Коран о запретных месяцах

Коран о запретных месяцах 

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

           

Жизненный уклад людей диктует потребность измерять время. Невозможно вести хозяйственную деятельность без системы счета. Бог сотворил определенные природные процессы, позволяющих вести учет периодов: смену дня и ночи, фазы луны, смену времен года. На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год.

Вот что говорится в Коране по этому поводу: 

Поистине, число месяцев у Бога – двенадцать месяцев, по предписанию Бога, в день, когда Он сотворил небеса и землю. Из них четыре месяца запретны. Это прямая обязанность!...(9:36)

В наше время двенацатимесячный счет года принят по всей земле. Ну а что значит запретные месяцы? Обратившись к Корану мы обнаружим следующее: 

Они спрашивают тебя о запретном месяце, о сражении во время него. Ответь: «Сражение в это время велико, но препятствовать пути Бога, закрываться от него и запретного места земного преклонения, изгонять оттуда его жителей более велико пред Богом! Смута более велика, чем убийство!»…(2:217) 

Очевидно, что Бог определил запрет на сражение в эти четыре месяца. Но каков смысл в этом запрете? Дело в том, что Бог предписал верующим совершать паломничество - хадж:

 Запретный месяц запретным месяцем, но за нарушение запретов наказание! Так кто нападет на вас, то и вы нападайте на него подобно тому, как он напал на вас. Остерегайтесь Бога и знайте, что Бог с осмотрительными! Расходуйте на пути Бога и не бросайтесь навстречу гибели, а делайте добро! Поистине, Бог любит творящих добро! Доводите до конца паломничество и посещение Бога…(2:194-196) 

Вот для того, чтобы верующие могли в безопасности совершить паломничество и был объявлен Богом запрет на четыре месяца в году: 

Так путешествуйте по земле в течение четырех месяцев и знайте, что вы не ослабите Бога! Поистине, Бог опозорит закрывшихся! (9:2) 

Обряд паломничества у мусульман довольно широко известен в мире. Эта традиция соблюдается издревле, инициированная Богом еще со времен Авраама:

 Поистине, первым воздвигнутым благословенным и наставляющим домом для людей является тот, что в Бекке. Там есть показанные знаки для людей - место Ибрахима (Авраама). Тот, кто вошел в него будет в безопасности. Пред Богом на людях обязательство паломничества к дому, для тех, кто в состоянии совершить путь к нему. Кто закрыт, то Бог не нуждается в людях. (3:96-97)

 Рассмотрим арабский календарь и проанализируем смысл их названий: 

  1. Мухаррам – запретный месяц
  2. Сафар – желтый месяц
  3. Рабии,уль аууаль – первый весенний месяц
  4. Рабии,уссаани – второй весенний месяц
  5. Джумадаль уля – первый застывший месяц
  6. Джумадассаани – второй застывший месяц
  7. Раджаб – безопасный месяц
  8. Ша,баану – разделяющий месяц
  9. Рамадан – пылающий месяц
  10. Шаууаль – переносящий месяц
  11. Зуль каада – месяц обладающий сидением
  12. Зуль хиджа – месяц обладающий паломничеством  

Традиционно принято считать запретными месяцами:

1. «мухаррам» (запретный),

2. «раджаб» (безопасный),

3. «зуль каада» (обладающий сидением)

4. «зуль хиджа» (обладающий паломничеством). 

Судя по названиям лишь три месяца соответствуют сути запрета - «мухаррам» (запретный), «раджаб» (безопасный) и «зуль хиджа» (обладающий паломничеством), но вот название месяца «зуль каада» (обладающий сидением) «выбивается из колеи», не соответствует смыслу и значению ни паломничества (ведь в паломничестве напротив необходимо совершить путешествие в Мекку), ни запрету на сражение.  

Если предположить, что месяц «зуль каада» не является запретным, то какой месяц вместо него должен относиться к запретному?  

Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы должны внимательно проанализировать следующие отрывок из Корана:

 

Доводите до конца паломничество и посещение Бога. А если вы стеснены в средствах, то принесите в жертву доступных вам животных. Не брейте свои головы, пока жертвенное животное не достигнет отведенного места. Если кто-то из вас будет болен или у него будут боли в голове, то он пусть откупится постом, или милостыней, или делами благочестия. А когда вы в благополучии, то тот, кто использует посещение для паломничества, может принести в жертву животное по своей возможности. Кто не найдет, пусть постится три дня во время паломничества и семь дней, когда вернется домой. Итого полных десять дней. Это для тех, у кого семья не проживает у запретного для сражения места земного преклонения. Остерегайтесь Бога и знайте, что Бог суров в наказании! (2:196)

 

В паломничестве, если нет возможности принести жертвоприношение предписывается заменить его постом. Т.е. один обряд заменяется другим. А когда еще предписан обрядовый пост верующим? Единственный месяц, в котором предписан пост как обряд, это месяц Рамадан (пылающий):

 

В пылающий (Рамадан) месяц была ниспослана Словесность (Коран) наставлением для людей. В наставлении есть ясные доказательства и различение. Тот, кто из вас будет свидетелем этого месяца, пусть постится в нем…(2:185)

 

И действительно, в месяц Рамадан и в период паломничества существует единое правило. К примеру, во время поста, если человек находится в месте земного преклонения, заниматься интимными отношениями нельзя:

 

Не занимайтесь интимом с ними, когда вы непрерывно находитесь в местах земного преклонения. Таковы ограничения Бога, так не приближайтесь к ним! Таким образом Бог разъясняет Свои знамения людям, может быть, они будут осмотрительны! (2:187)

 

Это же положение предписано и во время паломничества:

 

Паломничество совершается в определенные месяцы. А кто обязался совершить в эти месяцы паломничество, то нет разрешения для интимных отношений, отступничества и спора в паломничестве…(2:197)

 

Довольно интересным фактом служит контекст концовки описания поста:

 

…Таким образом Бог разъясняет Свои знамения людям, может быть, они будут осмотрительны!

Не поглощайте ваши достояния друг у друга понапрасну. Не давайте его выносящим решение, чтобы греховно присвоить часть достояния людей, когда вы знаете. (2:187-188)

 

И сразу же в следующем отрывке идет определение запретных месяцев:

 

Спрашивают они тебя о новолуниях. Ответь: «Они определение времени паломничества для людей!»…(2:189)

 

Т.е. определение запретных месяцев и описание поста было для верующих того времени одной темой. И Рамадан, и запретные месяцы определяются по новолунью. Очевидно, что вопрос у верующих возник в контексте откровения о посте.

Схожесть правила для и определения времени позволяет нам причислить месяц Рамадан к одному из 4-х запретных месяцев.

В таком случае возникает вопрос, а причисление месяца «зуль каада» в перечень запретных месяцев ошибка или намеренное действие с целью обмануть людей? Однозначно ответить сложно, но в Коране есть прецедент того, что люди пытались манипулировать запретными месяцами:

 

Поистине, откладывание - добавление из-за закрытости. Сбиваются этим те, которые закрылись, разрешая в один год и запрещая в другой, чтобы снизить период того, что запретил Бог. Они разрешают то, что запретил Бог! Приукрашено для них зло их деяний, но Бог не наставляет закрывшихся людей! (9:37)

 

            Как видно из отрывка, попытки сбить с толку людей все же были. Речь не идет конечно о полном искажении запретных месяцев, но это и не требуется. Достаточно переназначить принадлежность одного месяца, чтобы верующие в дальнейшем ошибались в точном определении запретных для сражений месяцев.