот Я удержал детей Израиля от тебя, когда ты пришел к ним с явными доказательствами!

Сказали те, которые закрылись из них: «Это лишь очевидное колдовство!» (5:110)

Когда спросил Бог: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Неужели ты говорил людям: «Примите меня и мою мать двумя божествами, помимо Бога»? – то он ответил:

«Хвала Тебе! Не было такого, чтобы я говорил то, что мне не по праву! Если я говорил, то Ты это знаешь. Ты знаешь то, что в моей личности, а я не знаю того, что в Твоей Личности, ведь Ты знающий сокровенное! Я говорил им исключительно то, что Ты мне приказал:

«Служите Богу, Господу моему и Господу вашему!»

Я был свидетелем о них, пока пребывал среди них, а когда Ты меня упокоил, Ты был наблюдателем за ними, ведь Ты – свидетель всякой вещи! Если Ты их накажешь, то ведь они слуги Твои, а если Ты простишь им, то ведь Ты – Великий, Мудрый!» (5:116-118)

Вокруг личности Иисуса возникли множество легенд и мифов. Коран же вносит поправки в представление о нем:

Поистине, он – исключительно слуга, которого Мы облагодетельствовали и установили его примером для детей Израиля. (43:59)

В Коране упоминается, что Иисус известил о приходе Мухаммада:

Когда сказал Иса (Иисус), сын Марьям (Марии):

«О дети Израиля! Поистине, я – посланник Бога к вам, чтобы оправдать то, что было перед этим из Таурата (Торы), и обрадовать посланником, который придет после меня, по имени Ахмад!» – то после этого он явил им явные доказательства, но они сказали:

«Это – явное колдовство!» (61:6)

Несмотря на то, что большинство из детей Израиля не приняли посланническую миссию Мухаммада, среди них находились беспристрастные люди, свидетельствующие о нем:

Неужели не было для них знамением то, что знают его ученые из детей Израиля? (26:197)

Сведущие в Предписании из детей Израиля засвидетельствовали не только о вестнике, но и самом Коране:

Спроси: «Подумали ли вы, если это от Бога, а вы закрылись от этого, хотя свидетель от детей Израиля засвидетельствовал о подобном ему и поверил, а вы возгордились?»

Поистине, Бог не наставляет мракобесов! (46:10)

Эти сведущие люди из числа детей Израиля ясно понимали, что им необходимо единое мнение в вере, которое дает принятие Корана:

Поистине, эта Словесность (Коран) повествует детям Израиля большую часть того, в чем они расходятся! (27:76)

Детям Израиля нет необходимости отказываться от всего унаследованного из Предписания. Им стоит лишь подкорректировать некоторые положения и учесть замечания из Корана.