Часть 1

Память служит необходимым качеством для людей. Формируется память на основе приобретенного опыта. Люди пользуются памятью в ассоциациях, т.е. запоминают все происходящее во времени и пространстве, выстраивая схемы и связи. Это свойство помогает нам анализировать поступающие сообщения и делать для себя определенные выводы.

Предписание Зачинателя рассчитано на эту функцию памяти, чтобы мы могли при необходимости воспользоваться полученной информацией. В Словесности используются слова, корнем которых выступает термин «закара», означающий «упоминать, называть, приводить, рассказывать, помнить, вспоминать».

Творец ассоциирует руководство с Напоминанием:

 

Он сказал: «Отправьтесь отсюда все. Одни из вас другим противники! А после того, как придет к вам от Меня Наставление, то тот, кто последует Моему Наставлению, не собьется и не будет несчастным! А кто отстранится от Моего Напоминания, то, поистине, у того будет трудное существование! Мы соберем его в День Предстояния слепым!». (20:123-124)

 

Это конкретное обещание, реализация которого происходило посредством посланников, прослеживающееся на протяжении всей истории:

 

Или для вас удивительно, что пришло Напоминание от Господа вашего на человека среди вас, чтобы предупредить вас, и чтобы вы остереглись, может быть, вы будете пощажены?!». (7:63)

 

Прочитай им весть о Ное. Вот сказал он своему народу: «О народ мой! Если тяжела для вас мое позиция и напоминание о знамениях Зачинателя, то на Зачинателя я полагаюсь. Так объедините ваше дело и ваших соучастников, а потом пусть ваше дело вас не тревожит. Затем примите решение обо мне и не давайте мне отсрочки». (10:71)

 

Справедливости ради необходимо заметить, что стиль рассказа особенный. Термин «напоминание» выступает в качестве синонима понятий «Предписание» и «Наставление», которые, в свою очередь, сами являются синонимами друг друга:

 

Мы дали Моисею и Аарону Различение, Просвещение и Напоминание для осмотрительных, которые страшатся Господа их втайне и опасаются наступления Часа! (21:48-49)

 

Поистине, Мы дали Моисею Наставление. Мы оставили в наследство детям Израиля Предписание, Наставление и Напоминание для обладающих разумом. (40:53-54)

 

Напоминание людям давалось в некоторых случаях в устной форме, т.к. относилось конкретно к одному народу и по определенному поводу:

 

Или для вас удивительно, что пришло Напоминание от Господа вашего на человека среди вас, чтобы он вас предупредил? Помните, как Он установил вас преемниками после народа Ноя и увеличил для вас сотворенное пространство. Помните благодеяние Зачинателя, может быть, вы будете успешны! (7:69)

 

Ложью сочли предупреждение народ Самуд. Они сказали: «Неужели за одним из наших людей мы последуем? Мы ведь тогда окажемся в заблуждении и безумии! Неужели вменено ему Напоминание среди нас? Напротив, он злейший лгун!». (54:23-25)

 

Если же напоминание необходимо было сохранить для последующих поколений, то оно фиксировалось письменно:

 

Поистине, Мы ведь предписали в Писании, после Напоминания, что землю наследуют Мои исправившиеся слуги! (21:105)

 

Однако наследникам напоминания зачастую было свойственно отворачиваться от него, что приводило к неутешительным последствиям:

 

После того, как они забыли то, о чем им напомнили, Мы открыли врата ко всяким вещам, чтобы во время радости данному им схватить их внезапно! (6:44)

 

После того, как они забыли про то, о чем им напоминали, Мы спасли тех, которые удерживались от зла, и поразили тех, которые были мракобесами, злым наказанием за то, что они были отступниками. (7:165)

 

Подобное отношение к напоминанию Зачинателя встречается среди людей до сих пор:

 

Если бы истина последовала за их страстями, ведь испортились бы небеса, земля и те, кто на них! Но Мы привели им Напоминание, но они от Напоминания отстранились! (23:71)

 

Приходило к ним новое Напоминание от Щадящего, только они от него отвернулись. (26:5)

 

И то, что они уклоняются от Напоминания, подобно убегающим в испуге ослам, убегающим от принуждения! (74:49-50)

 

Безответственное отношение к напоминанию Создателя не дает духовному состоянию озариться Светом Господа и оставляет человека во мраке:

 

Так кто мрачнее тех, кому напомнили знамения его Господа, а он отвернулся от них и забыл то, что сделали его руки раньше. Мы установили на сердца их завесу, чтобы они не поняли это, а в уши их глухоту! Если ты их призовешь к Наставлению, то они никогда не наставятся! (18:57)

 

Кто темнее того, кому напомнили про знамения его Господа, а он затем отстранился от них? Поистине, Мы, по отношению к преступникам, мстительны! (32:22)

 

Следствием этого становится то, что советчиком людей оказывается ослушник:

 

Кто слеп к Напоминанию Щадящего, к тому Мы направим ослушника, и он будет привязан к нему! (43:36)

 

В большинстве же случаев люди поднимали на смех посланников с напоминанием, сопровождая их деятельность иронией и сарказмом:

 

Приход к ним рассказанного Напоминания Господа исключал их внимание. Они забавлялись. (21:2)

 

Так вы подняли их на смех, пока у вас не забыли Мое Напоминание! Вы были насмешниками! (23:110)

 

Насмешки над посланниками сопровождались определенными доводами, которые черпались из традиции и устоявшегося мировоззрения той среды обитания. В противовес же, обращаясь к памяти, Творец требует привести в качестве настоящего довода именно Предписание:

 

Что с вами? Как вы рассуждаете? Неужели вы не опомнитесь? Или у вас есть очевидное распоряжение? Так дайте ваше Предписание, если вы правдивы! (37:154-157)

 

Но, как показала практика, большинство не внимает истине, что и приводит к их гибели:

 

Мы погубили те селения, которые предупреждали Моим Напоминанием! Не были Мы мракобесами! (26:208-209)

 

Миссией Мухаммада было распространение ниспосланного напоминания среди всех людей:

 

Оставь тех, кто принимает их обязанность как игру и увлечение! Прельстила их ближняя жизнь! Напомни этим, что личность обречена на итог того, что приобрела. Нет для нее, помимо Зачинателя, ни покровителя, ни защитника! Если даже уравновесит все равноценным, не примется от нее! Это те, которые обречены на итог того, что приобрели! Для них там питье из кипятка и мучительное наказание за то, что они были закрывшимися! (6:70)

 

Скажи: «Я не прошу у вас за это вознаграждения! Поистине, это исключительно Напоминание для народов мира!». (6:90)

 

Предписание ниспослано тебе, так пусть не будет затруднения в груди из-за того, чтобы предупреждать их и напоминать верующим! Следуйте тому, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте вместо Него за покровителями, мало вы вспоминаете! (7:2-3)

 

Ты не просишь у них за это награды! Поистине, это исключительно Напоминание для народов мира! (12:104)

 

Ниспосланным напоминанием Мухаммаду была Словесность, в котором рассказывалось о предыдущих посланниках:

 

Все это рассказываем Мы тебе из вестей про посланников, чтобы укрепить твой ум, и в этом явилась к тебе истина, увещание и Напоминание для верующих. (11:120)

 

Они спрашивают об обладателе двух рогов. Скажи: «Я прочитаю вам о нем напоминание». (18:83)

 

Напоминание милости твоего Господа слуге Его Захарии. (19:2)

 

Напомни в Предписании о Марии. Когда она удалилась от своей семьи в восточное место. (19:16)

 

Напомни в Предписании об Аврааме. Поистине, он был правдивым вестником. (19:41)

 

Напомни в Предписании об Исмаиле. Поистине, он был правдивым в обещании и посланным вестником. (19:54)

 

Напомни в Предписании об Ездре. Поистине, он был правдивым вестником. (19:56)

 

Таким образом рассказываем Мы тебе весть о предшествующем. Мы даровали тебе от Нас Напоминание! (20:99)

 

Терпи то, что они говорят, и упомяни слугу Нашего Давида, обладавшего поддержкой. Поистине, он был кающимся! (38:17)

 

Вспомни слуг Наших: Авраама, Исаака, Якова, обладателей поддержки и проницательности. Поистине, Мы проявили лояльность к ним искренним Напоминанием об обители! Поистине, они ведь наилучшие избранные Наши слуги!

Вспомни Исмаила, Елисея, Иезекиля все из наилучших! Это Напоминание! Поистине, ведь для осмотрительных - прекрасное пристанище (38:45-49)

 

Упомяни про брата народа 'Ад, когда он предупредил свой народ на песчаном холме. Прошли уже предупреждения и до него, и после него: «О, служите исключительно Зачинателю! Я боюсь для вас наказания Великого Дня!». (46:21)