История
Коран о детях Израиля
При анализе исторических событий, излагаемых в Коране, наблюдается некое разделение в восприятии понятий «иудеи» и «дети Израиля». Иудеи больше олицетворяются с определенной религиозной идеей, понятие «дети Израиля» относит нас к определенному народу – евреям.
Согласно Корану, дети Израиля стали упоминаться начиная с истории жизни Моисея. Этот факт заставляет задуматься о смысле названия «Израиль» (в арабской транскрипции «исра,ииля»). Иудейская традиция гласит, что Яков был назван Израилем после того, как поборолся, по одной версии, с Богом, по другой версии – с ангелом. Поэтому ему было присвоено имя – «Израиль» – «Борющийся с Богом». Существует множество версий этимологии слова «Израиль», но мы постараемся рассмотреть это имя в контексте особенностей арабского языка и сути описываемой в Коране истории.
Условно, «исра,ииля» можно разбить на два составных корня – «исра», означающее «быть плененным» во множественном числе, и «,ииля», близкое к слову «ааля», означающее «род, племя, династия». Таким образом, термин «исра,ииля» можно понять как «плененный род, племя». Такое понимание вполне объяснимо, ведь дети Израиля были на положении рабов в Египте после смерти Иосифа. Интересным фактом является то, что ранее род Иосифа называется в Коране как род Якова:
Коран об Адаме
Согласно традиции всех авраамичеких религий, первым человеком на земле считается Адам. В представлении большинства верующих до Адама людей на земле не было. Не вдаваясь подробно в традиционную религиозную историю, попытаемся проанализировать информацию из Корана:
Когда сказал Господь твой управленцам: «Поистине, Я установлю на земле преемника!», они спросили: «Неужели Ты установишь того, кто будет портить ее и проливать на ней кровь? Мы восхваляем славой Тебя и мы святим Тебя!» (2:30)
Исходя из значения термина «преемник», можно сделать вывод о том, что некие человекообразные существа как вид животного мира уже существовали. Ведь преемники назначаются из существующих претендентов, что подтверждается удивлением и выводом управленцев Бога о предполагаемом поведении назначаемого.
Коран об иудеях
Религиозная полемика в среде мусульман довольно часто переходит в обсуждение иудаизма, ведь большинство упомянутых вестников в Коране ассоциируются именно с этой религией. Проанализируем эту тему, рассмотрев информацию о иудеях:
Жизнь вестника Мухаммада
Мухаммад – вестник Бога, в череде вестников: Мухаммад – только посланник, до которого были посланники! Неужели, когда он умрет или будет убит, вы измените направление?! Кто изменит следование, тот ни в чем не повредит Богу, но Бог воздаст признательным! (3:144)
Коран о Зуль-Кифле (Иезекиле)
Зуль-Кифль (Иезекиль) – вестник Бога, в череде вестников:
Коран об Исе (Иисусе)
Иса (Иисус) – вестник Бога, в череде вестников: «Скажите: «Мы поверили Богу, и в то, что ниспослано нам, и в то, что ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу, Исхаку (Исааку), Якубу (Якову) и последующим поколениям, и в то, что дано Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу), и в то, что дано вестникам Господом их. Мы не выделяем никого из них. Пред Ним мы смиряемся!» (2:136)