Вера
Общеизвестным фактом является декларация Исламом продолжения трансцендентной традиции авраамического толка. В отличие от удостоенных Предписания, Словесность не отвергает предыдущие, хотя критикует их за отклонение от самих Предписаний вкупе с отрицанием Словесности:
Скажи: «О удостоенные Предписания! У вас нет ничего, пока не будете основываться на Торе, Евангелии и том, что ниспослано вам от вашего Господа!» Но у многих из них ниспосланное тебе от твоего Господа непременно увеличивает произвол и закрытость. Не переживай о закрывшимся народе! (5:68)
Критика обоснована не только с позиции Словесности, но и сутью самих Предписаний. Ведь монотеизм четко прослеживается как в Торе, так и в Евангелии:
Скажи: «Неужели вы станете служить помимо Зачинателя тому, что не властно принести вам ни вреда, ни пользы? Он Зачинатель – Слышащий, Знающий!». Скажи: «О удостоенные Предписания! Не переходите границы в ваших обязанностях без права и не следуйте за страстями народов, которые сбились раньше! Они ввели в заблуждение многих и сами сбились с ровной дороги!». (5:76-77)
На выпады и обвинения со стороны оппонентов из христиан и иудеев Словесность предоставил ясные доводы параметров веры:
Скажи: «Мы поверили Зачинателю и в то, что ниспослано нам, и в то, что ниспослано Аврааму, Исмаилу, Исааку, Якову и поколениям, в то, что было даровано Моисею, Иисусу и вестникам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них. Мы пред Ним смирились!». (3:84)
Все перетягивания на свою сторону разбивались о ясную аргументацию Мухаммада:
Скажи: «Поистине, я наставлен на прямой путь, на стойкую обязанность склонившейся общины Авраама! Он не был приобщающим!». (6:161)
Вестником не было принесено что-то принципиально новое. Посланник был на том же пути, что и его предшественники:
Это те, которых наставил Зачинатель. Так следуй их Наставлению!
Скажи: «Я не прошу у вас за это вознаграждения! Поистине, это исключительно напоминание для народов мира!». (6:90)
И уж тем более Мухаммад был далек от настаивания и навязывания провозглашаемой веры:
Скажи: «Истина от вашего Господа! Кто хочет, пусть верит, а кто хочет, пусть закроется». Мы приготовили мракобесам Огонь, навес которого окружит их! Если они попросят о помощи, им помогут водой, подобной расплавленному металлу, обжигающей лица! Злое это питье и плохая это опора! (18:29)
Вестник обращался к соплеменникам только лишь с призывом о смирении пред Зачинателем:
Скажи: «Поистине, мне внушено, что зачинатель ваш – Единственный Зачинатель! Так смиритесь ли вы?». Если они отвернутся, то скажи: «Я возвещаю вам одинаково, о том, что я, поистине, осведомлен об обещанном вам ближайшем или далеком!». (21:108-109)
В случае отказа посланник просто оставлял таких людей в своем заблуждении:
Служите же, чему желаете помимо Него! (39:15)
Тем, кто задумался и начал внимать вести, Мухаммад донес радостное сообщение.
Спроси: «Не возвестить ли вам про лучшее, что это?». Для тех, которые осмотрительны, у Господа их - Сад, с текущими в низовье ее реками. Там супруги чистые и довольство Зачинателя. Они будут там пребывать. Поистине, Зачинатель видит слуг, тех, которые говорят: «Господи наш! Мы поверили. Так прости нам наши провинности и защити нас от наказания Огня!». (3:15-16)
Ведь ориентирование лишь на земные цели не может привести к успеху, а только к бесконечному разочарованию в будущем:
Скажи: «Неужели это лучше или Сады нахождения, обещанные осмотрительным, которые были для них как воздаяние и результат!». (25:15)
Просветительская деятельность Мухаммада столкнулась с отторжением окружающих, а в какой-то момент неприязнь переросла в военный конфликт, в итоге которого некоторые попадали в плен. Но и для них не все было потеряно:
О, вестник! Скажи пленным, находящимся в ваших руках: «Если Зачинатель узнает про добро в ваших сердцах, Он дарует вам добро из того, что захвачено у вас! Он простит вас, ведь Зачинатель - Прощающий, Жалеющий!». (8:70)
Окинув всю деятельность посланника, можно отметить бескорыстность во всех его действиях:
Скажи: «Я не прошу у вас вознаграждения, ведь оно для вас самих. Поистине, мое вознаграждение, исключительно у Зачинателя! Он обо всем Свидетель!». (34:47)
Все ложные обвинения в адрес Мухаммада о его якобы кровожадности и нетерпимости, которые сформировались из-за нелепых преданий и отвратительного поведения мусульман, разбиваются о трансцендентное содержание призыва Мухаммада:
Это то, чем радует Зачинатель своих слуг, которые поверили и исправились!
Скажи: «Я прошу у вас для себя в награду, исключительно любви к ближним!». Кто совершит хорошее, тому Мы прибавим к этому хорошее! Поистине, Зачинатель - Прощающий, Благодарный! (42:23)
В результате анализа цикла знамений, связанных с речью Мухаммада, становится ясно, что картина о посланнике в Словесности отличается от описания его традицией.