Коран об иудеях

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Религиозная полемика в среде мусульман довольно часто переходит в обсуждение иудаизма, ведь большинство упомянутых вестников в Коране ассоциируются именно с этой религией. Проанализируем эту тему, рассмотрев информацию о иудеях:

Сказали иудеи: «Нет у христиан ничего!» – и сказали христиане: «Нет у иудеев ничего!» – хотя они читают Предписание. Так говорят те, которые не знают. Слова их похожи. Затем Бог разберется между ними в день предстояния в том, в чем они разошлись. (2:113)

Данный отрывок наглядно показывает религиозно-идеологическую борьбу между двумя «библейскими» направлениями. Это вполне объяснимо, ведь представители возникшего позже течения приложили усилия по нивелированию некоторых принятых ранее религиозных норм, таких как обрезание, запретная пища и т.д. Борьба «за души» людей привела к обособлению их в два института религий – иудаизм и христианство, несмотря на единую платформу формирования – Тору.

С течением времени человечеству был ниспослан Коран, объявляющий об истинности того, что было ниспослано ранее. А так как ниспосланное ранее было подвергнуто искажению, а значит истинность была представлена по-разному, последняя божественная весть была встречена с неприятием:

Не будут тобой довольны ни иудеи, ни христиане, пока ты не последуешь их общине.

Скажи: «Поистине, наставление Бога и есть Наставление».

Поистине, если ты последуешь их страстям после того, как знание пришло к тебе, нет тебе от Бога ни покровителя, ни помощника! (2:120)

Неприятие последней вести Творца обосновано мнением о своем исключительном статусе перед Создателем:

Иудеи и христиане сказали: «Мы дети Бога и Его возлюбленные!»

Спроси: «Так почему Он причиняет вам мучения за ваши провинности? Конечно, вы всего лишь одни из людей, которых Он сотворил.

Он прощает кого пожелает и причиняет мучения кому пожелает! Богу принадлежит власть над небесами, землей и над тем, что между ними. К Нему предстоит возвращение!» (5:18)

Подобные замечания наносят удар по идее исключительности, а значит и по привлекательности религиозной системы. Тем более основы их идеологий шатались при указании на фундаментальные отклонения от истины:

Сказали иудеи: «Судья – сын Бога».

Сказали христиане: «Помазанник – сын Бога».

Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые закрылись ранее! Поразит их Бог, где бы они ни наговаривали! (9:30)

Дополнительным «раздражителем» для обеих религиозных доктрин выступало то, что последняя божественная весть ссылается на общего идейного основателя для всех – Авраама:

Ибрахим (Авраам) не был ни иудеем, ни христианином, а был он склонившимся, смирившимся и не был из устраивающих причастных Богу! (3:67)

Следствием негативного отношения к последнему Предписанию Создателя стал следующий наказ верующим:

О вы, которые поверили! Не берите иудеев и христиан покровителями! Они покровители друг другу. Кто из вас берет их себе покровителем, тот и сам из них! Поистине, Бог не наставляет мракобесов! (5:51)

При этом Творец обращает внимание верующих на то, что не все одинаковы:

Ведь ты непременно натолкнешься на наиболее близких по любви к верующим, тех, которые говорят: «Мы — христиане!» Это потому, что среди них есть настоятели и монахи. Они не превозносятся. (5:82)

Ненависть иудеев была очевидной по их оскорблениям не только Мухаммада, но и Всевышнего:

Сказали иудеи: «Рука Бога связана!» Их руки связаны. Прокляты они за то, что говорили. Конечно, руки у Него распростерты! Расходует Он как желает.

Ведь непременно у многих из них ниспосланное тебе от твоего Господа увеличивает произвол и закрытость! Мы поселили между ними вражду и ненависть до дня предстояния! Как только они зажгут огонь для войны, тушит его Бог. Устремляются они по земле с порчей, но Бог не любит распространяющих порчу! (5:64)

Перед нами представлены причины противоречий между последователями Корана и иудеями. Эти причины не являются фундаментальными, скорее, они вызваны борьбой за первенство в доктринальном пространстве. Лишь искусственно созданные человеческие барьеры мешают равным отношениям между мусульманами и иудеями.